Комплексная установка для пожарно-спасательного автомобиля

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к противопожарной и аварийно-спасательной технике, предназначенной для тушения пожаров, в частности к пожарным машинам и предназначена для создания струи воды, обладающей большей, чем у обычных пожарных систем, скоростью и состоящей из капель воды меньшего размера, а также для обеспечения сжатым воздухом аварийно-спасательного оборудования. Комплексная установка для пожарно-спасательного автомобиля содержит двойную коробку отбора мощности, управляемую муфту сцепления для водной линии, включающей насос, соединенный посредством измерительной и запорной аппаратуры с пенобаком и водной цистерной, а также через смеситель потока с рукавными линиями, соединенными с ручными стволами и переносными лафетными стволами, а также со стационарным лафетным стволом, управляемую муфту сцепления для воздушной линии, содержащей компрессор, соединенный комплектом измерительной и запорной аппаратуры с воздухозаборником и ресивером, который соединен со смесителем потока, а также с аварийно-спасательным оборудованием. Использование предлагаемой комплексной установки обеспечивает повышение эффективности тушения пожара за счет снижения расхода воды и возможности ликвидации очагов возгорания одновременно в нескольких удаленных и труднодоступных местах. Также предложенная комплексная установка обеспечивает возможность одновременно с пожаротушением проводить аварийно-спасательные работы, что расширяет функциональные возможности установки.

Полезная модель относится к противопожарной и аварийно-спасательной технике, предназначенной для тушения пожаров, в частности к пожарным машинам, и предназначена для создания струи воды, обладающей большей, чем у обычных пожарных систем, скоростью и состоящей из капель воды меньшего размера, а также для обеспечения сжатым воздухом аварийно-спасательного оборудования.

Из уровня техники известна передвижная пожарная установка М. Самиева (заявка на патент РФ 2001127118, МПК A62C 27/00, опубл. 20.04.2004 г.), смонтированная на колесном средстве передвижения и содержащая лафетный ствол с рукояткой управления, смеситель и тройник соединенные с емкостью для огнетушащего вещества или с источником воды посредством напорного пожарного рукава и вентиля, а с баком пенообразователя посредством гибкого шланга и вентиля.

Недостатком известной установки является сужение области тушения пожара вследствие отсутствия ручного лафетного ствола, позволяющего тушить пожар одновременно на нескольких местах объекта, и малая эффективность воздействия огнетушащего состава на источник возгорания, связанная с большим расходом воды и огнетушащего вещества.

Известен пожарно-спасательный комплекс (патент РФ 2191612, МПК A62C 27/00, опубл. 27.10.2002 г.), содержащий автомобиль с цистерной с огнегасящим веществом, подъемное устройство, прицеп, укомплектованный спасательными матами, лестницей и ременными стяжками, и установленный на автомобиле компрессор для подкачки надувных спасательных матов, труба с распределительным устройством к трем пожарным стволам, закрепленным на управляемых подвижных платформах, размещенных на общем кронштейне, к которому дополнительно прикреплена консоль с видеокамерой наблюдения и прожектором освещения.

Недостатком данного пожарно-спасательного комплекса, как и первого аналога, является сужение области тушения пожара и малая эффективность воздействия огнетушащего состава на источник возгорания.

Известен автомобиль пожарно-спасательный (патент РФ 83188, МПК A62C 27/00, опубл. 27.05.2009 г.), содержащий трехосное шасси автомобиля с пожарным модулем, состоящим из водной цистерны со встроенным пенным баком, насосной установки, разветвлений, рукавной катушки и ручного ствола, лафетного ствола с дистанционным управлением, а также аварийно-спасательного вооружения и механической лебедки.

Недостатком данного пожарно-спасательный автомобиля, как и предыдущих аналогов является большой расход воды и малая эффективность воздействия огнетушащего состава на источник возгорания.

Задачей полезной модели является повышение эффективности пожаротушения и расширение функциональных возможностей установки.

Техническим результатом, достигаемым заявляемой полезной моделью, является создание струи тонкораспыленной воды, обеспечивающей эффективное пожаротушение меньшим количеством воды на больших площадях нескольких очагов возгорания с одновременным использованием аппаратуры для аварийно-спасательных работ.

Указанный технический результат достигается комплексной установкой для пожарно-спасательного автомобиля, содержащей двойную коробку отбора мощности, управляемую муфту сцепления для водной линии, соединенную первым карданным валом с насосом, связанным через первый вентиль и дозирующее устройство с пенобаком, имеющим заливную горловину, и через второй вентиль и фильтр забора воды с цистерной, заливная горловина которой имеет заправочный фильтр, оборудованный первым манометром, причем выход насоса соединен через второй манометр и обратный клапан со смесителем потока, представляющим собой два коаксиально размещенных цилиндра, из которых наружный цилиндр для подачи воздуха выполнен сплошным, а внутренний цилиндр для подачи воды выполнен с перфорацией, а на торцах обоих установлены перфорированные фланцы, причем смеситель оборудован третьим манометром и связан через узел разветвления с третьим вентилем и со стационарной рукавной линией, соединенной со стационарным лафетным стволом, а также с четвертым вентилем и с магистральной рукавной линией, которая через тройник связана с рабочей рукавной линией, соединенной с как минимум одним ручным стволом и как минимум одним переносным лафетным стволом, управляемую муфту сцепления для воздушной линии, соединенную вторым карданным валом с компрессором и воздушным фильтром, а также с воздухозаборником, причем компрессор через четвертый манометр связан с ресивером, к которому с одной стороны через воздушный вентиль подсоединено аварийно-спасательное оборудование, а с другой стороны ресивер через обратный клапан связан со смесителем потока.

Согласно полезной модели к смесителю потока через узел разветвления и гребенку вентилей подсоединена рабочая рукавная линия, соединенная с как минимум одним ручным стволом и как минимум одним переносным лафетным стволом.

Согласно полезной модели аварийно-спасательное оборудование включает отбойный молоток, пневмоножницы, дрель и другое пневмооборудовавние, а также надувной спасательный мат.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена функциональная схема установки и на фиг. 2 изображено сечение смесительного устройства.

Комплексная установка для пожарно-спасательного автомобиля (фиг. 1) содержит двойную коробку отбора мощности 1, управляемую муфту сцепления 2 для водной линии, соединенную первым карданным валом 3 с насосом 4, связанным через первый вентиль 5 и дозирующее устройство 6 с пенобаком 7, имеющим заливную горловину 8, и через второй вентиль 9 и фильтр забора воды 10 с цистерной 11, заливная горловина 12 которой имеет заправочный фильтр 13, оборудованный первым манометром 14, причем выход насоса 4 соединен через второй манометр 15 и обратный клапан 16 со смесителем потока 17. Смеситель потока 17 (фиг. 2) представляет собой два коаксиально размещенных цилиндра, из которых наружный цилиндр 18 для подачи воздуха выполнен сплошным, а внутренний цилиндр 19 для подачи воды выполнен с перфорацией 20. На входе в смеситель установлен перфорированный фланец 21, а на выходе - перфорированный фланец 22. Смеситель потока 17 (фиг. 1) оборудован третьим манометром 23 и связан через узел разветвления 24 с третьим вентилем 25 и со стационарной рукавной линией 26, соединенной со стационарным лафетным стволом 27, а также с четвертым вентилем 28 и магистральной рукавной линией 29, связанной через тройник 30 с рабочей рукавной линей 31, соединенной с как минимум одним ручным стволом 32 и как минимум одним переносным лафетным стволом 33. Управляемая муфта сцепления 34 для воздушной линии соединена вторым карданным валом 35 с компрессором 36 и воздушным фильтром 37, а также с воздухозаборником 38. Компрессор 36 через четвертый манометр 39 связан с ресивером 40, к которому с одной стороны через воздушный вентиль 41 подсоединено аварийно-спасательное оборудование (на чертеже не обозначено), а с другой стороны ресивер 40 через обратный клапан 42 связан со смесителем потока 17. К смесителю потока через узел разветвления 24 и гребенку угловых вентилей 43 подсоединена рабочая рукавная линия 44, соединенная с как минимум одним ручным стволом 45 и как минимум одним переносным лафетным стволом 46.

Рассмотрим пример конкретного исполнения комплексной установки на базе автомобиля КАМАЗ или УРАЛ. Основу установки составляют два независимых источника потока воды и воздуха. Источником потока воды является штатный насос автоцистерны НЦПН-40/100-В1Т. Данные насосы обеспечивают номинальную подачу воды, не менее 40 л/с. Поток воздуха создается дополнительным компрессором ОАН 2 размещенным на шасси автомобиля. Компрессор обеспечивает эффективное рабочее давление воздуха до 12 атм., номинальная производительность компрессора 140 л/с. Как насос, так и компрессор приводятся в действие от двигателя автомобиля. Для этого на автомобиле установлена двойная коробка отбора мощности, которая приводит во вращение два карданных вала. Потоки смешиваются в смесителе (сумматоре потоков). Смеситель представляет собой два коаксиально размещенных цилиндра: сплошной (корпус) 200 мм. для подачи воздуха и трубу с перфорацией, для потока воды. Воздух подается в корпус смесителя через перфорированный фланец 350 мм. В результате смешения потоков в смесителе происходит образование двухфазной смеси, при этом происходит уменьшение размеров капель воды. На выходе устройства установлен перфорированный фланец 195 мм, дополнительно обеспечивающий «дробление потока». Конструктивно смеситель размещен внутри цистерны с водой, что предотвращает возможность образования ледяной пленки на перфорированных деталях в зимнее время. Готовая смесь подается на стационарный или переносной лафет, а также в магистральную рукавную линию Ду-150, с дальнейшим разветвлением на рабочие рукавные линии и на переносной лафет. В отличие от аналогов, использующих рукава высокого давления и специально изготовленные стволы, в данной системе используются стандартные рукава, стволы и другое штатное оборудование, входящее в вооружение пожарных машин советского и российского производства. Переключение двухфазной смеси на рукавную линию и на стационарный лафет осуществляется в узле разветвления посредством механических задвижек Ду-203 и Ду-104.

Для использования системы при проведении аварийно-спасательных работ (разбор завалов, подача воздуха в завалы и т.п.) к воздушной линии подключается катушка с рукавом высокого давления к которой подключаются пневмоинструменты (отбойные молотки, дрели и т.п.), а также надувной спасательный мат (так называемый «куб жизни»). Отбор пневмопотока для аварийно-спасательных работ осуществляется через вентиль.

Предлагаемая комплексная установка имеет ряд преимуществ:

- рабочая рукавная линия подачи смеси обладает малым весом по сравнению с обычными рукавами и поэтому даже один боец может обслуживать ручной ствол при движении в сторону очага пожара;

- вследствие малого расхода воды пожарная машина обладает большим ресурсом работы без дозаправки водой. Предложенная схема установки обеспечивает возможность прямой дозаправки пожарной машины водой от других автоцистерн в процессе работы.

- так как тушение производится мелкими каплями («водяная пыль»), то нет необходимости заливать очаг пожара большим количеством воды, это особенно важно при тушении жилых и других помещений.

Таким образом использование предлагаемой комплексной установки обеспечивает повышение эффективности тушения пожара за счет снижения расхода воды и возможности ликвидации очагов возгорания одновременно на нескольких удаленных и труднодоступных очагах возгорания. Также предложенная комплексная установка обеспечивает возможность одновременно с пожаротушением проводить аварийно-спасательные работы, что расширяет функциональные возможности установки.

1. Комплексная установка для пожарно-спасательного автомобиля, содержащая двойную коробку отбора мощности, управляемую муфту сцепления для водной линии, соединенную первым карданным валом с насосом, связанным через первый вентиль и дозирующее устройство с пенобаком, имеющим заливную горловину, и через второй вентиль и фильтр забора воды с цистерной, заливная горловина которой имеет заправочный фильтр, оборудованный первым манометром, причем выход насоса соединен через второй манометр и обратный клапан со смесителем потока, представляющим собой два коаксиально размещенных цилиндра, из которых наружный цилиндр для подачи воздуха выполнен сплошным, а внутренний цилиндр для подачи воды выполнен с перфорацией, а на торцах обоих установлены перфорированные фланцы, причем смеситель оборудован третьим манометром и связан через узел разветвления с третьим вентилем и со стационарной рукавной линией, соединенной со стационарным лафетным стволом, а также с четвертым вентилем и с магистральной рукавной линией, которая через тройник связана с рабочей рукавной линией, соединенной с как минимум одним ручным стволом и как минимум одним переносным лафетным стволом, управляемую муфту сцепления для воздушной линии, соединенную вторым карданным валом с компрессором и воздушным фильтром, а также с воздухозаборником, причем компрессор через четвертый манометр связан с ресивером, к которому с одной стороны через воздушный вентиль подсоединено аварийно-спасательное оборудование, а с другой стороны ресивер через обратный клапан связан со смесителем потока.

2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что к смесителю потока через узел разветвления и гребенку вентилей подсоединена рабочая рукавная линия, соединенная с как минимум одним ручным стволом и как минимум одним переносным лафетным стволом.

3. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что аварийно-спасательное оборудование включает отбойный молоток, пневмоножницы, дрель и другое пневмооборудование, а также надувной спасательный мат.



 

Похожие патенты:
Наверх