Малая рыбообрабатывающая плавбаза

Авторы патента:


 

Заявленная полезная модель относится к судостроению и рыбопромышленной отрасли, в частности к рыбоперерабатывающим заводам, предназначенным преимущественно для переработки лососевых пород рыб в местах их вылова, и может быть использована рыбопромышленными компаниями в лососевую путину для выпуска высококачественной продукции с высокой степенью переработки. Задачей настоящей полезной модели является разработка современной плавбазы с маленькой осадкой, способной заходить в устья нерестовых рек, и предназначенной для переработки улова с выпуском высококачественной рыбной продукции в зоне вылова лососевых пород рыб, а также уменьшение затрат на производство этой продукции. Техническим результатом является повышение технологичности производства по переработке рыбы и выпуска продукции из лососевых рыб. Указанный технический результат достигается при использовании заявленной полезной модели, путем создания малой рыбообрабатывающей плавбазы для переработки лососевых рыб в зоне прибрежного рыболовства и установленной в месте вылова. Малая рыбообрабатывающая плавбаза для переработки лососевых рыб в зоне прибрежного рыболовства формируется на базе однокорпусного однопалубного судна (баржи) с установленными на ней 20- и 40-футовыми стандартными морскими контейнерами. В этих контейнерах монтируется оборудование, обеспечивающее выпуск рыбной продукции с высокой степенью переработки, а также оборудование, обеспечивающее работу рыбообрабатывающего комплекса и проживание обслуживающего персонала. Таким образом, настоящая полезная модель, относящаяся к судостроению и рыбопромышленной отрасли, в частности, к рыбообрабатывающим заводам, предназначенным в основном для переработки лососевых пород рыб в местах их вылова, позволит повысить качество выпускаемой продукции, уменьшить затраты на ее производство.

Заявленная полезная модель относится к судостроению и рыбопромышленной отрасли, в частности к рыбоперерабатывающим заводам, предназначенным преимущественно для переработки лососевых пород рыб в местах их вылова, и может быть использована рыбопромышленными компаниями в лососевую путину для выпуска высококачественной продукции с высокой степенью переработки.

Известны различные варианты исполнения рыбоперерабатывающих производств, предназначенных для переработки лососевых пород рыб:

- береговые рыбообрабатывающие заводы, оснащенные рыбоперерабатывающим оборудованием и расположенные вблизи населенных пунктов, которые, как правило, находятся на значительном расстоянии от мест вылова - устьев нерестовых рек (ООО «Петропавловск-Камчатский рыбоконсервный завод», ООО «Устькамчатрыба», г. Петропавловск-Камчатский, береговой завод по обработке лосося в с. Ивашка Камчатского края). Недостатками этого варианта производства являются высокие транспортные расходы по доставке сырья, существенное снижение качества и большие потери сырья во время его транспортировки;

- рыбообрабатывающие плавучие базы, оснащенные рыбоперерабатывающим оборудованием, которые на время лососевой путины становятся на стоянку как можно ближе к местам вылова (суда проекта 13490, 398Р, В-670, 413). Недостатки этого варианта производства: это суда, дорогостоящие в эксплуатации, принадлежащие, как правило, другим судовладельцам; место стоянки расположено сравнительно далеко от места вылова рыбы из-за большого водоизмещения судна (большая осадка); судно насыщено дорогостоящим оборудованием для переработки различных пород рыб, которое простаивает в лососевую путину.

Известна, например, малая рыбообрабатывающая плавбаза «Камчатский шельф» проекта 13490 (Флот рыбной промышленности. Справочник типовых судов. М.: Изд-во «Транспорт», 1990, с. 302-305), принятая за прототип. По сути это плавучий рыбзавод. Судно предназначено для приема рыбы в море от ловцов, переработки рыбы, хранения и доставки в порт (или сдачи на транспортный рефрижератор) готовой мороженой продукции.

Недостатком этой плавбазы является то, что судно имеет большое водоизмещение, мощную энергетическую установку, большую численность обслуживающего персонала. Большая осадка судна не позволяет ему подойти близко к месту вылова лососевых пород рыб, что приводит к увеличению времени между выловом и началом переработки рыбы, а это, в свою очередь, ведет к снижению качества сырья и, соответственно, к снижению качества выпускаемой продукции.

Задачей настоящей полезной модели является разработка современной плавбазы с маленькой осадкой, способной заходить в устья нерестовых рек, и предназначенной для переработки улова с выпуском высококачественной рыбной продукции в зоне вылова лососевых пород рыб, а также уменьшение затрат на производство этой продукции.

Техническим результатом является повышение технологичности производства по переработке рыбы и выпуска продукции из лососевых рыб.

Указанный технический результат достигается при использовании заявленной полезной модели, путем создания малой рыбообрабатывающей плавбазы для переработки лососевых рыб в зоне прибрежного рыболовства и установленной в месте вылова.

Малая рыбообрабатывающая плавбаза для переработки лососевых рыб в зоне прибрежного рыболовства формируется на базе однокорпусного однопалубного судна (баржи) с установленными на ней 20- и 40-футовыми стандартными морскими контейнерами*. В этих контейнерах монтируется оборудование, обеспечивающее выпуск рыбной продукции с высокой степенью переработки, а также оборудование, обеспечивающее работу рыбообрабатывающего комплекса и проживание обслуживающего персонала.

Суть работы малой рыбообрабатывающей плавбазы на промысле лососевых пород рыб заключается в следующем:

- на период лососевой путины однопалубное несамоходное судно, с установленными контейнерами, транспортируется буксиром в место вылова лососевых рыб (устья нерестовых рек);

- производит прием рыбы от судов, доставляющих пойманную рыбу;

- осуществляет переработку рыбы (охлаждение, сортировка, разделка с выборкой икры, производство соленой икры, замораживание разделанной рыбы);

- хранение готовой продукции в рефрижераторных контейнерах;

- по окончании путины малая рыбообрабатывающая плавбаза с грузом транспортируется буксиром в место сдачи продукции.

Заявленная полезная модель поясняется рисунком (Фиг.1), на котором показана архитектурно-конструктивная схема малой рыбообрабатывающей плавбазы для переработки лососевых рыб в зоне прибрежного рыболовства.

Состав и назначение модулей плавбазы:

1) модуль предварительного накопления и аккумулирования рыбы-сырца 1 - производится прием рыбы-сырца, ее охлаждение, временное хранение и сортировка рыбы;

2) модуль с рыборазделочным оборудованием, оснащенный конвейерами с местами ручной разделки рыбы 2 - производится ручная разделка рыбы с выборкой ястыков икры;

3) модуль механизированной разделки рыбы, оснащенный рыборазделочными (головоотсекающими) и филетировочными машинами 3 - производится механизированный выпуск рыбного филе;

4) модуль заморозки рыбной продукции 4 - производится заморозка разделанной рыбы и филе, упаковка мороженых блоков в картонные ящики и обвязка ящиков ленто-обвязочной машиной;

5) модуль рыбомучной установки 5 - производится выпуск рыбной муки и полуфабриката рыбьего жира из отходов от переработки и некондиционного сырья;

6) модуль икряного производства 6 - производится обработка ястыков икры, соление икры, закатка ее в банку и укладка банок в картонные ящики с последующей обвязкой ящиков;

7) модуль технологических систем 7 - производится подготовка воды, используемой в технологических процессах подготовки рыбы, и воды для бытовых систем, подготовка тузлука, необходимого для производства соленой икры;

8) модуль хранения мороженой продукции 8 - стандартные рефрижераторные контейнеры, в которых поддерживается температура воздуха минус 28°C;

9) модуль хранения икры 9 - стандартные рефрижераторные контейнеры, в которых поддерживается температура воздуха минус 4°C;

10) модуль холодильной установки 10 - обеспечивает работу морозильных аппаратов и охлаждение рыбы-сырца в модуле предварительного накопления и аккумулирования;

11) энергетический модуль, оснащенный дизель-генераторами, паровым котлом, главным распределительным щитом 11 - обеспечивает производство и подачу электроэнергии и тепла во все модули плавбазы;

12) модуль бытовых помещений 12 - предназначен для проживания работников плавбазы и организации офисов;

13) санитарно-гигиенический модуль 13 - предусматривающий душевые, баню, санпропускник завода и другие санитарные помещения;

14) топливный модуль 14 - предназначен для хранения и подачи топлива для нужд плавбазы.

Вне лососевой путины малая рыбообрабатывающая плавбаза может быть отбуксирована в зону прибрежного рыболовства богатую рыбой, но удаленную от береговой инфраструктуры с береговыми рыбообрабатывающими заводами, или может быть установлена на якорную стоянку в районе рыбного порта, куда приходят суда различных рыбопромышленных компаний с непереработанным или частично переработанным уловом на борту. В этом случае контейнер 3 (модуль механизированной разделки рыбы) заменяется на аналогичный модуль, способный перерабатывать другой породный состав.

Таким образом, настоящая полезная модель, относящаяся к судостроению и рыбопромышленной отрасли, в частности, к рыбообрабатывающим заводам, предназначенным в основном для переработки лососевых пород рыб в местах их вылова, позволит повысить качество выпускаемой продукции, уменьшить затраты на ее производство.

Заявленное техническое решение полезной модели может быть использовано при проектировании и строительстве плавучих средств приема и переработки рыбного сырья от добывающих судов, работающих в прибрежных районах промысла, не имеющих береговой базы, предназначенных для переработки преимущественно лососевых пород рыб в местах их вылова в лососевую путину, а также других пород рыб.

Малая рыбообрабатывающая плавбаза для переработки в основном лососевых рыб, выполненная в виде однокорпусного судна, на котором расположено рыбообрабатывающее и вспомогательное оборудование, отличающаяся тем, что плавбаза выполнена в виде однопалубного несамоходного судна, имеющего маленькую осадку для обеспечения захода судна в устья нерестовых рек, а рыбообрабатывающее и вспомогательное оборудование выполнено в виде модулей, размещенных в стандартных морских контейнерах, установленных на палубе.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:
Наверх