Зубной имплантат с амортизатором

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к отрасли медицинских протезов, а именно к устройствам для протезирования зубов на имплантатах. Обеспечивает минимизацию отторжения имплантата за счет обеспечения естественного распределения жевательного давления от имплантата на костную часть (альвеолу), которое достигается исключением жесткого крепления между внутрикостной и коронковой частью имплантата за счет использования амортизирующего элемента, выполненного из фторопластового материала, установленного между внутрикостной и коронковой частями, имеющего сходную со свойством натурального зуба способность двигаться при вертикальном воздействии на него на расстояние до 20 мкм. Зубной имплантат с амортизатором, содержит коронковую часть, внутрикостную часть, выполненную из биоинертного пористого материала, с внешней резьбой (имеет вид самореза) для крепления в кости челюсти, имеющую по вертикальной оси глухое отверстие двух диаметров, в верхней части в виде полости шестигранника для вкручивания внутрикостной части имплантата в костное ложе челюсти, в нижней с внутренней резьбой для соединительного винта, и амортизирующую прокладка (абатмент) выполнена из фторопласта со сквозным по вертикальной оси отверстием двух диаметров, создающих в месте перехода опорную площадку для соединительного винта, и состоит (условно разделена) из трех частей коронковой в форме цилиндра, пришеечной в форме обратного конуса с опорной площадкой для коронки и внутриимплантатной в форме шестигранника, по размеру совместимого с внутренней шестигранной полостью внутрикостной части имплантата, а полость в абатменте над шляпкой винта содержит фторопластовый вкладыш.

Полезная модель относится к отрасли медицинских протезов, а именно к устройствам для протезирования зубов на имплантатах. Обеспечивает минимизацию отторжения имплантата за счет обеспечения естественного распределения жевательного давления от имплантата на костную часть (альвеолу), которое достигается исключением жесткого крепления между внутрикостной и коронковой частью имплантата за счет использования амортизирующего элемента, выполненного из фторопластового материала, установленного между внутрикостной и коронковой частями, и может быть использована (полезная модель) в дентальной имплантологии для целей одновременного снижения трудоемкости технологии имплантации и обеспечения возможности снижения отторжения имплантата от костной ткани за счет использования фторопластового амортизирующего элемента и конструкции имплантата, имеющего сходную со свойством натурального зуба способность двигаться при вертикальном воздействии на него на расстояние до 20 мкм. Деформационное поведение структурно модифицированного фторопласта-4 (Ф-4РМ, ТУ 2213-103-00208982-2007, "ФОРПЛАСТ") аналогично деформационному поведению костной ткани, пародонта зуба, т.е. биологических тканей.

Как известно, на натуральный зуб в процессе пережевывания пищи, оказывается воздействие, в результате чего зуб способен двигаться на расстояние до 20 мкм, что, в конечном счете, и обеспечивает реализацию естественных функций зуба.

Существующие остеоинтегрированные зубные имплантаты пока что во многом уступают своим природным аналогам.

Человеческие зубы соединены пародонтальной связкой (своего рода амортизатором), необходимой для полноценного функционирования жевательного процесса. Отсутствие подобной структуры во вживляемых в кость имплантатах приводит к их чрезвычайно низкой подвижности и способности отклоняться только в одной вертикальной плоскости.

Расстояние, на которое способен отклониться искусственный зуб при нагрузке на него, составляет лишь десятую часть от аналогичного показателя для натурального - 2 мкм. Столь малая подвижность при достаточно сильном воздействии может стать причиной механических повреждений имплантата и его соединительных элементов. В зоне риска оказываются и натуральные зубы, если они конструктивно связаны с имплантатом. В результате соединения опор (натуральных зубов, имплантатов) с различной степенью подвижности жевательные силы распределяются неравномерно, вызывая их функциональную перегрузку. Описываемое явление считается одним из основных факторов, способствующих возникновению дезинтеграции имплантата и развитию пародонтита у зубов, связанных с имплантатом. Подобные процессы наиболее часто наблюдаются при пользовании мостовидными протезами, опирающимися на имплантаты и естественные зубы.

В настоящее время разработаны зубные протезы, позволяющие уменьшить вероятность отторжения имплантата за счет обеспечения естественного распределения жевательного давления от имплантата на костную часть (альвеолу). Для этого имплантаты разделяют на внутрикостную часть, которая вживляется в кости челюсти, и коронковую (внешнюю) часть и исключают жесткое крепление между внутрикостной и коронковой частью имплантата путем применения различных материалов и конструкций, обладающих амортизирующими свойствами.

Из исследованного уровня техники выявлен «Зубной имплантат» по патенту РФ 2023437, А61С 8/00. Имплантат содержит внутрикостную часть, соответствующую конфигурации корня удаленного зуба с углублением, выполненным по оси внутрикостной части, состоящей из наружной и внутренней частей. Внутренняя часть расположена в углублении внутрикостной части и имеет средство фиксации. Внутренняя часть коронковой части выполнена в виде эллиптического параболоида и снабжена амортизатором, расположенным между боковыми поверхностями углубления и внутренней части. Амортизирующий слой выполнен из силиконовой резины. Главным недостатком данной конструкции является несовершенство средства фиксации, при использовании которого амортизирующий слой перестает функционировать.

Из патента РФ 94842 известен дентальный имплантат для протезирования зубов, который содержит корневую часть, выполненную в виде продолговатой формы элемента с глухим отверстием, и абатмент в виде стержня некруглого сечения, вставленного в полость глухого отверстия, к дну которого прикреплен один конец размещенной в полости этого отверстия витковой пружины сжатия. Глухое отверстие выполнено с сечением, повторяющим сечение стержня, который со стороны взаимодействия с витковой пружиной выполнен со сферообразной головкой, диаметр которой выполнен больше поперечного размера стержня, при этом в стенке глухого отверстия корневой части выполнено сферообразной формы углубление, ответное форме сферообразной головки стержня и высота которого больше высоты сферообразной головки стержня для обеспечения осевого перемещения этого стержня на участке сферообразной формы углубления и углового смещения. Недостатки указанной полезной модели определяются свойствами пружины, а именно возможностью потери установленной упругости со временем, что приводит к возможности развития (возникновения) периимплантита.

Из патента РФ 99959 известен дентальный имплантат для протезирования зубов, который содержит корневую часть, выполненную в виде продолговатой формы элемента с глухим отверстием, и мобильная основа в виде стержня, вставленного в полость глухого отверстия, под которым размещен упругий элемент. Один конец упругого элемента прикреплен ко дну глухого отверстия, другой конец этого элемента прижат к торцевой поверхности стержня. Упругий элемент выполнен в виде упругого блока из полимерного материала или сплава или в виде винтовой пружины, винтовой частью вкрученного в дно глухого Отверстия корневой части. Стержень со стороны, противоположной стороне опирания на упругий блок, выполнен с элементом прикрепления ортопедической конструкции и выполнен цилиндрическим с поперечным размером, превышающим поперечный размер стержня со стороны опирания на упругий блок. Участок перехода цилиндрической части стержня к части, опирающейся на упругий элемент, выполнен в виде фрагмента поверхности второго порядка (дугообразная форма, сферообразная форма и т.д.), а стенка глухого отверстия на участке контакта с поверхностью стержня в виде фрагмента поверхности второго порядка и с цилиндрической поверхностью этого стержня выполнена повторяющей наружную поверхность этого стержня. Недостатком полезной модели является большое количество элементов, их сложная форма, что вместе с малыми размерами протеза определяет сложность изготовления и установки. Кроме того, упругость амортизатора в основании может оказаться недостаточной для распределения нагрузки.

Наиболее близким аналогом является разборный зубной имплантат по патенту РФ 2296531, выбранный заявителем в качестве прототипа, который содержит внутрикостную часть, изготовленную из биоинертного пористого материала, и коронковую часть, состоящую из наружной с искусственным зубом и внутренней частей. При этом внутренняя часть снабжена амортизирующей прокладкой. Внутрикостная часть имеет форму полого цилиндра с дном, внутренняя боковая поверхность цилиндра выполнена в форме эллипсоида вращения, внутри цилиндра расположена коническая втулка с внутренней резьбой, имеющая сужение книзу, на поверхности выполнены на равном расстоянии одна от другой, по крайней мере, три продольные прорези, амортизирующая прокладка расположена между внутренней поверхностью цилиндра и внешней поверхностью втулки, внутри которой помещен винт, а амортизирующая шайба помещена в зазоре между искусственным зубом и верхней плоскостью внутрикостной части.

Недостатком прототипа является низкая по сравнению с натуральным зубом подвижность зубного имплантата.

Заявленная полезная модель направлена на решение технической задачи по созданию конструкции имплантата со свойствами близкими к свойствам натурального зуба (способность двигаться при вертикальном воздействии на него на расстояние до 20 мкм) при обеспечении равномерного распределения нагрузки на стоящие рядом искусственные и натуральные зубы, а также повышение функциональности имплантата.

Технический результат достигается за счет конструкции имплантата и используемых материалов. Между внутрикостной частью и коронкой искусственного зуба помещается амортизирующий абатмент из фторопласта, который (абатмент) состоит (условно разделен) из трех частей: коронковой, пришеечной и внутриимплантатной.

Коронковая часть абатмента имеет цилиндрическую форму; пришеечная - форму обратного конуса с опорной площадкой для коронки; внутриимплантатная часть - форму шестигранника, по размеру совместимого с внутренней шестигранной полостью внутрикостной части имплантата.

По вертикальной оси фторопластового абатмента проходит сквозное отверстие (двух диаметров, создающих в месте перехода опорную площадку) для соединительного винта, с помощью которого абатмент крепят к внутрикостной части имплантата, а в образовавшуюся после соединения над винтом в абатменте полость помещают фторопластовый вкладыш.

Предлагаемая конструкция способствует равномерному распределению нагрузки на стоящие рядом искусственные и натуральные зубы. Ход имплантата составляет до 20 мкм и обеспечивается за счет упруго-пластических свойств фторопластового (Ф-4РМ, ТУ 2213-103-00208982-2007, ФОРПЛАСТ) амортизирующего абатмента и предлагаемой конструкции имплантата.

На Фиг. показан продольный разрез заявляемого имплантата.

По заявленной полезной модели зубной имплантат содержит:

- внутрикостную часть 1, выполненную из биоинертного пористого материала, имеющую глухое отверстие, в верхней части в виде полости шестигранника 7, в нижней - с внутренней резьбой для соединительного винта;

- искусственную коронку зуба 8;

- амортизирующий абатмент из фторопласта 2, размещенный между коронкой 8 и внутрикостной частью 1 искусственного зуба, который (абатмент) состоит (условно разделен) из трех частей: коронковой 3, пришеечной 4 и внутриимплантатной 5;

- соединительный винт 6 для крепления абатмента к внутрикостной части 1 имплантата;

- фторопластовый вкладыш (на Фиг. не показан), устанавливаемый в образовавшуюся над шляпкой винта в абатменте полость.

Осуществление полезной модели

Зубной имплантат содержит внутрикостную часть 1, изготовленную из биоинертного пористого материала, помещаемую в альвеолярный отросток челюсти вместо отсутствующего зуба. Внутрикостная часть 1 имплантата имеет форму цилиндра с внешней резьбой (имеет вид самореза) для крепления в кости челюсти и глухим отверстием по вертикальной оси, в верхней части в виде полости шестигранника 7, в нижней - с внутренней резьбой для винта, соединяющего абатмент с внутрикостной частью имплантата.

Полость в виде шестигранника 7 служит для вкручивания внутрикостной части имплантата в костное ложе челюсти. В подготовленное искусственное ложе помещают внутрикостную часть имплантата 1, затем во внутрикостную часть вставляют винт-заглушку, закручивают его до полной фиксации и оставляют до полной интеграции внутрикостной части имплантата с костной тканью челюсти. Через 4-6 месяцев выкручивают винт заглушку, устанавливают абатмент 2, выступающий над костной частью имплантата, и фиксируют на внутрикостной части посредством винта, шляпка которого ложится на внутреннюю опорную площадку абатмента. В образовавшуюся над шляпкой винта в абатменте полость устанавливают фторопластовый вкладыш.

Далее устанавливают искусственную коронку зуба 8, которую фиксируют на абатменте известным способом, например, посредством пломбировочного состава (цемента) или идентичного материала.

При жевании с использованием заявляемого имплантата происходят микроэкскурсии коронковой части подобные микроэкскурсии зуба в пародонте в пределах физиологической подвижности за счет подвижной надежной фиксации, что не достигалось в прототипе. Конструкция заявляемого имплантата позволяет вместе с возможностью многократной смены внутрикоронковой части при ее износе, по сравнению с известными аналогами, увеличить срок службы зубного имплантата.

Способность натурального зуба двигаться на расстояние до 20 мкм обеспечивается за счет эластичности предусмотренного природой «амортизатора» - соединительной ткани волокон Sharpey (Статья "Абатмент с микроамортизатором" (автор - Доктор Томас Лаукс (университет города Сараево), выложенной в режиме он-лайн в Интернет на официальном сайте «DENT» компании «Айдент», по адресу: http://ident2.ru/catalogue/abatmenta/article/). Аналогичными свойствами обладает используемый в заявленном техническом решении абатмент, изготовленный из фторопласта.

Таким образом, имплантат заявленной конструкции с абатментом из фторопласта, обладая практически той же подвижностью, что и природный зуб, обеспечивает необходимую и достаточную подвижность и синхронное смещение искусственного зуба (имплантата) и природных зубов, тем самым гарантирует не травматический для костного ложа челюсти человека режим нагрузки в процессе пережевывания пищи.

Заявляемая полезная модель промышленно применима, может быть изготовлена с использованием известных технологий, применяемых при изготовлении имплантатов в современной стоматологии.

Зубной имплантат с амортизирующим элементом, содержащий коронковую часть и внутрикостную часть, выполненную из биоинертного пористого материала, отличающийся тем, что внутрикостная часть имеет по вертикальной оси глухое отверстие, в верхней части выполненное в виде полости шестигранника для вкручивания внутрикостной части имплантата в костное ложе челюсти, в нижней с внутренней резьбой для соединительного винта, а амортизирующий элемент выполнен в виде абатмента из фторопласта, состоящего из трех частей, коронковой в форме цилиндра, пришеечной в форме обратного конуса с опорной площадкой для коронки и внутриимплантатной в форме шестигранника, по размеру совместимого с внутренней шестигранной полостью внутрикостной части имплантата, для предотвращения поворота абатмента, при этом абатмент выполнен со сквозным по вертикальной оси отверстием двух диаметров, создающих в месте перехода опорную площадку для соединительного винта, и в полости абатмента над шляпкой винта размещен фторопластовый вкладыш.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:
Наверх