Подшипниковый узел

Авторы патента:


 

Использование: машины и оборудование с картерным способом смазки, например, зубчатые и червячные редукторы. Эффективно для серийных редукторов привода роликов МНЛЗ металлургических предприятий Задача: повышение рабочего ресурса подшипниковых узлов и оборудования в целом, в т.ч. находящегося в эксплуатации. Сущность полезной модели. Подшипник 2 (фиг. 1, 2, 3, 4), установленный в корпусе 1, выполнен с радиальной канавкой 3 или местной канавкой 5 на стороне подшипника, обращенной к внутренней полостью картера, при этом канавка и паз соединены с внутренней полостью подшипника радиальными отверстиями 4. Канавки могут быть выполнены в проточке 6 на торце подшипника, либо на выступающей внутрь картера части 7 подшипника. Также они могут быть выполнены на наружном кольце 8 шарикоподшипника 9. В стенке корпуса 1 картера может быть выполнена кольцевая проточка 10 или местная полость 11 над радиальной или местной канавкой. Положительный эффект. Улучшение условий смазки подшипников и увеличение рабочего ресурса подшипников и оборудования в целом. 1 н.п. ф-лы, 8 ил.

Полезная модель относится к подшипниковым узлам с жидкой смазкой, преимущественно разбрызгиванием в закрытом картере, и может быть использована, например, при производстве зубчатых и червячных редукторов.

Известна конструкция подшипниковых узлов, например, зубчатых и червячных редукторов, смазываемых разбрызгиванием в закрытом картере - корпусе редуктора [Патент РФ 600878 от 24.07.2006 г. Устройство для смазки подшипников].

Недостатками такого устройства является пониженный рабочий ресурс (срок службы) из-за недостаточного поступления смазки в рабочую зону подшипника.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является подшипниковый узел редуктора, смазка в который поступает по специальным канавкам, выполненным на поверхности разъемной плоскости корпуса редуктора [М.И. Анфимов. Редукторы. Конструкции и расчет. Машиностроение, 1993. С.450-451.].

Недостатками указанного решения является усложнение конструкции при производстве редуктора, а также невозможность ее выполнения для существующих (изготовленных) редукторов и, тем самым, невозможность повышения рабочего ресурса подшипников.

Технической задачей заявляемой полезной модели является повышение рабочего ресурса подшипниковых узлов за счет упрощения конструкции.

Поставленная задача решается тем, что в подшипниковом узле с жидкой смазкой разбрызгиванием в закрытом картере, например в редукторе, на стороне подшипника, обращенной к внутренней полости картера, выполнена радиальная канавка или в верхней части подшипника местная канавка, при этом в подшипнике выполнено одно или более радиальных отверстий, соединяющих канавку с внутренней полостью подшипника.

Канавки могут быть выполнены в кольцевой проточке на торце подшипника. Канавки могут быть выполнены на выступающей внутрь картера части подшипника, охватывающей примыкающую к трущемуся торцу подшипника часть вала или посаженную на нее деталь, например ступицу зубчатого колеса. Канавки могут быть выполнены на наружном кольце шарико- или роликоподшипника. В стенке картера над канавкой может быть выполнена кольцевая проточка или местная полость.

Выполнение подшипникового узла с канавкой и одном или более радиальными отверстиями, соединяющими канавку с внутренней полостью подшипника, позволяет подавать в рабочую зону подшипника большее количество жидкой смазки, обеспечивающее более длительную его работу. Выполнение подшипникового узла с канавкой в кольцевой проточке на торце подшипника упрощает конструкцию подшипника. Выполнение подшипникового узла с канавкой на выступающей внутрь картера части подшипника, охватывающей примыкающую к трущемуся торцу подшипника часть вала или посаженную на нее деталь, например ступицу зубчатого колеса, позволяет встраивать предлагаемый подшипниковый узел в уже существующие редуктора - без переделки других деталей редуктора. Выполнение подшипникового узла с канавкой на наружном кольце шарико- или роликоподшипника упрощает конструкцию узла. Выполнение подшипникового узла в совокупности с кольцевой проточкой или местным полостью в стенке картера над канавкой также упрощает конструкцию узла.

Предлагаемый подшипниковый узел проиллюстрирован на фиг. 1, 2 где показано устройство подшипникового узла с канавкой и радиальными отверстиями, соединяющими канавку с внутренней полостью подшипника. На фиг. 3, 4 показано устройство подшипникового узла с местной канавкой и радиальным отверстием, соединяющим канавку с внутренней полостью подшипника. На фиг. 5 показано устройство подшипникового узла с канавкой, выполненными в проточке на торце подшипника. На фиг. 6 показано устройство подшипникового узла с радиальной канавкой и пазом, выполненными на выступающей внутрь картера части подшипника, охватывающей примыкающую к трущемуся торцу подшипника часть вала или посаженную на нее деталь, например ступицу зубчатого колеса. На фиг. 7 показано устройство подшипникового узла с канавкой, выполненной на наружном кольце шарико- или роликоподшипника. На фиг. 8 показано устройство подшипникового узла с кольцевой проточкой и местной полостью в стенке картера над канавкой.

Предлагаемый подшипниковый узел (фиг. 1, 2) включает корпус 1 с установленным в нем подшипником 2, на поверхности которого выполнена радиальная канавка 3, соединенная с внутренней полостью подшипника радиальными отверстиями 4. На поверхности подшипника 2 (фиг. 3, 4) выполнен местная канавка 5, также соединенная с внутренней полостью подшипника 2 радиальным отверстием 4. На фиг. 5 радиальная канавка 3 (или местная канавка 5) выполнена в проточке 6 на торце подшипника. На фиг. 6 радиальная канавка 3 (или местная канавка 5) выполнена на выступающей внутрь картера части 7 подшипника 2, охватывающей примыкающую к трущемуся торцу подшипника часть 8 вала. На фиг. 7 радиальная канавка 3 (или местная канавка 5) выполнена на наружном кольце 9 шарикоподшипника 10. На фиг. 8 в стенке корпуса 1 картера выполнена кольцевая проточка 11 (или местная полость 12) над радиальной канавкой 3 и местной канавкой 5.

Подшипниковый узел работает следующим образом. Смазочное масло, разбрызгиваемое, например, погруженным в масляную ванну зубчатым колесом редуктора (на чертеже не показаны), попадает на радиальную канавку 3 или местную канавку 5, выполненные на подшипнике 2, и по радиальным отверстиям 4 стекает в рабочую зону подшипника 2. Выполнение подшипникового узла с проточкой 6 на торце подшипника, с выступающей внутрь картера части 7 подшипника 2, охватывающей примыкающую к трущемуся торцу подшипника часть 8 вала, с наружным кольцом 9 шарикоподшипника 10, с кольцевой проточкой 11 (или местной полостью 12) обеспечивает большее поступление смазки в подшипник.

Выполнение подшипникового узла предлагаемой конструкции обеспечивает улучшение условий смазки и увеличение рабочего ресурса как самих узлов, также в целом машин и оборудования.

Опытные образцы подшипникового узла предлагаемой конструкции изготовлены и прошли успешно стендовые испытания в ООО ПОЛИМАШ.

Предлагаемые подшипниковые узлы могут найти применение при производстве машин и оборудования с картерным способом смазки. Широкое использование таких подшипников целесообразно для редукторов привода роликов МНЛЗ (машин непрерывного литья заготовок) на металлургических предприятиях - это особенно перспективно для цехов ММК (Магнитогорского металлургического комбината) - для редукторов А-280, А-300, А-440 и др.

1. Подшипниковый узел с жидкой смазкой, преимущественно разбрызгиванием в закрытом картере, отличающийся тем, что на стороне подшипника, обращенной к внутренней полости картера, выполнена радиальная канавка или в верхней части подшипника местная канавка, при этом в подшипнике выполнено одно или более радиальных отверстий, соединяющих канавку с внутренней полостью подшипника.

2. Подшипниковый узел по п.1, отличающийся тем, что канавка выполнена в проточке на торце подшипника.

3. Подшипниковый узел по п.1, отличающийся тем, что канавка выполнена на выступающей внутрь картера части подшипника, охватывающей примыкающую к трущемуся торцу подшипника часть вала или посаженную на нее деталь, например ступицу зубчатого колеса.

4. Подшипниковый узел по п.1, отличающийся тем, что канавка выполнена на наружном кольце шарико- или роликоподшипника.

5. Подшипниковый узел по п.1, отличающийся тем, что в стенке картера над радиальной канавкой выполнена кольцевая проточка.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:
Наверх