Узел переключения передач

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления коробкой перемены передач транспортных средств. Узел переключения передач, содержащий рычаг (1) переключения передач, установленный в сферическом подшипнике. Который состоит из шаровой опоры (2) и втулки (3), и размещен в обойме (8), которая закреплена на кронштейне (4). Втулка (3) сферического подшипника выполнена из фторопласта разрезной, в виде двух вкладышей, сопряженных по вертикальной плоскости. Кронштейн (4) крепится к полу кабины, при этом сферический подшипник закрыт крышкой (9). Технический результат заключается в создании конструкции узла переключения передач, позволяющей облегчить ремонт узла по замене изношенных элементов сферического подшипника. 4 з.п.ф., 2 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления коробкой перемены передач транспортных средств.

Известна опора рычага переключения передач, выполненного с размещенным на его рукоятке переключателем передач делителя и встроенным внутри рукоятки краном управления делителем, связанным с делителем воздухопроводами, содержащая кронштейн, имеющий корпусную и присоединительную части, размещенную в корпусной части шаровую опору рычага переключения передач, уплотняющее устройство (см. патент RU 134120, МПК (2006.01) B60K 20/00, опубликовано: 10.11.2013 г).

Данная конструкция является сложной.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является рычаг переключения передач силового агрегата транспортного средства, установленный в сферическом подшипнике, закрепленном на кронштейне. Между сферическим подшипником и стержнем рычага установлена разъемная втулка, состоящая из верхней и нижней полувтулок (см. патент RU 2281209, МПК (2006.01) B60K 20/02, опубликовано: 10.08.2006 г).

В данной конструкции авторы, для повышения удобств при ремонте, использовали между сферическим подшипником и стержнем рычага разъемную втулку, состоящую из верхней и нижней полувтулок. По факту разъемная втулка позволяет быстро вынуть сам рычаг из полувтулок, и сами полувтулки. Подшипник же остается в кронштейне, и так как изнашиваются именно трущиеся пары подшипника, чтобы его вытащить, надо разбирать всю конструкцию узла переключения передач.

Была поставлена задача создать конструкцию узла переключения передач, позволяющую облегчить ремонт узла по замене изношенных элементов сферического подшипника.

Поставленная задача решается тем, что в узле переключения передач, содержащем рычаг переключения передач, установленный в сферическом подшипнике, состоящем из шаровой опоры и втулки, и размещенном в обойме, которая закреплена на кронштейне, втулка сферического подшипника выполнена разрезной, в виде двух вкладышей.

Втулка сферического подшипника выполнена из фторопласта, сопряжение вкладышей втулки происходит по вертикальной плоскости, при этом кронштейн крепится к полу кабины, а сферический подшипник закрыт крышкой.

Отличительные признаки, заключающиеся в выполнении втулки сферического подшипника разрезной, в виде двух вкладышей, сопряжение которых происходит по вертикальной плоскости, позволили облегчить, ремонт узла переключения передач при замене изношенной втулки подшипника при появлении люфтов.

Крепление кронштейна к полу кабины, и закрытие сферического подшипника крышкой, также позволили облегчить ремонт при замене втулки подшипника.

Таким образом, технический результат достигнут.

Анализ известных технических решений, проведенный по научно-технической и патентной документации, показал, что совокупность существенных признаков заявляемого технического решения не известна из уровня техники, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности полезной модели - «новизна».

Заявляемая полезная модель иллюстрируется чертежами:

Фиг. 1 - узел переключения передач, общий вид.

Фиг. 2 - вкладыш втулки сферического подшипника, общий вид.

Узел переключения передач содержит рычаг 1 переключения передач, установленный в сферическом подшипнике, который состоит из шаровой опоры 2 и втулки 3, и кронштейн 4 для крепления к полу кабины.

Рычаг 1 изготовлен из металла и содержит рукоятку 5 из упругого материала, которая может содержать клапан 6 управления делителем передач. Нижний конец рычага 1 соединен с вилкой 7 для соединения с телескопической тягой (не показана), которая крепится к коробке переключения передач.

Шаровая опора 2 сферического подшипника изготовлена из металла и напрессована на рычаг 1. Втулка 3 охватывает опору 2 и выполнена разрезной, в виде двух вкладышей. Вкладыши изготовлены из фторопласта, также могут быть изготовлены из любого другого упругого композитного материала, и сопрягаются по вертикальной плоскости. Вкладыши имеют внутреннюю сферическую поверхность конгруэнтную наружной поверхности шаровой опоры 2, и цилиндрическую ступенчатую наружную поверхность. Вкладыши размещены в обойме 8, которая закреплена на кронштейне 4. Кронштейн 4 выполнен из металла чашеобразной формы с отверстиями для крепления к полу кабины и имеет отверстие для размещения обоймы 8. Обойма 8 выполнена металлической. Крепление обоймы 8 к кронштейну 4 осуществляется при помощи болтов через крышку 9, которая фиксирует сферический подшипник в обойме 8. Крышка 9 выполнена из металла или из высокопрочного композитного материала, и имеет отверстие для рычага 1. Кронштейн 4 крепится к полу при помощи болтов.

Рычаг 1 может быть выполнен с чехлом (не показан), верхний конец которого закреплен на рычаге 1, а нижний - на кронштейне 4.

Для переключения передач водитель перемещает рычаг 1 в нужную сторону. Вращательно-поступательное движение через шарнирное соединение (сферический подшипник) передается на вилку 7, которая через ось соединена с телескопической тягой, которая, в свою очередь, соединена с коробкой передач.

При поднятии кабины лапки вилки 7 нажимают на опорные поверхности телескопической тяги, она расщелкивается и растягивается на необходимую длину, то есть при поднятой кабине рычаг 1 переключения передач и коробка передач остаются в зацеплении. При опускании кабины тяга защелкивается, переходя в рабочее состояние.

Выполнение втулки 3 сферического подшипника разрезной, в виде двух вкладышей сопряженных по вертикальной плоскости и выполненных из фторопласта, а также крепление кронштейна 4 к полу кабины и закрытие сферического подшипника крышкой 9, позволили облегчить ремонт узла переключения передач при замене изношенной втулки 3. Таким образом, технический результат достигнут.

Металлические детали узла переключения передач выполнены с защитным покрытием от коррозии.

Заявляемый узел переключения передач может быть изготовлен на стандартном оборудовании с использованием известных технологий и материалов.

1. Узел переключения передач, содержащий рычаг переключения передач, установленный в сферическом подшипнике, состоящем из шаровой опоры и втулки, и размещенном в обойме, которая закреплена на кронштейне, отличающийся тем, что втулка подшипника выполнена разрезной, в виде двух вкладышей.

2. Узел переключения передач по п. 1, отличающийся тем, что втулка выполнена из фторопласта.

3. Узел переключения передач по п. 1, отличающийся тем, что сопряжение вкладышей втулки происходит по вертикальной плоскости.

4. Узел переключения передач по п. 1, отличающийся тем, что кронштейн крепится к полу кабины.

5. Узел переключения передач по п. 1, отличающийся тем, что сферический подшипник закрыт крышкой.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:
Наверх