Лабиринтное уплотнение подшипников скольжения электрической машины
Заявляемая полезная модель относится к электромашиностроению и может быть использована в конструкции лабиринтных уплотнений подшипников скольжения электрических машин. Лабиринтное уплотнение подшипников скольжения электрической машины, включающее корпус разъемный по осевой горизонтальной плоскости и две группы лабиринтных элементов отличающееся тем, что лабиринтные элементы выполнены в виде подвижных вставок из синтетического полимера, что позволяет сохранить постоянными малые зазоры между уплотнением и валом ротора, изолировать вал ротора от паразитных токов наводимых в электрической машине, а также выполнять восстановление лабиринтных зубцов уплотнения путем замены подвижных вставок, на месте эксплуатации. Лабиринтные уплотнения подшипника позволяют исключить течь масла из подшипника скольжения тем самым повысить надежность и долговечность работы электрической машины.
ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Заявляемая полезная модель относится к электромашиностроению и может быть использована в конструкции лабиринтных уплотнений подшипников скольжения электрических машин.
Известны уплотнения подшипников скольжения электродвигателей серии СТД (черт. 8ВЖ.372.139, черт.8ВЖ.372.140), выполненные в виде колец отлитых из алюминиевого сплава, разъемными по осевой горизонтальной плоскости, с двумя группами лабиринтных зубцов между которыми находится камера для конденсации масляных паров с отверстиями для стока сконденсиро-ванного масла обратно в ванну подшипников.
Но в таких уплотнениях в процессе работы подшипников быстро изнаши-ваются лабиринтные зубцы, в результате чего увеличивается зазор между уплот-нением и валом ротора, что способствует просачиванию масла и масляных паров через уплотнение, при этом данное уплотнение не подлежит восстановлению.
Известны лабиринтные уплотнения подшипников скольжения турбогене-раторов типа ТС (черт. 5ВЖ.372.149), выполненные в виде стальных сварных колец, с разъемом по осевой горизонтальной плоскости в которых, для получе-ния малых зазоров между уплотнением и валом ротора, в качестве лабиринтных зубцов установлены латунные ножи, камера для конденсации масляных паров выполнена аналогично вышеизложенной конструкции. Однако в данных уплот-нениях, при малых зазорах происходит задевание латунных ножей о вал ротора. В этом случае происходит наволакивание и перенос металла с ножей лабиринт-ного уплотнения на вращающийся ротор, что приводит к повреждению обеих деталей и к резкому увеличению радиального зазора между ними, что является недостатками такого уплотнения. В данном уплотнении возможно восстановить зубцы лабиринта, для чего уплотнение должно быть демонтировано с подшип-ника и направлено в ремонтную организацию для замены латунных ножей.
Техническая задача, решаемая полезной моделью, заключается в повышении надежности работы электрических машин путем исключения катастрофического износа лабиринтного уплотнения в случае касания зубцов уплотнения об ответную поверхность вала ротора.
Задача решается за счет того, что в качестве лабиринтов выполнены подвижные лабиринтные вставки с зубцами из синтетического полимера (материала обладающего высокой износостойкостью, низким коэффициентом трения и изоляционными свойствами) которые свободно устанавливаются в корпус лабиринтного уплотнения, что позволяет сохранить постоянными малые зазоры между уплотнением и валом ротора в процессе работы подшипника, а также изолировать вала ротора от паразитных токов наводимых в электрической машине.
На фиг.1 показано уплотнение подшипникового узла электрической машины.
Лабиринтное уплотнение состоит из: сварного или литого корпуса 1 разъемного по осевой горизонтальной плоскости, с маслоотражающим
козырьком 2, камеры для конденсации масляных паров 3, отверстий для стока сконденсированного масла обратно в ванну подшипника 4 и двух пазов 5 для установки лабиринтных вставок из полимера. Подвижные лабиринтные вставки 6, 7 разъемные по осевой горизонтальной плоскости и соединенные пружинами 8 при этом по месту соединения и по месту установки пружины наноситься герметик. В нижней части подвижной лабиринтной вставки 7 находятся отверстия для стока удержанного масла обратно в ванну подшипника. Подвижные лабиринтные вставки свободно установлены в пазах корпуса и фиксируются от перемещения буртиком 9. Чтобы снизить давление внутри камеры уплотнения и отвести образующиеся масляные пары, в верхней части уплотнения имеется резьбовое отверстие 10 для установки газоотводящей трубки.
В целом прилагаемая конструкция лабиринтного уплотнения подшипника позволяет исключить течь масла из подшипника скольжения тем самым повысить надежность и долговечность работы электрической машины, а также без больших затрат произвести модернизацию выпускаемых ранее электрических машин.
1. Лабиринтное уплотнение подшипников скольжения электрической машины, включающее корпус разъемный по осевой горизонтальной плоскости и две группы лабиринтных элементов, отличающееся тем, что лабиринтные элементы выполнены в виде подвижных лабиринтных вставок из синтетического полимера.
2. Лабиринтное уплотнение по п. 1, отличающееся тем, что подвижные лабиринтные вставки, устанавливаемые в пазы корпуса лабиринтного уплотнения, разъемные по осевой горизонтальной плоскости и соединенные пружиной, при этом по месту соединения и по месту установки пружины наноситься герметик.
3. Лабиринтное уплотнение по любому из пп. 1 или 2, отличающееся тем, что в нижней части подвижной лабиринтной вставки, с торцевой стороны, устанавливаемой ближе к корпусу подшипника, выполнены отверстия, проходящие через четыре зубца лабиринта для стока сконденсированного масла обратно в ванну подшипника.
4. Лабиринтное уплотнение по п. 3, отличающееся тем, что подвижные лабиринтные вставки имеют буртик, а в корпусе лабиринтного уплотнения имеется ответный паз для фиксации от перемещений.
5. Лабиринтное уплотнение по п. 1, отличающееся тем, что корпус лабиринтного уплотнения, разъемный по осевой горизонтальной плоскости, с маслоотражающим козырьком.
6. Лабиринтное уплотнение по любому из пп. 2, 4, 5, отличающееся тем, что в корпусе лабиринтного уплотнения имеется резьбовое отверстие для установки трубки для снижения давления внутри камеры.