Буксирное устройство уменьшаемой длины двухосного прицепа

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к автотракторостроению, в частности к буксирным устройствам для связи прицепных звеньев транспортных средств, например тракторов или автомобилей с прицепами Сущностью полезной модели является уменьшение длины транспортного поезда при прямолинейном движении, улучшение его маневренных показателей путем изменения длины дышла на поворотах. Это достигается путем использования в кинематической схеме буксирного устройства двухосного прицепа, кривошипно-кулисного механизма с поступательно движущимися кулисами. Схема буксирного устройства уменьшаемой длины двухосного прицепа содержит дышло, состоящее из двух звеньев, передние концы которых шарнирно соединены между собой, а задние концы посредством шарниров соединены с подвижными в поперечном направлении относительно рамы передней колесной тележки кулисами, выполненными с продольными прорезями, вдоль которых перемещаются шипы, закрепленные в нижней части поворотной платформы, при этом верхней частью поворотная платформа через кронштейны и горизонтально расположенную относительно прицепа ось соединена с рамой кузова прицепа.

Полезная модель относится к транспортным средствам, в частности к буксирным устройствам двухосных прицепов.

Аналогом по технической сущности и достигаемому результату является двухзвенное транспортное средство по патенту РФ на полезную модель 109733 кл. B62D 53/00, 2011 г. содержащее тягач с элементом системы управления прицепным устройством и прицеп, платформа которого прикреплена к тяговому рычагу при помощи вертикальной оси, смещенной вперед относительно передних колес прицепа, причем указанная ось выполнена подвижной относительно тягового рычага, и кинематически связана с тягачом через тягу, закрепленную на тягаче посредством шарнира, вертикальная ось которого смещена относительно шарнирного крепления тягового рычага к тягачу вперед по ходу движения транспортного средства.

Недостатком такого транспортного средства является то, что при повороте поворотная платформа с опирающимся на нее кузовом прицепа сдвигается назад относительно его колес в результате чего изменяется межосевая нагрузка на тягаче и прицепе, что отрицательно влияет на динамику движения.

Наиболее близким к предлагаемому буксирному устройству изменяемой длины двухосного прицепа является сцепное устройство для буксировки прицепной машины по патенту РФ на полезную модель 104518 кл. B60D 1/00, 2011 г содержащее тяговый телескопический рычаг, состоящий из переднего и заднего звеньев соединенных с трактором. При этом заднее звено соединено с трактором через тягу, шарнирное крепление которой к трактору смещено относительно шарнирного крепления переднего звена вперед по ходу движения трактора на некоторое расстояние, а заднее звено соединено с тягой шарнирным соединением.

Недостатком такого сцепного устройства является то, что для агрегатирования прицепной машины требуется тягач оборудованный специальным двухточечным прицепным устройством, установленным на нем, что снижает надежность и универсальность.

Задачей полезной модели является уменьшение габаритной длины транспортного поезда при прямолинейном движении, а также повышение его маневровых свойств путем изменения длины тягового рычага при разных углах складывания платформы прицепа относительно передней колесной тележки поворотах.

Задача решается за счет того, что задние концы звеньев дышла шарнирно соединены с подвижными в поперечном направлении относительно рамы передней колесной тележки кулисами, выполненными с продольными прорезями, с возможностью перемещения по упомянутым прорезям шипов, закрепленных в нижней части поворотной платформы, при этом буксирное устройство уменьшаемой длины двухосного прицепа работает по принципу кривошипно-кулисного механизма с поступательно движущимися кулисами, звеньями которого являются поворотная платформа с закрепленными в нижней части шипами и две кулисы, связанные шарнирно с задними концами звеньев дышла прицепа.

На фиг. 1 изображена схема тягача с двухосным прицепом - вид сбоку, на фиг. 2 - то же, вид сверху, на фиг. 3- то же, при движении на повороте, на фиг. 4 - кинематическая схема буксирного устройства уменьшаемой длины двухосного прицепа.

Схема буксирного устройства уменьшаемой длины двухосного прицепа содержит дышло, состоящее из двух звеньев 1 и 2 передние концы которых шарнирно соединены между собой, а задние концы посредством шарниров 3 и 4 соединены с подвижными в поперечном направлении относительно рамы передней колесной тележки кулисами 5 и 6, выполненными с продольными прорезями 7 и 8, вдоль которых перемещаются шипы 9 и 10, закрепленные в нижней части поворотной платформы 11, при этом верхней частью поворотная платформа через кронштейны 12 и горизонтально расположенную относительно прицепа ось соединена с рамой кузова прицепа 14.

Буксирное устройство уменьшаемой длины двухосного прицепа работает следующим образом.

При движении по прямолинейной траектории (фиг. 2) дышло имеет минимальную габаритную длину, буксируемый двухосный прицеп максимально смещен к тягачу 15. В этом случае шипы 9 и 10 закрепленные в нижней части поворотной платформы 11 расположены в вертикальной поперечной плоскости относительно передней колесной тележки, кулисы 5 и 6, а также задние концы звеньев 1 и 2 дышла максимально разнесены в стороны по ширине упомянутой тележки относительно продольной оси прицепа.

При движении тягача с двухосным прицепом на повороте (фиг. 3) шипы 9 и 10 закрепленные в нижней части поворотной платформы 11 перемещаются к продольной оси передней колесной тележки, при этом скользя по прорезям 7 и 8, указанные шипы перемещают кулисы 5 и 6, а также задние концы звеньев 1 и 2 дышла к продольной оси передней колесной тележки, увеличивая его длину на величину пропорционально углу складывания между продольными осями передней колесной тележки и рамы 14 прицепа. Вследствие этого увеличивается расстояние между рамой прицепа и тягачом 15, что обеспечивает беспрепятственное складывание транспортного поезда на повороте без контактирования этих частей.

При возвращении транспортного средства на прямолинейный участок пути, кулисы 5 и 6, а также связанные с ними шарнирами 3 и 4 задние концы звеньев 1 и 2 дышла, перемещаются в стороны от продольной оси передней колесной тележки, сокращая длину тягового рычага и общую габаритную длину транспортного поезда - фиг. 2.

Буксирное устройство изменяемой длины двухосного прицепа работает по принципу кривошипно-кулисного механизма с поступательно движущимися кулисами.

Зависимость величины удлинения дышла от угла складывания между продольной осью поворотной колесной тележки и продольной осью платформы прицепа может быть определена следующим образом. У треугольника OCD сторона OD (фиг. 4) определится как

OD=r·cos,

где

r - радиус поворота шипов 9 и 10 поворотной платформы 11 прицепа;

OD - расстояние от кулисы 6 до центра поворота О поворотной платформы 11;

Длина дышла L1 при угле складывания определится

,

где а - длина звеньев 1 и 2 дышла прицепа.

Учитывая, что Е=L1-L,

где

L - длина дышла при прямолинейном движении транспортного поезда

Технический результат заключается в том, что такое выполнение предлагаемого буксирного устройства прицепа позволит уменьшить габаритную длину транспортного поезда за счет уменьшения длины дышла передней колесной тележки при прямолинейном движении.

Из неочевидных преимуществ следует отметить, что предлагаемая конструкция буксирного устройства позволяет повысить маневренные показатели при поворотах за счет уменьшения общей габаритной длины транспортного поезда.

Буксирное устройство уменьшаемой длины двухосного прицепа, содержащее поворотную платформу, соединенную верхней частью через кронштейны и горизонтально расположенную ось с рамой кузова прицепа, дышло, состоящее из двух звеньев, передние концы которых шарнирно соединены между собой, отличающееся тем, что задние концы звеньев дышла шарнирно соединены с подвижными в поперечном направлении относительно рамы передней колесной тележки кулисами, выполненными с продольными прорезями, с возможностью перемещения по упомянутым прорезям шипов, закрепленных в нижней части поворотной платформы.



 

Похожие патенты:
Наверх