Устройство для определения сцепных качеств дорожного покрытия

Авторы патента:


 

Полезная модель предназначена для определения калибровочной зависимости сцепных качеств дорожного полотна от расходуемого объема жидкости, преимущественно для оценки сцепных качеств дорожного покрытия, и относится к области оперативного контроля сцепных качеств сооружаемых и эксплуатируемых дорог с твердым покрытием, в том числе контроля сцепных качеств при колейности, и может быть использована при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Техническая задача - сокращение времени определения сцепных качеств дорожного покрытия путем обеспечения быстродействия оценки сцепных качеств дорожного покрытия по определяемой калибровочной зависимости сцепных качеств дорожного полотна от расходуемого объема жидкости. Поставленная задача решается тем, что в заявляемом устройстве, содержащем корпус, на котором смонтирован имитатор шины 1, последний выполнен из эластичного материала в виде прямоугольного сосуда с выполненными на его наружной поверхности отверстиями 2 и соединен в центре его внутренней поверхности с прозрачной вертикальной трубкой 3 с нанесенными на ней градуировочными метками, при этом на внутренней и наружной поверхностях имитатора шины 1 размещены тензодатчики 4, соединенные с блоком регистрации 5, который соединен с электроклапаном 6, расположенным на входе прозрачной вертикальной трубки 3. Такое конструктивное решение заявляемого устройства позволяет обеспечить быстродействие оценки сцепных качеств дорожного покрытия по определяемой калибровочной зависимости сцепных качеств дорожного полотна от расходуемого объема жидкости, что приводит к сокращению времени определения сцепных качеств дорожного покрытия. 2 ил.

Полезная модель предназначена для определения калибровочной зависимости сцепных качеств дорожного полотна от расходуемого объема жидкости, преимущественно для оценки сцепных качеств дорожного покрытия, и относится к области оперативного контроля сцепных качеств сооружаемых и эксплуатируемых дорог с твердым покрытием, в том числе контроля сцепных качеств при колейности, и может быть использована при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Известно устройство для оценки сцепных качеств дорожного покрытия, основанное на измерении коэффициента трения покоя, которое включает имитатор шины и регулируемые основной и дополнительный нагрузочные механизмы, смонтированные на корпусе и кинематически связанные с имитатором шины. Устройство снабжено индикатором величины коэффициента сцепления. Основой конструкции обоих нагрузочных механизмов является труба, внутри которой установлена пружина, размещенная между подвижными верхним и нижним поршнями. Оба поршня кинематически связаны с движителем в виде двуплечего рычага, несущего имитатор шины. Нагружение имитатора шины осуществляют вручную принудительным перемещением верхних поршней. Для создания вертикальной нагрузки - перемещение поршня основного нагрузочного механизма, а для создания горизонтальной нагрузки - поршня дополнительного нагрузочного механизма. К трубе последнего примыкает индикатор величины коэффициента сцепления, кинематически связанный со средством перемещения верхнего поршня (см. пат. США 7392693, G01L 5/28, G01M 17/00, G01M 17/06).

Недостатком известного устройства является длительность проведения испытания по оценке сцепных качеств дорожного покрытия. При этом не исключено влияние психоэмоционального состояния оператора на точность показаний при определении сцепных качеств дорожного покрытия.

Наиболее близким аналогом к заявляемому устройству является устройство для оценки сцепных качеств дороги с твердым покрытием, содержащее корпус, на котором смонтирован имитатор шины. Причем с последним кинематически связанны основной и дополнительный нагрузочные механизмы, смонтированные на корпусе. Известное устройство снабжено индикатором величины коэффициента сцепления. Основной нагрузочный механизм выполнен в виде пары верхней и нижней кареток, связанных между собой через упругий элемент в виде витой пружины и установленных с возможностью совместного перемещения в направляющих корпуса. При этом имитатор шины выполнен в виде блока из стальной пластины и резины, закрепленного к нижней каретке, с которой также связан и дополнительный механизм (см. пат. РФ 2211277, Е01С 23/07).

Недостатком данного устройства является длительность проведения испытания по оценке сцепных качеств дорожного покрытия.

Техническая задача, решаемая полезной моделью, заключается в сокращении времени определения сцепных качеств дорожного покрытия путем обеспечения быстродействия оценки сцепных качеств дорожного покрытия по определяемой калибровочной зависимости сцепных качеств дорожного полотна от расходуемого объема жидкости.

Поставленная задача решается тем, что в устройстве для определения калибровочной зависимости сцепных качеств дорожного полотна от расходуемого объема жидкости, преимущественно для оценки сцепных качеств дорожного покрытия, содержащем корпус, на котором смонтирован имитатор шины, согласно изменению, имитатор шины выполнен из эластичного материала в виде прямоугольного сосуда с выполненными на его наружной поверхности отверстиями и соединен в центре его внутренней поверхности с прозрачной вертикальной трубкой с нанесенными на ней градуировочными метками, при этом на внутренней и наружной поверхностях имитатора шины размещены тензодатчики, соединенные с блоком регистрации, который соединен с электроклапаном, расположенным на входе прозрачной вертикальной трубки.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется чертежами, где:

- на фиг. 1 схематично изображено заявляемое устройство;

- на фиг. 2 схематично изображена калибровочная зависимость сцепных качеств дорожного полотна от расходуемого объема жидкости.

Устройство для определения калибровочной зависимости сцепных качеств дорожного полотна от расходуемого объема жидкости, преимущественно для оценки сцепных качеств дорожного покрытия, содержит корпус (на фиг. не показан), на котором смонтирован имитатор шины 1 (фиг. 1). Последний выполнен из эластичного материала в виде прямоугольного сосуда. На его наружной поверхности выполнены отверстия 2 (фиг. 1). Имитатор шины 1 в центре его внутренней поверхности соединен с прозрачной вертикальной трубкой 3 (фиг. 1), на которой нанесены градуировочные метки. На внутренней и наружной поверхностях имитатора шины 1 размещены тензодатчики 4 (фиг. 1), соединенные с блоком регистрации 5 (фиг. 1). Последний соединен с электроклапаном 6 (фиг. 1), расположенным на входе прозрачной вертикальной трубки 3. Такое конструктивное решение заявляемого устройства позволяет обеспечить быстродействие оценки сцепных качеств дорожного покрытия по определяемой калибровочной зависимости сцепных качеств дорожного полотна от расходуемого объема жидкости, что приводит к сокращению времени определения сцепных качеств дорожного покрытия.

Устройство для определения калибровочной зависимости сцепных качеств дорожного полотна от расходуемого объема жидкости, преимущественно для оценки сцепных качеств дорожного покрытия, работает следующим образом.

Перед проведением оценки сцепных качеств дорожного покрытия непосредственно на дорожном полотне производят калибровку заявляемого устройства для определения зависимости сцепных качеств дорожного полотна от расходуемого объема жидкости. Для этого используют эталонные поверхности с известными сцепными качествами.

Имитатор шины 1 (фиг. 1) и прозрачную вертикальную трубку 3 (фиг. 1) заполняют жидкостью, например, глицерином. На эталонную поверхность с известными сцепными качествами (на фиг. не показана) укладывают выполненный из эластичного материала в виде прямоугольного сосуда имитатор шины 1, который принимает ее форму. Затем посредством блока регистрации 5 (фиг. 1) фиксируют общий сигнал от всех тензодатчиков 4 (фиг. 1). Когда указанный сигнал установится постоянного значения, фиксируют начальный уровень жидкости в прозрачной вертикальной трубке 3, на которой нанесены градуировочные метки. Далее открывают электроклапан 6 (фиг. 1), и жидкость через отверстия 2 (фиг. 1), выполненные на наружной поверхности имитатора шины 1, вытекает и заполняет неровности и шероховатости эталонной поверхности, приводя наружную и внутреннюю поверхности эластичного имитатора шины 1 в ровные параллельные друг другу поверхности. Когда идет заполнение шероховатостей и неровностей эталонной поверхности, происходит изменение сигнала от тензодатчиков 4. При полном заполнении всех шероховатостей и неровностей эталонной поверхности поступление жидкости через отверстия 2 прекратится, и сигнал от тензодатчиков 4 примет постоянное значение, которое фиксируют посредством блока регистрации 5. Последний передает сигнал, и электроклапан 6 закрывается. Затем по градуировочным меткам на прозрачной вертикальной трубке 3 фиксируют количество жидкости. Аналогично вышеописанному проводят испытания с использованием различных эталонных поверхностей с известными сцепными качествами. Далее строят калибровочную зависимость (фиг. 2) сцепных качеств эталонных поверхностей от расходуемого объема жидкости, которая позволяет оценить сцепные качества дорожного покрытия непосредственно на месте нахождения дорожного полотна. Это позволяет обеспечить быстродействие оценки сцепных качеств дорожного покрытия, что приводит к сокращению времени определения сцепных качеств дорожного покрытия.

Таким образом, заявляемая полезная модель позволяет сократить время определения сцепных качеств дорожного покрытия путем обеспечения быстродействия оценки сцепных качеств дорожного покрытия по определяемой калибровочной зависимости сцепных качеств дорожного полотна от расходуемого объема жидкости.

Устройство для определения калибровочной зависимости сцепных качеств дорожного полотна от расходуемого объема жидкости, преимущественно для оценки сцепных качеств дорожного покрытия, содержащее корпус, на котором смонтирован имитатор шины, отличающееся тем, что имитатор шины выполнен из эластичного материала в виде прямоугольного сосуда с выполненными на его наружной поверхности отверстиями и соединен в центре его внутренней поверхности с прозрачной вертикальной трубкой с нанесенными на ней градуировочными метками, при этом на внутренней и наружной поверхностях имитатора шины размещены тензодатчики, соединенные с блоком регистрации, который соединен с электроклапаном, расположенным на входе прозрачной вертикальной трубки.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:
Наверх