Система ориентации и стабилизации микроспутниковой платформы "таблетсат"

 

Полезная модель относится к космическим летательным аппаратам, а именно к системам ориентации и стабилизации микроспутников. Система ориентации и стабилизации микроспутниковой платформы "Таблетсат", содержит не менее пяти солнечных датчики, по меньшей мере, один трехкомпонентный магнитометр, три одноосных датчика угловой скорости, силовые управляющие двигатели-маховики и блок управления системой ориентации. В качестве датчиков определения ориентации дополнительно используют трехкомпонентный датчик угловой скорости и автономный звездный датчик; в качестве системы угловой стабилизации используют три силовые электромагнитные катушки управления, расположенных соосно осям системы координат, связанной с микроспутниковой платформой; по меньшей мере три силовых управляющих двигателя-маховика, оси вращения которых непараллельны; по меньшей мере три силовых гиродина, оси которых расположены в непараллельных плоскостях. Технический результат заключается в повышении технологичности устройства. Система ориентации и стабилизации отвечает различным требованиям к ориентации микроспутника массой от 10-50 кг до 100 кг, благодаря предложенной конструкции устройства повышаются эксплуатационные качества и увеличивается ремонтопригодность. Одновременно решается задача повышения точности определения ориентации и стабилизации.

Полезная модель относится к космическим летательным аппаратам, а именно к системам ориентации и стабилизации микроспутников.

Система ориентации и стабилизации используется для определения углового движения спутника вокруг центра масс, а также управления движением спутника вокруг центра масс. В зависимости от задач некоторые аппараты не требуют ориентации, другие требуют ориентации камеры на Землю с высокой точностью, третьим необходимо быть закрученными вокруг одной из осей и вращаться с постоянной скоростью, и т.д. При этом могут возникать различные требования к точности определения ориентации, количеству определяемых параметров и прочее. Предлагаемая полезная модель предназначена для трехосной стабилизации спутника и определения углового положения и угловой скорости вращения спутника со средней точностью. Подобные системы ориентации, как правило, устанавливают на спутниках дистанционного зондирования Земли средней точности.

Известна система ориентации и стабилизации микроспутника "Чибис-М", состоящая из датчиков определения ориентации, исполнительных органов и блока управления системой ориентации. В качестве датчиков определения ориентации в составе микроспутника используются магнитометр, освещенные датчики и одноосные датчики угловой скорости.

В качестве исполнительных элементов системы управления ориентацией в составе микроспутника используются три токовые катушки и шесть управляющих двигателей-маховиков. Двигатели-маховики выполнены на основе бесконтактного двигателя постоянного тока с управляемым моментом и предназначены для использования в качестве исполнительного органа в системах ориентации и стабилизации микроспутников. Электродвигатель обеспечивает вращение ротора-маховика и его торможение. Величина создаваемого им вращающего (управляющего) момента может плавно меняться в заданном диапазоне в соответствии с сигналом управления, подаваемым на вход двигателя-маховика.

Блок управления системой ориентации и стабилизации является связующим звеном между датчиками и органами управления, а также между системой ориентации и стабилизации и внешними устройствами управления.

Недостатком известной системы является ограниченность ее использования за счет того, что маховики, а также блоки управления маховиками и катушками расположены внутри системы. (Источник: Иванов Д.С. и др. "Летные испытания алгоритмов управления ориентацией микроспутника "Чибис-М", Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша, 2012, 58, URL: http://library/keldysh.ru/preprint.asp?id=2012-58).

Задачей настоящей полезной модели является создание системы ориентации и стабилизации гибкой в комплектации, что позволит расширить сферу применения системы для спутников от 10-50 кг до спутников 100 кг и обеспечить выполнение широкого круга функций при повышении точности определения ориентации и стабилизации.

Технический результат, объективно проявляющийся при использовании полезной модели, заключается в повышении технологичности устройства.

Суть технического решения заключается в том, что маховики, блок управления маховиками, блок управления катушками вынесены в отдельные устройства, и для их управления создан единый блок управления, обеспечивающий гибкость в комплектации необходимых устройств системы ориентации.

Технический результат достигается тем, что в известной системе ориентации и стабилизации, содержащей менее пяти солнечных датчики, по меньшей мере, один трехкомпонентный магнитометр, три одноосных датчика угловой скорости, силовые управляющие двигатели-маховики и блок управления системой ориентации, дополнительно используют в качестве датчиков определения ориентации трехкомпонентный датчик угловой скорости и автономный звездный датчик; в качестве системы угловой стабилизации используют три силовые электромагнитные катушки управления, расположенных соосно осям системы координат, связанной с микроспутниковой платформой; по меньшей мере три силовых управляющих двигателя-маховика, оси вращения которых непараллельны; по меньшей мере три силовых гиродина, оси которых расположены в непараллельных плоскостях.

Сущность полезной модели поясняют следующие графические материалы.

На фиг.1 - схема расположения элементов системы ориентации и стабилизации в теле микроспутника;

На фиг.2 - общий вид блока управления системой ориентации и стабилизации

На фиг 3 - схематично представлена максимальная комплектации блока управления системой ориентации и стабилизации;

на фиг.4 - Режим демпфирования угловой скорости;

на фиг.5 - Безопасный режим;

на фиг.6 - Режим грубой одноосной ориентации;

на фиг.7 - Режим ориентации на Солнце;

на фиг.8 - Режим грубой трехосной ориентации;

на фиг.9 - Режим точной трехосной ориентации;

на фиг.10 - Режим перенацеливания;

на фиг.11 - Режим разгрузки маховиков

На фиг.1 представлена система ориентации и стабилизации микроспутниковой платформы "Таблетсат", где 1 - солнечные датчики, 2 - магнитометр, 3 - ДУС, 4 - звездный датчик; 5 - ЭМУ; 6 - маховик; 7 - гидродин; 8 - блок управления системой ориентации и стабилизации.

Система ориентации и стабилизации содержит систему ориентации, которая формирует орбитальную приборную систему координат орбитальной системы координат и измеряет углы микроспутниковой платформы относительно построенной системы координат связанную систему координат (ССК) и система угловой стабилизации, которая удерживает связанные оси микроспутниковой платформы относительно построенной системы координат.

При ориентации микроспутниковой платформы в орбитальной системе координат ОХо Yo Zo вертикальная ось микроспутниковой платформы (МП) OZ направлена вдоль линии центра масс Земли - центр масс МП, продольная ось OY МП направлена в сторону полета и совмещена с плоскостью орбиты, ось ОХ МП дополняет систему координат до правой.

Система ориентации и стабилизации включает датчики определения ориентации, исполнительные органы и блок управления системой ориентации.

В качестве датчиков определения ориентации в составе микроспутника используют не менее пяти солнечных датчики (СД) 1, по меньшей мере, один трехкомпонентный магнитометр (ММ) 2, три одноосных датчика угловой скорости ADIS 16130 и трехкомпонентный датчик угловой скорости (ДУС) 3, автономный звездный датчик - 4.

В отличие от ближайшего аналога в предлагаемом решении использован автономный звездный датчик 4, который позволяет повысить точность определения ориентации и стабилизации. Кроме того с помощью звездного датчика 4 можно проводить калибровки всех прочих датчиков. Точность используемых трехкомпонентного магнитометра и трехкомпонентного датчика угловой скорости «Таблетсат» выше. А трехкомпонентный магнитометр HMR 2300R и три одноосных датчика угловой скорости ADIS 16130 используются как запасные.

В качестве системы угловой стабилизации используют:

1) три силовые электромагнитные катушки управления (ЭМУ) 5, расположенные соосно осям системы координат, связанной с микроспутниковой платформой;

2) по меньшей мере три силовых управляющих двигателя-маховика (УДМ). При этом оси вращения маховиков 6 не должны быть взаимно параллельны.

3) по меньшей мере три силовых гиродина 7. Оси гиродинов расположены в непараллельных плоскостях.

Преимущества такой конструкции заключаются в том, что, если блок управления системой стабилизации и ориентации (БУСОС) 8 выходит из строя, жизнеспособность спутника поддерживается с помощью взаимосвязи магнитометра 2 с блоком управления ЭМУ 5 и реализации простейшего алгоритма стабилизации. А также существует возможность конфигурировать систему стабилизации из различного количества двигателей-маховиков 6 и гиродинов 7, поскольку они включены в единый контур управления.

Двигатели-маховики 6 выполнены на основе бесконтактного двигателя постоянного тока с управляемым моментом и предназначены для использования в качестве исполнительного органа в системах ориентации и стабилизации микроспутников. Электродвигатель обеспечивает вращение ротора-маховика и его торможение. Величина создаваемого им вращающего (управляющего) момента может плавно меняться в заданном диапазоне в соответствии с сигналом управления, подаваемым на вход двигателя-маховика. Механический момент от управляющих двигателей маховиков создается при изменении скорости их вращения и находится в диапазоне [-0.4, +0.4] мН·м в лабораторных условиях. Скорость вращения маховиков при этом изменяется в диапазоне [-20 000, +20000] об/мин.

Блок управления системой ориентации и стабилизации 8 является связующим звеном между датчиками и органами управления, а также между системой ориентации и стабилизации и внешними устройствами управления. Основными функциями блока являются сбор и обработка показаний датчиков системы с помощью алгоритмов определения ориентации, выработка с помощью алгоритмов управления команд для элементов системы стабилизации, прием команд от внешнего бортового контроллера управления микроспутника, передача данных в каналы телеметрии спутника. Основной составной частью является бортовой компьютер, который основан на плате LPCH2294, содержащей процессор, внешнюю ОЗУ размером 1 Мб, энергонезависимую флэш-память емкостью 4 Мб.

Размещение блока управления системой ориентации и стабилизации, датчиков угловой скорости, магнитометра, управляющего двигателя маховика, гиродинов, электромагнитного устройства возможно как на внешних, так и на внутренних панелях негерметичного корпуса микроспутниковой платформы; солнечный датчик и звездный датчик - на внешних панелях микроспутниковой платформы. Максимальная длина соединительных кабелей от БУСОС до ЭМУ 2 м; от БУСОС до солнечного датчика, звездного датчика, магнитометра, управляющего двигателя-маховика, гиродинов 1 м. Магнитометр должен находиться наиболее удаленно от источников возмущающего магнитного поля, например электромагнитного устройства (электромагнитной катушки управления), управляющего двигателя-маховика. Угловая точность установки датчиков и управляющих элементов относительно посадочных поверхностей не хуже 6 угл. мин.

Блок управления системой ориентации и стабилизации 8 способен передавать внешним системам пакеты телеметрии о функционировании приборов в своем составе; режимах работы СОС; параметрах ориентации МП; квитанции подтверждения получения команд. Для выполнения данных задач БУСОС должен получать от внешних систем следующие исходные данные: точное время с периодичностью не реже 600 сек или по запросу и точностью временных меток 1 миллисекунда; баллистические параметры орбиты в формате TLE с периодичностью обновления не реже 48 час; длительность автономного прогнозирования движения с их использованием до 7 суток; команды управления режимами работы СОС; калибровочные параметры СОС; фрагменты исполняемого кода.

В отличие от аналога, где режимы точной ориентации аналога обеспечиваются только вблизи орбитальной ориентации в предлагаемом решении режимы точной ориентации «Таблетсат» обеспечиваются вне зависимости от ориентации.

Обмен информацией между составляющими узлов микроспутниковой платформы производится с использованием CAN-интерфейса. В CAN сети микроспутника используется адаптированный протокол высокого уровня, обмен сообщениями между абонентами CAN сети производится с помощью сообщений фиксированной структуры. Надстройка протокола высокого уровня структурирует описание заголовка CAN_ID, выделяя в нем адреса получателя и отправителя, также в протоколе CAN_ID описывается стандартный формат CAN сообщения. Во всех командных сообщениях выделены байты, описывающие тип команды и виртуальный модуль прибора, которому команда направляется. В сообщениях, состоящих из нескольких CAN пакетов, один пакет выделяется под заголовок, в котором описаны также длина и время формирования данного сообщения. Благодаря введению этого протокола, унифицируется обмен данных между физическими устройствами и оптимизируется разработка ПО, за счет возможности повторного использования кода, достигается возможность передачи сообщений произвольной длины. Также становится возможным создание на одном физическом устройстве нескольких виртуальных модулей, что в случае нехватки идентификаторов для всех устройств в сети спутника позволяет разместить на одном CAN_ID до 256 устройств и существенно расширяет возможности 11 битного протокола CAN.

Предложенная конструкция системы ориентации и стабилизации позволяет расширить сферу применения системы для спутников от 10-50 кг до спутников 100 кг и обеспечить выполнение широкого круга задач. На фиг.3 схематично представлена максимальная комплектация системы, на фиг.4-11 перечислены возможные варианты алгоритмов и необходимых минимальных комплектаций для обеспечения работы алгоритмов и получаемые в результате работы алгоритмов точностные характеристики. Алгоритмы поделены по различным целям и задачам использования.

Система ориентации и стабилизации космического аппарата - одна из бортовых систем и работает полный цикл жизни МКА, обеспечивая определенное положение осей аппарата относительно некоторых заданных направлений (ориентацию), а также сохранение неизменного направления осей аппарата при переходе с одной орбиты на другую, переходе на траекторию спуска, когда работает основная двигательная установка (стабилизацию).

Исходя из решаемых задач, предложенная система ориентации и стабилизации обеспечивает работу микроспутниковой платформы в следующих режимах:

1) Режим демпфирования угловой скорости;

2) Безопасный режим;

3) Режим грубой одноосной ориентации;

4) Режим ориентации на Солнце;

5) Режим грубой трехосной ориентации;

6) Режим точной трехосной ориентации;

7) Режим перенацеливания;

8) Режим разгрузки маховиков

Безопасный режим и режим ориентации на Солнце способствуют зарядке солнечных батарей. Режим грубой одноосной ориентации, режим грубой трехосной ориентации, режим точной трехосной ориентации и режим перенацеливания используются для выполнения различных целевых задач (научные эксперименты в космосе, навигационные измерения, дистанционное зондирование Земли). Режим разгрузки маховиков продлевает время работы режимов ориентации на Солнце, грубой и точной трехосной ориентации. А режим демпфирования угловой скорости подготавливает аппарат к работе режимов ориентации на Солнце, грубой трехосной ориентации, точной трехосной ориентации и перенацеливания.

Далее описана работа системы в разных режимах.

1) Режим демпфирования угловой скорости.

Данный режим используется в случае вращения малого космического аппарата с высокой угловой скоростью. С помощью измерений магнитометра и работы ЭМУ угловая скорость снижается, без обеспечения какой либо ориентации (Фиг.4).

Ориентация связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно орбитальной СК:

- начальная: произвольная;

- конечная: произвольная.

Угловая скорость вращения связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно инерциальной СК:

- начальная: до 6°/c;

- конечная: не более: 0.5°/c.

Максимальная длительность перехода в заданный режим должна составлять не более 1.5 часа.

2) Безопасный режим.

Данный режим используется для разворота аппарата солнечными батареями на Солнце с минимальным энергопотреблением с помощью магнитометра и солнечных датчиков для определения ориентации и ЭМУ для стабилизации (Фиг.5).

Ориентация связанной с микроспутниковой платформой системы координат:

- начальная: произвольная;

- конечная: поддержание ориентации на Солнце с точностью не менее ±20 град при минимальном энергопотреблении.

Угловая скорость вращения связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно орбитальной СК:

- начальная: до 6°/с;

- конечная: не более 1°/с.

Максимальная длительность перехода в заданный режим должна составлять не более 1.5 часа.

3) Режим грубой одноосной ориентации.

Данный режим поддерживает грубую одноосную ориентацию в орбитальной системе координат, используя магнитометр, солнечные датчики для определения ориентации и ЭМУ - для управления (Фиг.6).

Ориентация связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно орбитальной СК:

- начальная: произвольная;

- конечная: поддержание одноосной орбитальной ориентации произвольной оси с точностью не менее ±20°.

Угловая скорость вращения связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно орбитальной СК:

- начальная: до 6°/c;

- конечная: не более 0.5°/c.

Максимальная длительность перехода в заданный режим составляет не более 1.5 часа.

4) Режим ориентации на Солнце.

Данный режим обеспечивает поворот аппарата солнечными батареями на Солнце с высокой точностью. Используются солнечные датчики для определения ориентации, а маховики и/или гиродины используются в качестве управляющих органов (Фиг.7)

Ориентация связанной с микроспутниковой платформой системы координат:

- начальная: произвольная;

- конечная: Ориентация заданной осью на Солнце с точностью не более 0,5 град.

Угловая скорость вращения связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно орбитальной СК:

- начальная: не более 0.5°/c;

- конечная: не более 0.005°/c.

Максимальная длительность перехода в заданный режим должна составлять не более 600 сек.

5) Режим грубой трехосной ориентации.

Данный режим обеспечивает трехосную ориентацию аппарата в орбитальной системе координат с невысокой точностью для выполнения целевой задачи, к примеру, дистанционного зондирования Земли. Могут использоваться магнитометр, солнечные датчики, возможно датчик угловой скорости для определения ориентации, а для управления маховики и/или гиродины (Фиг.8).

Ориентация связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно орбитальной/инерциальной СК:

- начальная: произвольная;

- конечная: трехосная ориентация ССК относительно ОСК/ИСК с точностью не менее 1°. Погрешность () определения ориентации: не более 0.5°.

Угловая скорость вращения связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно орбитальной/инерциальной СК:

- начальная: не более 0.5°/c;

- конечная: угловая стабилизация с погрешностью () не более 0.05°/сек.

Максимальная длительность перехода в заданный режим должна составлять не более 600 сек.

6) Режим точной трехосной ориентации.

Данный режим обеспечивает трехосную ориентацию аппарата в орбитальной системе координат с высокой точностью для выполнения целевой задачи, к примеру, дистанционного зондирования Земли. Могут использоваться звездный датчик, магнитометр, солнечные датчики, датчик угловой скорости для определения ориентации, а для управления - маховики и/или гиродины (Фиг.9).

Ориентация связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно орбитальной/инерциальной СК:

- начальная: трехосная ориентация ССК относительно ОСК/ИСК с точностью не менее 1°;

- конечная: трехосная ориентация ССК относительно ОСК/ИСК с точностью не менее 0.003° (10.8).

Погрешность () определения ориентации: не более 0.001° (3.6)°.

Угловая скорость вращения связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно орбитальной/инерциальной СК:

- начальная: не более 0.05°/c;

- конечная: угловая стабилизация с погрешностью () не более 0.001°/сек.

Максимальная длительность перехода в заданный режим должна составлять не более 10 сек.

7) Режим перенацеливания.

Данный режим обеспечивает трехосную ориентацию аппарата в произвольном направлении орбитальной системе координат с высокой точностью для выполнения целевой задачи, к примеру, дистанционного зондирования Земли. При этом возможно выполнение постоянных поворотов по заранее заданному закону. Могут использоваться звездный датчик, магнитометр, солнечные датчики, датчик угловой скорости для определения ориентации, а для управления - маховики и/или гиродины (Фиг.10).

Ориентация связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно орбитальной/инерциальной СК:

- начальная: трехосная ориентация ССК относительно ОСК/ИСК, с точностью не менее 0,003° (10,8);

- конечная: трехосная ориентация ССК относительно ОСК/ИСК, отличная от начальной. Точность ориентации не менее 0.003° (10.8);

- Максимальная частота выдачи новой требуемой ориентации составляет 5 Гц.

Погрешность () определения ориентации: не более 0.001° (3.6)°.

Угловая скорость вращения связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно орбитальной СК:

- начальная: не более 0.001°/c, если МП находится в режиме точной трехосной ориентации, либо не более 2°, если МП находится в режиме перенацеливания;

- конечная: не более 2°/с.

Максимальная длительность работы в заданном режиме не менее 1,5 часов.

8) Режим разгрузки маховиков.

В случае длительной работы любого из режимов, использующих маховики и/или гиродины, режим рагрузки маховиков позволяет с помощью ЭМУ снизить скорость вращения маховиков и снизить меру сингулярности системы гиродинов без потери ориентации (Фиг.11).

Ориентация связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно орбитальной/инерциальной системы координат (ОСК/ИСК):

- начальная: трехосная ориентация связанной системы координат относительно орбитальной/инерциальной системы координат (ОСК/ИСК), с точностью не менее 0,003° (10,8);

- в течение периода разгрузки и конечная: трехосная ориентация ССК относительно ОСК/ИСК, не отличающаяся от начальной. Точность ориентации не менее 0.003° (10.8).

Погрешность () определения ориентации: не более 0.001° (3.6)°.

Угловая скорость вращения связанной с микроспутниковой платформой системы координат относительно орбитальной СК:

- начальная: не более 0.001°/с;

- в течение периода разгрузки и конечная: не более 0.001°/c.

Угловая скорость вращения маховиков:

- начальная: больше номинальной;

- конечная: менее номинальной.

Максимальная длительность работы в заданном режиме не менее 1,5 часов.

Особенности электрического интерфейса

- диапазон внешнего питающего напряжения: 5 или 12B ±10%;

- максимальное потребление: не более 60 Вт в течение до 1 мин;

- средневитковое потребление: не более 20 Вт;

- потребление в режиме демпфирования: не более 8 Вт в течение до 2 ч.

- потребление в режиме трехосной ориентации, ориентации на Солнце: не более 16 Вт.

- потребление в режиме перенацеливания: не более 35 Вт в течение до 30 мин.

- некомпенсированный магнитный момент МП по каждой оси должен быть не более 0,05 А·м2 (50 ед. CGSM).

Включение и выключение электропитания приборов СОС осуществляет система энергопитания, являющаяся внешней по отношению к БУСОС системой. Также предусмотрены меры по защите аппаратуры СОС от статического электричества.

Таким образом, заявленная система ориентации и стабилизации отвечает различным требованиям к ориентации микроспутника массой от 10-50 кг до 100 кг, благодаря предложенной конструкции устройства повышаются эксплуатационные качества и увеличивается ремонтопригодность. Одновременно решается задача повышения точности определения ориентации и стабилизации.

Перечень принятых сокращений.

БУ- блок управления
БУСОС- блок управления системой ориентации и стабилизации
ДУС- датчик угловой скорости
ЗД- звездный датчик
ИСК- инерциальная система координат
МП - микроспутниковая платформа
ММ- магнитометр
ОСК- орбитальная система координат
СК- система координат
СОС - система ориентации и стабилизации
ССК- связанная система координат
СЭП- система энергопитания
УДМ- управляющий двигатель-маховик
ЦМ - центр масс
ЭМУ - электромагнитное устройство
TLE- two line elements

Система ориентации и стабилизации микроспутниковой платформы "Таблетсат", содержащая не менее пяти солнечных датчиков, по меньшей мере один трехкомпонентный магнитометр, три одноосных датчика угловой скорости, силовые управляющие двигатели-маховики и блок управления системой ориентации, отличающаяся тем, что в качестве датчиков определения ориентации дополнительно используют трехкомпонентный датчик угловой скорости и автономный звездный датчик, в качестве системы угловой стабилизации используют три силовые электромагнитные катушки управления, расположенные соосно осям системы координат, связанной с микроспутниковой платформой, по меньшей мере три силовых управляющих двигателя-маховика, оси вращения которых непараллельны, по меньшей мере три силовых гиродина, оси которых расположены в непараллельных плоскостях.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к квазиглобальным спутниковым связным системам (ССС) и может быть использована для повышения надежности канала связи МКА с центром управления полетом (ЦУП)

Технический результат повышение надежности подключения испытываемых изделий (СБИС) к измерителям электрических параметров

Полезная модель относится к космической технике и может быть использовано для отделения от верхней ступени ракеты-носителя малых спутников: пико- и наноспутников массой от 0,1 до 10 кг, запускаемых преимущественно попутно

Полезная модель относится к области ракетной техники и может быть использовано при разработке ракеты-носителя (РН) для легких нагрузок
Наверх