Пилотажно-навигационная система транспортного летательного аппарата

 

Полезная модель относится к области приборостроения, а именно к пилотажно-навигационному оборудованию беспилотных транспортных летательных аппаратов с функциями двух пилотов. Пилотажно-навигационная система транспортного летательного аппарата содержит аппаратуру текущих пилотажно-навигационных параметров (АТПН), индикатор пилотажно-навигационной обстановки (ИПНО) и блок формирования команд (БФК) в кабине экипажа, блок коммутации (БК), блок исполнения команд (БИК), систему радиосвязи с приемником-передатчиком (ПП) связи с пультом управления на начальном пункте маршрута (НПМ) и пультом управления на конечном пункте маршрута (КПМ). В ней в качестве исполнителя функций второго пилота выполнен автоматический навигатор в составе курсовой системы (КС), спутниковой навигационной системы (СНС), блока программы маршрута (БПМ), бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), первого преобразователя сигналов (ПС-1), второго преобразователя сигналов (ПС-2). При этом выход БФК подключен к одному из входов БК, выходы устройств АТПН подключены к входам ПС-1, выходы ПС-1. БПМ, СНС, КС, ПП подключены к входам БЦВМ, выход БЦВМ подсоединен к входу ПС-2, выход ПС-2 подключен к ИПНО и второму входу БК. Технический результат - повышение степени автоматизации пилотирования транспортного летательного аппарата. 1 илл.

Полезная модель относится к области приборостроения, а именно к пилотажно-навигационному оборудованию беспилотных транспортных летательных аппаратов с функциями двух пилотов.

Известна пилотажно-навигационная система транспортного летательного аппарата [1], содержащая магнитный компас, барометрические датчики скорости и высоты, ультразвуковой датчик высоты, спутниковая навигационная система (СНС), гировертикаль, устройство получения курсовой видовой информации, исполнительные механизмы.

Недостаток такой пилотажно-навигационной системы состоит в том, что она не обеспечивает посадку на промежуточных пунктах маршрута.

Наиболее близкой по технической сущности является пилотажно-навигационная система транспортного летательного аппарата [2], содержащая предназначенную для выполнения функций двух пилотов аппаратуру текущих пилотажно-навигационных параметров (АТПН) для измерения курса, углов крена и тангажа, воздушной скорости, барометрической высоты, высоты посредством радиовысотомера, для определения координат посредством радиосистем, индикатор пилотажно-навигационной обстановки (ИПНО) и блок формирования команд (БФК) в кабине экипажа, блок коммутации (БК), блок исполнения команд (БИК), систему радиосвязи с приемником-передатчиком (ПП) связи с пультом управления на начальном пункте маршрута (НПМ) и пультом управления на конечном пункте маршрута (КПМ), причем выход БК подключен к входу БИК.

Такая пилотажно-навигационная система транспортного летательного аппарата характеризуется избыточностью членов экипажа для решения задач пилотирования.

Технический результат полезной модели заключается в повышении степени автоматизации пилотирования транспортного летательного аппарата.

Данный технический результат обеспечивается в пилотажно-навигационной системе транспортного летательного аппарата, содержащей предназначенную для выполнения функций двух пилотов аппаратуру текущих пилотажно-навигационных параметров (АТПН) для измерения курса, углов крена и тангажа, воздушной скорости, барометрической высоты, высоты посредством радиовысотомера, для определения координат посредством радиосистем, индикатор пилотажно-навигационной обстановки (ИПНО) и блок формирования команд (БФК) в кабине экипажа, блок коммутации (БК), блок исполнения команд (БИК), систему радиосвязи с приемником-передатчиком (ПП) связи с пультом управления на начальном пункте маршрута (НПМ) и пультом управления на конечном пункте маршрута (КПМ), причем выход БК подключен к входу БИК, отличающаяся тем, что в ней в качестве исполнителя функций второго пилота выполнен автоматический навигатор в составе курсовой системы (КС), спутниковой навигационной системы (СНС), блока программы маршрута (БПМ), бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), первого преобразователя сигналов (ПС-1), второго преобразователя сигналов (ПС-2), причем выход БФК подключен к одному из входов БК, выходы устройств АТПН подключены к входам ПС-1, выходы ПС-1, БПМ, СНС, КС, ПП подключены к входам БЦВМ, выход БЦВМ подсоединен к входу ПС-2, выход ПС-2 подключен к ИПНО и второму входу БК.

На фиг. 1 представлена блок-схема пилотажно-навигационной системы транспортного летательного аппарата.

В кабине экипажа 1 транспортного летательного аппарата (фиг. 1) расположены следующие устройства пилотажно-навигационной системы: индикатор пилотажно-навигационной обстановки (ИПНО) 2, блок формирования команд (БФК) 3 и блок коммутации (БК) 4. Пилотажно-навигационная система транспортного летательного аппарата также содержит блок исполнения команд (БИК) 5, аппаратуру текущих пилотажно-навигационных параметров (АТПН) 6 для измерения курса, углов крена и тангажа, воздушной скорости, барометрической высоты, высоты посредством радиовысотомера, для определения координат посредством радиосистем, первый преобразователь сигналов (ПС-1) 7, бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ) 8, блок программы маршрута (БПМ) 9, спутниковую навигационную систему (СНС) 10, курсовую систему (КС) 11, приемник-передатчик (ПП) 12 системы радиосвязи, второй преобразователь сигналов (ПС-2) 13. В систему радиосвязи, имеющей приемник-передатчик ПП 12, входят пульт управления 14 на начальном пункте маршрута (НПМ) и пульт управления 15 на конечном пункте маршрута (КПМ).

При этом исполнителем функций второго пилота является автоматический навигатор в составе БПМ 9, СНС 10, КС 11, БЦВМ 8, ПС-1 6, ПС-2 13.

Выход БФК 3 подключен к одному из входов БК 4, выход которого подключен к входу БИК 5. Выходы АТПН 6 подсоединены к входам ПС-1 7. К входам БЦВМ 8 подключены выходы БПМ 9, СНС 10, КС 11, ПП 12. К выходу БЦВМ 8 подсоединен вход ПС-2 13, выход которого подключен к входам ИПНО 2 и второму входу БК 4.

Пилотажно-навигационная система транспортного летательного аппарата работает следующим образом. При полете по маршруту запрограммированные в БПМ 9 в цифровом виде координаты начального и промежуточных точек маршрута, конечного и запасных аэродромов, заданных значений курсов, скоростей, высот полета, углов крена, тангажа на маршруте передаются в БЦВМ 8 Посредством входящей в АТПН 6 аппаратуры измеряются следующие параметры транспортного летательного аппарата: углы крена, тангажа с помощью авиагоризонта, например типа ЦГВ, курс посредством гирокомпаса типов ГИК-1, ГМК-1, воздушная скорость, барометрическая высота, высота полета с помощью радиовысотомера. В ПС-1 7 аналоговые сигналы измеренных аппаратурой АТПН 6 параметров движения транспортного летательного аппарата преобразуются в цифровые и передаются в БЦВМ 8, где происходит сравнение сигналов АТПН 6 с заданными в БПМ 9 параметрами траектории движения транспортного летательного аппарата и их корректировка по показаниям СНС 10 и КС 11. На основании этого БЦВМ 8 вырабатывает директивные указания, которые преобразуются в ПС-2 13 в вид, удобный для индикации параметров траектории движения транспортного летательного аппарата и для управляющих воздействий на органы управления транспортного летательного аппарата. Параметры траектории движения транспортного летательного аппарата отображаются на ИПНО 2 в кабине экипажа 1. Управляющие воздействия на органы управления транспортного летательного аппарата через БК 4 подаются в БИК 5, который управляет тягой двигателя и приводит в действие рулевые тяги, рули, закрылки и т.д. По получаемой по ИПНО 2 информации пилот может переключить БК 4 на ручное управление посредством штурвала. При взлете и посадке пилот может руководствоваться получаемыми по ПП 12 указаниями с пульта управления 14 на начальном пункте маршрута и пульта управления 15 на конечном пункте маршрута.

Источники информации

1. А.А. Лоскутников, Н.В. Сенюшкин, В.В. Парамонов. Системы автоматического управления БПЛА. «Молодой ученый». Издательство «Молодой ученый». 9, 2011 г., с. 56-58.

2. Н.В. Якубович. Многоликий Ми-4. «Крылья Родины», М., 3, 1995 г., с. 20-24.

Пилотажно-навигационная система транспортного летательного аппарата, содержащая предназначенную для выполнения функций двух пилотов аппаратуру текущих пилотажно-навигационных параметров (АТПН) для измерения курса, углов крена и тангажа, воздушной скорости, барометрической высоты, высоты посредством радиовысотомера, для определения координат посредством радиосистем, индикатор пилотажно-навигационной обстановки (ИПНО) и блок формирования команд (БФК) в кабине экипажа, блок коммутации (БК), блок исполнения команд (БИК), систему радиосвязи с приемником-передатчиком (ПП) связи с пультом управления на начальном пункте маршрута (НПМ) и пультом управления на конечном пункте маршрута (КПМ), причем выход БК подключен к входу БИК, отличающаяся тем, что в ней в качестве исполнителя функций второго пилота выполнен автоматический навигатор в составе курсовой системы (КС), спутниковой навигационной системы (СНС), блока программы маршрута (БПМ), бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), первого преобразователя сигналов (ПС-1), второго преобразователя сигналов (ПС-2), причем выход БФК подключен к одному из входов БК, выходы устройств АТПН подключены к входам ПС-1, выходы ПС-1, БПМ, СНС, КС, ПП подключены к входам БЦВМ, выход БЦВМ подсоединен к входу ПС-2, выход ПС-2 подключен к ИПНО и второму входу БК.

РИСУНКИ



 

Наверх