Мотобуксировщик
Полезная модель относится к области транспортных средств на гусеничном ходу, а более конкретно к конструкциям самоходных транспортных средств, предназначенных для буксировки саней, тележек или подобных им конструкций, приспособленных для гужевой тяги, и может быть использована для создания и производства различных модификаций малогабаритной сельскохозяйственной техники и транспортных средств специального назначения, в т.ч. с установкой различного навесного оборудования. Техническим результатом заявленного решения является: простота изготовления и обслуживания подвески; увеличение ее надежности при сильных ударах ввиду использования значительно больших опорных колес; отсутствие необходимости в дополнительных конструктивных элементах, поддерживающих гусеницу от провисания; большое свободное пространство внутри гусеницы способствует быстрому самоочищению гусеницы; энергия затрачиваемая на вращение колеса, возвращается верхней частью гусеницы. Все это в комплексе повышает проходимость мотобуксировщика по пересеченной местности и глубокому снегу. Указанный технический результат достигается за счет того, что мотобуксировщик, содержащий подвеску, закрепленную на подрамнике, содержащий закрепленные к раме: двигатель, модуль с трансмиссией, устройство управления; содержащий гусеничный движитель, включающий, по крайней мере, одну гусеницу, отличающийся тем, что подвеска выполнена состоящей из колес, закрепленных минимум на 2-х на осях, имеющих диаметр, равный или меньше расстояния между верхней и нижней клетью гусеницы, причем одна колесная пара может быть соединена с подрамником через ось, а сами колеса содержат шины с воздушными камерами или цельнорезиновыми шинами из вспененной резины.
Полезная модель относится к области транспортных средств на гусеничном ходу, а более конкретно к конструкциям самоходных транспортных средств, предназначенных для буксировки саней, тележек или подобных им конструкций, приспособленных для гужевой тяги, и может быть использована для создания и производства различных модификаций малогабаритной сельскохозяйственной техники и транспортных средств специального назначения, в т.ч. с установкой различного навесного оборудования.
Известен мотобуксировщик с подвеской из опорных колес-катков «Pomor» [http://motopomor.ru/p13052542-motobuksirovschik-pomor-500.html]. Недостатком указанного мотобуксировщика является: подпружиненные балансирные тележки чрезмерно перетягивают гусеницу и требуют дополнительной мощности двигателя или чрезмерных усилий человека для его перемещения по поверхности с выключенным двигателем (это необходимо делать вручную при застревании мотобуксировщика в снегу); пружины балансирных тележек со временем проседают/устают и перестают выполнять свои основные функции; пружины балансирных тележек периодически лопают (используется витая пружина на кручение), острой кромкой режут гусеницу по кругу, что приводит к выходу из строя гусеницы; низкая высота внутри гусеницы и большое количество балансирных тележек препятствуют самоочищению гусеницы и требует повышенной мощности на ее движение.
Известен мотобуксировщик с подвеской из опорных колес-катков «Барс Следопыт 500 HV 13 S» [http://burantorg.ru/shop/motobuksir/motobuksirovshhik-bars/]. Недостатком указанного мотобуксировщика являются: подпружиненные балансирные тележки чрезмерно перетягивают гусеницу и требуют дополнительной мощности двигателя или чрезмерных усилий человека для его перемещения по поверхности с выключенным двигателем (это необходимо делать вручную при застревании мотобуксировщика в снегу); пружины балансирных тележек со временем проседают/устают и перестают выполнять свои основные функции; пружины балансирных тележек периодически лопают (используется витая пружина на кручение), острой кромкой режут гусеницу по кругу, что приводит к выходу из строя гусеницы; большое количество балансирных тележек препятствуют самоочищению гусеницы и требует повышенной мощности на ее движение; подпружиненные балансирные тележки имеют склонность к переворачиванию внутри гусеницы на 180 градусов.
Известен мотобуксировщик Рекс (см. патент РФ на полезную модель 64601, B65D 55/00, B62M 27/02, опубл. 10.07.2007 г.), содержащий шасси с установленным в задней части двигателем и гусеничным движителем, включающим, по крайней мере, одну гусеницу, узел соединения с буксируемым объектом, расположенный в задней части рамы, и устройство управления, например, в виде руля по типу рамной конструкции, отличающийся тем, что шасси выполнено в виде опорно-несущей рамы и снабжено устройством для ее подвижно-упругого соединения с гусеничным движителем, выполненным, например, по типу механического амортизатора, при этом упомянутый гусеничный движитель содержит, по крайней мере одно, устройство автоматического самонатяжения гусеницы.
Недостатком указанного мотобуксировщика является: пружинное устройство автоматического самонатяжения гусеницы и подпружиненные балансирные тележки чрезмерно перетягивают гусеницу и требуют дополнительной мощности двигателя или чрезмерных усилий человека для его перемещения по поверхности с выключенным двигателем (это необходимо делать вручную при застревании мотобуксировщика в снегу); пружины устройства автоматического самонатяжения гусеницы и пружины балансирных тележек со временем проседают/устают и перестают выполнять свои основные функции; пружины балансирных тележек периодически лопают (используется витая пружина на кручение), острой кромкой режут гусеницу по-кругу, что приводит к выходу из строя гусеницы; подпружиненные балансирные тележки имеют склонность к переворачиванию внутри гусеницы на 180 градусов; отсутствуют элементы, поддерживающие гусеницу от провисания сверху. Наиболее близким техническим решением по своему назначению к заявляемому, принятым в качестве ближайшего аналога - прототипа полезной модели, является буксировщик Райда (см. патент РФ на полезную модель 36813, B62M 27/02, опубл. 27.03.2004 г.), содержащий в составе шасси раму с гусеничным движителем, платформу с расположенным сзади двигателем и багажником спереди, узел соединения с буксируемым объектом, расположенный в задней части рамы, и устройство управления в составе закрепляемого на платформе рычага с органами управления сцеплением и средством регулировки газа, предназначенный для индивидуального передвижения людей на санях (волокушах) или лыжах и перевозки груза по снежному покрову в зимнее время.
Недостатками прототипа являются:
- используются неподрессоренные катки небольшого диаметра (около 130 мм), что при сильных ударах на скоростях свыше 25 км/ч приводит к быстрому выходу их из строя;
- требуются дополнительные опорные катки, поддерживающие от провисания верхнюю клеть гусеницы, что усложняет конструкцию.
- катки крепятся к раме, которая расположена посередине гусеницы (между верхней и нижней клетью), что препятствует самоочищению гусеницы от сырого снега (особенно в сочетании с низкой высотой гусеницы).
Наиболее близким аналогом является снегоход-буксировщик Фомичева Ерш (см. свидетельство РФ на полезную модель 4517, B62D 55/00, опубл. 16.07.1997 г.), состоящий из малогабаритного тягача с гусеничным движителем и руль-тяги с органами управлением движением, предназначенный для использования в качестве снегоходного индивидуального транспортного средства. Мотобуксировщик выполнен на подвеске с роликами, закрепленными на подпружиненном подрамке, содержащий двигатель, модуль с трансмиссией, гусеничный движитель, включающий, гусеницу и устройство управления.
Недостатком указанного снегохода-буксировщика является: используются жестко связанные катки малого диаметра; катки закреплены на отдельной раме, расположенной внутри гусеницы; большая доля элементов подвески относительно размера внутреннего пространства гусеницы, сравнительно высокое удельное давление гусеницы на снег, используется сборная резино-металлическая гусеницы излишне фрезерующая поверхность.
Техническим результатом заявленного решения является: простота изготовления и обслуживания подвески; увеличение ее надежности при сильных ударах ввиду использования значительно больших опорных колес; отсутствие необходимости в дополнительных конструктивных элементах, поддерживающих гусеницу от провисания; большое свободное пространство внутри гусеницы способствует быстрому самоочищению гусеницы; энергия затрачиваемая на вращение колеса, возвращается верхней частью гусеницы. Все это в комплексе повышает проходимость мотобуксировщика по пересеченной местности и глубокому снегу.
Указанный технический результат достигается за счет того, что мотобуксировщик, содержащий подвеску, закрепленную на подрамнике, содержащий закрепленные к раме: двигатель, модуль с трансмиссией, устройство управления; содержащий гусеничный движитель, включающий, по крайней мере, одну гусеницу, отличающийся тем, что подвеска выполнена состоящей из колес, закрепленных минимум на 2-х на осях, имеющих диаметр, равный или меньше расстояния между верхней и нижней клетью гусеницы, причем одна колесная пара может быть соединена с подрамником через ось, а сами колеса содержат шины с воздушными камерами или цельнорезиновыми шинами из вспененной резины.
Подрамник может быть выполнен складным и/или подвижным, а также неразборным. Колесная пара может быть соединена с подрамником через ось.
Краткое описание чертежей
На Фиг.1 показано устройство мотобуксировщика (вид сбоку), где 1 - двигатель, 2 - топливный бак, 3 - модуль с трансмиссией, 4 - багажник, 5 - гусеница, 6 - колесо.
На Фиг.2 показан внешний вид мотобуксировщика, где 7 - устройство управления и одновременно буксир.
На Фиг.3 показана съемная часть подрамника в собранном состоянии, где 8 - опорная часть подрамника, 9 - складная часть подрамника, 10 - зубчатое колесо для натяжения гусеницы.
На Фиг.4 показана съемная часть подрамника в разобранном состоянии.
На Фиг.5 показан принцип натяжения тяговой цепи (вид в состоянии ослабленной цепи), где 11 - цепь, 12 - звездочка на валу двигателя, 13 - звездочка на ведущей оси гусеничной тяги.
На Фиг.6 показан пример принципа натяжения тяговой цепи (вид в состоянии натянутой цепи).
Мотобуксировщик, (см. Фиг.1, Фиг.2) содержит платформу с двигателем (1), багажником и гусеничным движителем, включающим, по крайней мере, одну гусеницу (5), и устройство управления (7) в виде руля по типу рамной конструкции, являющееся узлом соединения с буксируемым объектом. Платформа может быть выполнена цельной или разборной - разделяющейся на съемные модули: раму с двигателем (1) и трансмиссией (вариатором), подрамник (см. Фиг.3, Фиг.4) с подвижно-упругим соединением с гусеничным движителем, багажник (4).
Подрамник может быть выполнен складным, а рама выполнена с возможностью перемещения вдоль подрамника с возможностью фиксации в заданном положении (см. Фиг.5, Фиг.6).
В качестве упругого соединения с гусеничным движителем использованы колеса (6), закрепленные на осях неподвижной части подрамника.
В случае, если мотобуксировщик разбирается на три части: раму с модулем, состоящим из двигателя (1), топливного бака (2) и трансмиссии (3) (вариатором); подрамок - ходовая гусеничная часть; багажник (4), то благодаря разборности он в разобранном состоянии компактен и по отдельности легко вмещается внутрь легкового автомобиля типа джип или минивэн.
Натяжение цепи (11) на звездочки вала двигателя (12) и ведущей оси гусеничной тяги (13) может осуществляться за счет перемещения рамы вдоль подрамника (см. процесс натяжения Фиг.5, Фиг.6), не требуется натяжник цепи, цепь (11) не болтается, процесс натяжения упрощается и становится доступен пользователям со слабой физической силой и малыми навыками управления мотобуксировщиком.
Если подрамок складывается, то сложение возможно разными путями. Например, так как показано на Фиг.3, Фиг.4. Это еще больше снижает габариты конструкции. Натяжение гусеницы (5) осуществляется шагово, за счет перемещения 3-й и 4-й оси на одно отверстие крепления, что исключает потребность использования при натяжении гусениц пружин или толкающих ось винтов. Это упрощает операцию натяжения гусеницы и исключает опасность ее перекоса.
Благодаря тому, что подвеска опорных колес-катков выполнена состоящей из колес, закрепленных минимум на 2-х на осях, имеющих диаметр, равный или меньше расстояния между верхней и нижней клетью гусеницы, причем одна колесная пара может быть соединена с подрамником через ось, а сами колеса содержат шины с воздушными камерами или цельнорезиновыми шинами из вспененной резины обеспечивается простота изготовления и обслуживания подвески; увеличение ее надежности при сильных ударах ввиду использования значительно больших опорных колес; отсутствие необходимости в дополнительных конструктивных элементах, поддерживающих гусеницу от провисания; большое свободное пространство внутри гусеницы способствует быстрому самоочищению гусеницы; энергия затрачиваемая на вращение колеса, возвращается верхней частью гусеницы. Все это в комплексе повышает проходимость мотобуксировщика по пересеченной местности и глубокому снегу.
1. Мотобуксировщик, содержащий подвеску, закрепленную на подрамнике, содержащий закрепленные к раме: двигатель, модуль с трансмиссией, устройство управления; содержащий гусеничный движитель, включающий, по крайней мере, одну гусеницу, отличающийся тем, что подвеска выполнена состоящей из колес, закрепленных минимум на 2-х осях, имеющих диаметр, равный или меньше расстояния между верхней и нижней клетью гусеницы, причем одна колесная пара может быть соединена с подрамником через ось, а сами колеса содержат шины с воздушными камерами или цельнорезиновыми шинами из вспененной резины.
2. Мотобуксировщик по п.1, отличающийся тем, что подрамник выполнен складным и/или подвижным.
3. Мотобуксировщик по п.1, отличающийся тем, что подрамник выполнен неразборным.
4. Мотобуксировщик по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что колесная пара соединена с подрамником через ось.