Буксовая накладка боковой рамы вагонной тележки
Полезная модель относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к изготовлению и восстановлению несущих деталей грузовых вагонов с опорными поверхностями, работающими в условиях трения скольжения при высоких контактных напряжениях. Буксовая накладка боковой рамы вагонной тележки из листового металла с износостойкими свойствами выполнена по форме П-образного буксового проема из упругого материала. Развертка накладки представляет собой пластину постоянной ширины и содержит опорные волновые поверхности, при этом опорные поверхности корпуса буксы выполнены с пазами, равными ширине накладки, надбуксовая часть накладки вершинами волны взаимодействует с опорной поверхностью проема, каждая боковая опорная поверхность рамы взаимодействует с вершиной волны накладки, а вертикальные части накладки, плавно изогнутые по цилиндрической поверхности корпуса буксы, плотно прилегают к этой поверхности корпуса. Такое исполнение накладки позволяет гасить значительные силы ударного воздействия, уменьшая нагрузку, передаваемую корпусом буксы в клык челюстного проема. Введение накладки с высокой твердостью уменьшает изнашиваемость мягких опорных поверхностей корпуса буксы и боковой рамы.
Полезная модель относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к изготовлению и восстановлению несущих деталей грузовых вагонов с опорными поверхностями, работающими в условиях трения скольжения при высоких контактных напряжениях.
Известна опора скольжения фрикционного гасителя колебаний тележки грузового вагона, при которой между двумя взаимно перемещающимися элементами к одному из них прикрепляют промежуточную прокладку, выполненную по форме трущейся поверхности из алюминиевого сплава с износостойким покрытием [1].
Недостатком данного технического решения является деформация основного металла прокладки под действием нагрузок, в результате чего происходит нарушение прочности покрытия и его последующее выкрашивание. Отделившиеся частицы покрытия ведут к увеличенному абразивному изнашиванию сопрягаемых деталей.
Известна износостойкая планка, выполненная по форме надбуксовой опорной поверхности боковой рамы и укрепляемая приваркой по контуру этой поверхности [2].
Недостатком данного технического решения является необходимость приварки накладки к опорной поверхности боковой рамы протяжными сварными швами вблизи зон, испытывающих в эксплуатации высокие циклические и ударные нагрузки, это снижает ремонтопригодность детали и ее работоспособность.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является надбуксовая накладка боковой рамы вагонной тележки [3]. Накладка выполнена из листового металла с износостойкими свойствами по форме опорной поверхности буксового проема боковой рамы и закрепляется на боковых стенках последней. Рабочая плоскость представляет собой трапециевидную сплошную пластину или с отверстием в средней части, не взаимодействующей с контактными поверхностями буксы, с напусками по обеим скошенным сторонам, предназначенными для загиба за контур надбуксовой части детали.
Недостатком данного решения является свободная установка накладки, что ведет к неравномерному износу опорных поверхностей боковых рам. Данная накладка снижает износ опорных поверхностей корпуса буксы, но силы ударного воздействия в соединении остаются прежними.
Цель полезной модели - повышение работоспособности соединения боковой рамы тележки грузового вагона и корпуса буксы за счет уменьшения сил ударных воздействий, повышения износостойкости соединения буксы и боковой рамы.
Поставленная цель достигается тем, что буксовая накладка боковой рамы вагонной тележки из листового металла с износостойкими свойствами, выполнена по форме -образного буксового проема из упругого материала с твердостью в 2,0
2,5 раза превышающей твердость опорных поверхностей буксового проема и корпуса буксы, развертка накладки представляет собой пластину постоянной ширины и содержит опорные волновые поверхности, при этом опорные поверхности корпуса буксы выполнены с пазами, равными ширине накладки, надбуксовая часть накладки вершинами волны взаимодействует с опорной поверхностью проема, каждая боковая опорная поверхность рамы взаимодействует с вершиной волны накладки, а вертикальные части накладки, плавно изогнутые по цилиндрической поверхности корпуса буксы, плотно прилегают к этой поверхности корпуса.
На фигуре 1 изображено соединение буксы 1 и боковой рамы 2, между которыми установлена буксовая накладка боковой рамы 3. На фигуре 2 представлена буксовая накладка боковой рамы 3 в том виде, как она устанавливается на корпус буксы. На фигуре 3 выполнена развертка буксовой накладки боковой рамы 3, на которой указаны волны вертикальной части накладки 4 и волны горизонтальной части накладки 5.
Соединение буксы 1 и боковой рамы 2 совместно с буксовой накладкой боковой рамы 3 работает следующим образом. Накладка 3 плотно устанавливается на корпус буксы 1 таким образом, что горизонтальная часть накладки 3 устанавливается в пазы, выполненные в опорных поверхностях корпуса буксы 1, а вертикальные части накладки 3, плавно изогнутые по цилиндрической поверхности корпуса буксы 1, плотно прилегают к этой поверхности. Волны горизонтальной части накладки 5 контактируют с опорной поверхностью боковой рамы 2. Волны вертикальной части накладки 4 контактируют с челюстными направляющими боковой рамы 2. При перемещениях корпуса буксы 1 в челюстном проеме боковой рамы 2 нагрузку воспринимают волны вертикальных частей накладки 4. Благодаря упругим свойствам материала уменьшается сила ударного воздействия корпуса буксы 1 в клык челюстного проема боковой рамы 2, скольжение боковой рамы 2 и корпуса буксы 1 по опорным поверхностям накладки 3 с высокой твердостью обеспечивает снижение интенсивности изнашивания мягких опорных поверхностей рамы и буксы.
Технико-экономическая эффективность предлагаемой конструкции заключается в повышении работоспособности соединения букса - боковая рама, за счет уменьшения сил ударного воздействия и повышения износостойкости опорных поверхностей соединения букса - боковая рама.
Список использованных источников
1. Пат.2069630 Российская Федерация, МПК B61F 5/14, F16D 69/02. Опора скольжения фрикционного гасителя колебаний / Ю.С. Коробов, С.И. Попов, В.Б. Харитонов; заявитель и патентообладатель Производственное объединение "Уральский завод транспортного машиностроения". 5056663; заявл. 28.07.1992; опубл. 27.11.1996. Бюл.
33.
2. Пранов .
., Шенаурин
.
.. Комплексная модернизация двухосной тележки модели 18-100 // Тяжелое машиностроение. 10, 2000, с. 32
3. Пат. 2223189 Российская Федерация, МПК B61F 5/52. Надбуксовая накладка боковой рамы вагонной тележки / С.И. Попов, В.М. Круглов; заявитель и патентообладатель Производственное Общество с ограниченной ответственностью "КОРУД". 2002109817; заявл. 15.04.2002; опубл. 10.02.2004. Бюл.
4.
Буксовая накладка боковой рамы вагонной тележки из листового металла с износостойкими свойствами, отличающаяся тем, что выполнена по форме -образного буксового проема из упругого материала с твердостью в 2,0...2,5 раза превышающей твердость опорных поверхностей буксового проема и корпуса буксы, развертка накладки представляет собой пластину постоянной ширины и содержит опорные волновые поверхности, при этом опорные поверхности корпуса буксы выполнены с пазами, равными ширине накладки, надбуксовая часть накладки вершинами волны взаимодействует с опорной поверхностью проема, каждая боковая опорная поверхность рамы взаимодействует с вершиной волны накладки, а вертикальные части накладки, плавно изогнутые по цилиндрической поверхности корпуса буксы, плотно прилегают к этой поверхности корпуса.
РИСУНКИ