Трансмиссия судна
Трансмиссия судна, содержащая гребной вал снабженный винтом, соединенный с валом двигателя через шарнир равных угловых скоростей при этом дейдвут гребного вала зафиксирован в кронштейне, с возможностью вертикального перемещения, отличается тем, что кронштейн выполнен в виде плиты, профиль которой в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось гребного вала соответствует дуге окружности, при этом кронштейн размещен с возможностью скольжения в плотном контакте с соответствующими участками полости направляющей, очертания которой в названной плоскости конгруэнтны профилю кронштейна, кроме того, верхний и нижний торцы полости направляющей через клапаны подключены к источнику рабочего тела, при этом обе стенки полости направляющей снабжены сквозными вертикальными прорезями через которые свободно пропущен гребной вал. Кроме того, расстояние от образующей гребного вала до верхнего или нижнего торцов кронштейна несколько больше расстояния от кромки сквозной вертикальной прорези до дна полости направляющей. Полезная модель обеспечивает возможность «управляемого» изменения положением винта по высоте. Кроме того, большая часть длины гребного вала остается в полости корпуса судна и не может пострадать. Кроме того, перемещение винта осуществляется по дуге окружности, что позволяет без особых изменений использовать конструкцию дейдвутной втулки. 1 н.з.п. ф-лы, 1 з.п. ф-лы, 2 илл.
Полезная модель относится к судостроению и предназначена в основном для малых и средних судов.
Известны суда с наклонным валом (см. книгу "Разъездные туристские и спортивные катера", Хуан Баадер, Ленинград: Судостроение, 1977).
Их недостаток - подверженность выступающих под днищем винта, кронштейна и руля повреждениям, трудность снятия с мели, невозможность прохождения мелководий.
Известна трансмиссия судна, содержащая гребной вал снабженный винтом, соединенный с валом двигателя через шарнир равных угловых скоростей, при этом дейдвут вала зафиксирован в кронштейне, с возможностью вертикального перемещения (см. RU 2313471, B63H 20/22, 2006).
Известная трансмиссия судна обеспечивает «автоматическую» защиту винта от ударов о плавающие предметы и дно, однако не обеспечивает «управляемого» изменения положением винта по высоте, например, при переходе на мелководье. Кроме того, в связи с тем, что вал «убирается» в продольную нишу в корпусе судна, причем при изменении положения винта кронштейн должен перемещаться, как вертикально вверх, так и вдоль продольной оси вала, это делает работоспособность системы очень зависимой от сохранения в целости продольной оси гребного вала, участок которого остается вне корпуса судна ибо его изгиб может вызвать заклинивание вала в кронштейне.
Задачей полезной модели является обеспечение возможности «управляемого» изменения положением винта по высоте.
Технический результат, получаемый при решении поставленной задачи выражается в обеспечении возможности «управляемого» изменения положением винта по высоте. Кроме того, большая часть длины гребного вала остается в полости корпуса судна и не может пострадать. Кроме того, нет необходимости в устройстве продольной ниши в корпусе судна. Кроме того, перемещение винта осуществляется по дуге окружности, что позволяет без особых изменений использовать конструкцию дейдвутной втулки.
Задача решается тем, что трансмиссия судна, содержащая гребной вал снабженный винтом, соединенный с валом двигателя через шарнир равных угловых скоростей при этом дейдвут гребного вала зафиксирован в кронштейне, с возможностью вертикального перемещения, отличается тем, что кронштейн выполнен в виде плиты, профиль которой в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось гребного вала соответствует дуге окружности, при этом кронштейн размещен с возможностью скольжения в плотном контакте с соответствующими участками полости направляющей, очертания которой в названной плоскости конгруэнтны профилю кронштейна, кроме того, верхний и нижний торцы полости направляющей через клапаны подключены к источнику рабочего тела, при этом обе стенки полости направляющей снабжены сквозными вертикальными прорезями через которые свободно пропущен гребной вал. Кроме того, расстояние от образующей гребного вала до верхнего или нижнего торцов кронштейна несколько больше расстояния от кромки сквозной вертикальной прорези до дна полости направляющей.
Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию «новизна».
Совокупность признаков полезной модели обеспечивает решение заявленной технической задачи, а именно, обеспечивает возможность «управляемого» изменения положением винта по высоте.
На фиг. 1 показана принципиальная схема устройства, при нижнем положении дейдвуда; На фиг. 2 показана принципиальная схема устройства, при верхнем положении дейдвуда.
На чертежах показаны гребной вал 1, вал двигателя 2, шарнир равных угловых скоростей 3, дейдвут 4 гребного вала 1, кронштейн выполненный в виде плиты 5, продольная ось 6 гребного вала 1 полость 7 направляющей, верхний 8 и нижний 9 торцы плиты 5, клапаны 10, источник 11 рабочего тела, стенки 12 полости 7 направляющей, сквозные вертикальные прорези 13 и 14, образующая 15 гребного вала 1, донные части 16 полости 7 направляющей, винт 17.
Трансмиссия судна, содержит гребной вал 1 снабженный винтом 17. Гребной вал 1 соединен с валом двигателя 2 через шарнир равных угловых скоростей 3, при этом дейдвут 4 гребного вала 1 зафиксирован в кронштейне (в плите 5), с возможностью вертикального перемещения. При этом, профиль плиты 5 в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось 6 гребного вала 1 соответствует дуге окружности, при этом кронштейн (плита 5) размещен с возможностью скольжения в плотном контакте с соответствующими участками полости 7 направляющей, очертания которой в названной плоскости конгруэнтны профилю кронштейна (плиты 5), кроме того, донные части 16 полости 7 (ее верхний и нижний торцы) 7 направляющей через клапаны 10 подключены к источнику рабочего тела (например, водяному насосу или насосам), при этом обе стенки 12 полости 7 направляющей снабжены сквозными вертикальными прорезями 13 и 14 через которые свободно пропущен гребной вал Кроме того, расстояние от образующей 15 гребного вала 1 до верхнего 8 или нижнего 9 торцов кронштейна (плиты 5), несколько больше (на 2-5 мм) расстояния от кромки сквозной вертикальной прорези 13 и 14 до дна 10 полости 7 направляющей.
В исходном положении при движении в штатном режиме (на больших глубинах) кронштейн (плита 5) находится в самом нижнем положении, касаясь нижним 9 торцом нижней кромки (дна 10) полости 7. При этом верхний участок полости 7 направляющей (находящийся выше верхнего 8 торца кронштейна) полностью заполнен водой под давлением, что предотвращает самопроизвольное поднятие кронштейна (и с ним - гребного вала под действием гидродинамических сил). При этом, вращение через шарнир равных угловых скоростей 3 и гребной вал 1 передается на гребной винт 17 от вала двигателя 2.
При подходе на мелководье гребной вал 6 с плитой 5 поднимают вверх. Для этого открывают клапан 10 верхнего участка полости 7 направляющей, обеспечивая возможность сброса рабочей жидкости (воды) в окружающую среду и, одновременно, открывают клапан 10 нижнего участка полости 7 направляющей, обеспечивая возможность подачи в него рабочей жидкости (воды). В результате этого кронштейн (плита 5) скользит вверх в полости 7 направляющей, выдавливая воду из верхнего участка полости 7 направляющей. В результате гребной вал вместе с дейдвутом 4 проворачиваясь в шарнире 3, отклоняется вверх на заданный угол. Подъем винта 17 осуществляют либо поднимая его максимально вверх, либо на угол обеспечивающий возможность безаварийного движения судна на конкретной глубине. Далее оба клапана 10 перекрываются, обеспечивая удержание винта на заданном уровне относительно днища судна.
Тяга винта, хотя и неполная, сохраняется и в поднятом его положении.
1. Трансмиссия судна, содержащая гребной вал, снабженный винтом, соединенный с валом двигателя через шарнир равных угловых скоростей, при этом дейдвут гребного вала зафиксирован в кронштейне, с возможностью вертикального перемещения, отличающаяся тем, что кронштейн выполнен в виде плиты, профиль которой в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось гребного вала, соответствует дуге окружности, при этом кронштейн размещен с возможностью скольжения в плотном контакте с соответствующими участками полости направляющей, очертания которой в названной плоскости конгруэнтны профилю кронштейна, кроме того, верхний и нижний торцы полости направляющей через клапаны подключены к источнику рабочего тела, при этом обе стенки полости направляющей снабжены сквозными вертикальными прорезями, через которые свободно пропущен гребной вал.
2. Трансмиссия судна по п. 1, отличающаяся тем, что расстояние от образующей гребного вала до верхнего или нижнего торцов кронштейна несколько больше расстояния от кромки сквозной вертикальной прорези до дна полости направляющей.