Складная лодка

Авторы патента:


 

Лодка предназначена для туризма, рыболовных, спортивных и спасательных целей. Лодка состоит из двух или большего количества одинаковых несообщающихся водоизмещающих секций, которые могут вкладываться друг в друга, и которые в рабочем состоянии скрепляются обжимными боковыми дубльбортами, включающих пазы или съемные крепления для установки подводных крыльев. Дубльборта крепятся к боковому краю водоизмещающих секций. Между краями водоизмещающих секций в нижней части лодки к дубльбортам прикрепляется плоская фиксирующая перемычка, опирающаяся на дно водоизмещающих секций. Полезная модель направлена на расширение функциональных возможностей плавательного средства, в том числе - за счет его трансформирования в аэробагажник, а при использовании в качестве лодки -в скоростной вариант с возможностью использования съемных подводных крыльев или грузовой конструктивный вариант с кратным увеличением внутреннего емкостного пространства и грузоподъемности.

Лодка предназначена для туризма, рыболовных, спортивных и спасательных целей.

Известны твердокорпусные лодоки, предназначенные для туризма, рыбной ловли и спасательных целей. Твердокорпусные конструкции в сравнении с надувными, имеют ряд преимуществ, к числу которых можно отнести: большую прочность, меньшую парусность, большую остойчивость, большую площадь «обитаемой поверхности» по отношению к габаритам лодки.

Можно указать ряд технических недостатков твердокорпусных моделей. К наиболее значимым можно отнести: большой вес и размеры многоместных лодок (особенно для металлических конструкцуий), затрудняющий транспортировку и хранение лодок (например, в домашних условиях).

При этом попытки снижения веса многоместных твердокорпусных лодок в целях облегчения их транспортировки приводит либо к уменьшению их грузоподъемности (за счет уменьшения габаритов, например, - байдарка), либо к снижению прочности.

Известны технические попытки облегчить транспортировку и хранение твердокорпусных лодок за счет изготовления сборно-разборных конструкций, позволяющих транспортировать лодку к месту использования по частям, а также значительно уменьшить габариты лодки в процессе хранения и перевозки. Примером является трехместная лодка, описание которой можно обнаружить в сети интернет по адресу http://okafish.ru/lodki/lodkoles.htm

Лодка (рис. 1) изготавливается из фанеры, содержит порядка сотни отдельно изготавливаемых конструктивных элементов, что удорожает и затрудняет ее массовое производство и сборку. Недостатком конструкции является значительная трудоемкость сборки, обусловленная необходимостью специальной герметизации мест сочленений деталей, контактирующих с водой.

Этих недостатков лишены лодки, изготовленные с применением облегченных пластиковых и современных дорогостоящих синтетических матерчатых материалов. Лучшим примером одной из последних разработок в этом направлении является двухместная лодка австралийской компании Quickboat (Рис. 2 и рис. 3), информацию о которой можно найти в сети интернет по адресу:

http://konstrvktorov.net/izobreteniya/skladnaya-lodka-quickboat-%E2%80%93-ot-bagazhnika-do-vodyi-menshe-chem-za-60-sekund/

Общий вес лодки составляет 54 кг. Грузоподъемность лодки составляет - до 300 кг. В собранном состоянии лодка компонуется в два отдельных пакета, которые могут переноситься отдельно.

В любом случае складные лодки неизбежно занимают определенное место при транспортировке, например, в багажнике автомобиля, что составляет неудобство для их перемещения.

Известны конструкции лодок, включающие признак использования несообщающихся водоизмещающих модулей, например, двухместная моторная лодка Кейс (рис.4), описание которой представлено в сети интернет http://www.katera-lodki.ru/keis.

Лодка выполнена в виде двух несообщающихся водоизмещающих секций, которые при транспортировке складываются одна - к другой верхними бортами, формируя внутри полость, которую можно использовать в качестве закрытого багажника. В сложенном состоянии лодка помещается в небольшой автоприцеп. Передвижение лодки обеспечивается лодочным мотором.

Недостатками этой алюминиевой конструкции является ее вес и размеры, что затрудняет ее транспортировку и обусловливает необходимость использования автоприцепа, такую объемную лодку проблемно хранить в городских условиях.

Многообразны попытки использовать легкие пластиковые или матерчатые лодки в качестве аэробагажника, который вовсе не занимает грузового места в автомобиле. В этом случае сама лодка является боксом для хранения и перевозки багажа.

Примером реализации этой конструкции является лодка (см. рис. 5), описание которой представлено по адресу http://vse.kz/topic/223887-lodku-keis-s-fotkami/. Однако этот подход ограничивает грузоподъемность лодки, поскольку аэробагажник не может иметь размеры, значительно превышающие габариты крыши автомобиля. В связи с этим подобные лодки могут быть использованы только в небольших водоемах, или спокойных реках для транспортировки одного, максимум двух человек, с полной нагрузкой, примерно, до 200 кг.

Все перечисленные известные складные твердокорпусные лодки имеют один общий недостаток, - они могут использоваться только в качестве плавательного средства с фиксированным сочетанием грузоподъемности и скоростных характеристик. Однако существуют ситуации, когда в рамках решения одной задачи необходимо либо максимально ускорить плавательное средство безотносительно к характеристикам грузоподъемности, либо наоборот, максимально повысить грузоподъемность и (или) внутренний грузовой объем плавательного средства безотносительно к повышению его скорости. Такая ситуация случается, например, при спасательных работах, когда изначально важно скорее достигнуть места происшествия с минимумом перевозимого груза, а затем важнее становится обеспечение максимальной грузоподъемности плавательного средства для перевозки людей, терпящих бедствие и их грузов.

Для рыбаков актуальным является условие, которое состоит в том, чтобы - сначала скорее добраться до удаленного места лова рыбы, а затем увеличить внутренний объем плавательного средства для обретения большей остойчивости и обеспечения большей свободы действий для нескольких рыболовов в процессе рыбалки.

Полезная модель направлена на расширение функциональных возможностей складного плавательного средства для туристов, рыболовов и спасательных целей.

В данном случае в отличие от аналогов, складная лодка позволяет совокупно сочетать в рамках одной конструкции несколько функций:

А). аэробагажник,

Б). скоростное плавательное средство - с возможностью использования подводных крыльев и грузоподъемностью не менее 200 кг,

В). грузовое плавательное средство с обширным внутренним грузовым пространством и грузоподъемностью - не менее 500 кг. В этом варианте лодка может использоваться, например, как прогулочное (рекреационное) плавательное средство для 5 человек (в четырех секционном варианте),

Г). сани - «волокуши» для зимней рыбалки,

Д). контейнер для хранения грузов,

Е). носилки для переноски грузов.

Технический результат предлагаемой конструкции лодки достигается за счет использования двух или большего количества пластиковых, например, полиэтиленовых несообщающихся водоизмещающих секций, все или, по крайней мере, несколько из которых являются одинаковыми и могут неограниченно вкладываться друг в друга.

Лодка (рис. 6) состоит из двух или большего количества одинаковых несообщающихся водоизмещающих секций (1), которые в рабочем состоянии попарно скрепляются обжимными боковыми дубльбортами (2).

Дубльборта (2) крепятся при помощи крепежных планок (3) проникающими болтами к верхней кромке боковых сторон двух водоизмещающих секций (1) таким образом, чтобы эти секции составляли водообтекаемую конструкцию, формируя плоскодонную лодку. В обеспечение продольной и поперечной жесткости всей конструкции в нижней части лодки к дубльбортам прикрепляется плоская фиксирующая перемычка (4). Дубльборта (2) служат одновременно боковыми килями, позволяющими лодке ходить под парусом, а также включают элементы: передний (5) и задний (8) для установки подводных крыльев при движении на моторе.

В скоростном варианте лодка может глиссировать, или двигаться на съемных подводных крыльях.

Элементы креплений подводных крыльев могут быть выполнены монолитно в виде прорезей в дубль бортах (5) и (8), как показано на рис. 6, либо в виде дополнительных съемных элементов, укрепляемых на дубль бортах. В последнем случае пользователь получает возможность варьировать положением подводного крыла в зависимости от соотношения нагрузки передней и задней водоизмещающих секций.

Одна или несколько дополнительных секций лодки могут быть не одинаковы, при сочетании, как минимум, с двумя одинаковыми. Например, для повышения скорости спереди лодки может дополнительно прикрепляться рассекатель, а на корме, - дополнительная секция с усиленным транцем. Однако использование этих секций на является существенным, например, -передний рассекатель на актуален в тех случаях, когда предполагается частый вывод лодки на глиссирование или на подводные крылья, а усиленный транец не принципиален при использовании моторов до 5 л.с.

В частности для испытанной модели в качестве водоизмещающих секций использовали прямоугольные полиэтиленовые емкости размером 1700×950×450 мм. Одна узкая стороны каждой емкости имеет уклон, необходимый для уменьшения сопротивления воды при движении плавательного средства.

По одному «скоростному» функциональному (рис. 6) назначению лодка используется в двухсекционном варианте. В связи с узкими бортами лодка может приводиться в движение при помощи байдарочного весла, что делает лодку вполне удобной для использования в туристских походах. Для повышения остойчивости лодки в этом варианте при использовании лодочных моторов мощностью более 3 л.с. борта лодки могут комплектоваться двумя съемными булями.

При необходимости увеличения скорости в пазы дубльбортов (5) (передний) и (8) - задний могут быть вставлены подводные крылья. Крылья фиксируются в бортах при помощи резиновых тяг (6), прижимающих крыло к передним краям пазов. При наезде на препятствие в момент удара по крылу инерция лодки преодолевает усилие резиновых тяг и крыло выскакивает из пазов, сохраняя свою целостность и целостность всей конструкцуии.

По другому «грузовому» функциональному назначению лодка используется в четырех и более секционных вариантах. При этом, как минимум, четыре секции лодки попарно соединяются поперечными балками, как показано на рис. 8. например, при помощи болтов. (Скрепляющие поперечные балки заметны на носу и корме лодки). Поскольку прочность лодки определяется только прочностью одной ее секции, допускается расширение количества скрепляемых водоизмещающих секций за счет дополнительных поперечных и продольных бортовых балок.

В «грузовом» четырехсекционном варианте на лодку может быть уложена дополнительная верхняя палуба (см. рис. 8). Верхняя палуба может иметь размеры до 2×2 м, всего 4 кв. м., что позволяет установить на эту палубу небольшую двухместную палатку (без дна в целях водной безопасности). При этом функционально назначение лодки дополняется возможностью служить укрытием от дождя и ветра. В «грузовом» функциональном варианте лодка становится более устойчивой к волнам за счет уменьшения осадки.

По третьему «смешанному» функциональному назначению лодка в пределах решения одной задачи используется то в «скоростном», то в «грузовом» вариантах. В качестве такой единой задачи можно указать, например, проведение спасательных работ при наводнениях. По этому варианту лодка собирается, например, изначально в «двухсекционный» скоростной вариант для того, чтобы быстро добраться до места назначения. При этом две дополнительные секции лодки вставляются друг в друга в кормовую и носовую секции, а дубль борта также сдваиваются. После прибытия на место из вставных секций и дополнительного комплекта дубльбортов лодка в течение 15 мин. может быть трансформирована в четырехсекционный «грузовой» вариант. При этом, как показали испытания, ее грузоподъемность (например для для перевозки постадавших от наводнения) может возрастать в 3 раза с 200 кг до 600 кг, если снижение скорости передвижения становится менее актуальным.

В «грузовом» варианте лодка переносится силами двух человек по принципу носилок. Возможна также транспортировка силами одного человека. При этом один конец лодки волочится по грунту или счетверенные секции лодки попарно раскрепляются и переносятся отдельно.

Расширение функционального назначения лодки обеспечивается тем, что в сложенном состоянии лодка может быть трансформирована в аэробагажник. При этом легкие пластиковые секции лодки, например все четыре, вкладываются друг в друга и опрокидываются вверх дном на фанерные дубльборта, предварительно укрепленные на верхнем багажнике автомобиля. Внутри опрокинутых секций образуется полость для размещения багажа.

Расширение функционального назначения лодки обеспечивается также тем, что отдельные секции лодки могут использоваться рыбаками в качестве саней «волокуш» для зимней рыбалки, а также - в качестве контейнеров для домашнего хранения различных предметов быта в городских условиях, а также для контейнеров для перевозки грузов, а также - носилки для переноски грузов силами двух человек.

1. Складная лодка, содержащая несколько не сообщающихся водоизмещающих секций, характеризующаяся тем, что включает несколько одинаковых водоизмещающих секций, которые могут вкладываться друг в друга, при этом водоизмещающие секции в рабочем состоянии скреплены попарно по верхней кромке съёмными обжимными боковыми дубльбортами, имеющими снизу фиксирующую перемычку.

2. Складная лодка по п.1, характеризующаяся тем, что фиксирующая перемычка изготовлена в форме плоского листа, укрепляемого на дубльбортах и опирающегося снизу на днище скрепляемых секций.

3. Складная лодка по п.1, характеризующаяся тем, что водоизмещающие секции могут быть сдвоены в рабочем состоянии путём вложения одной секции в другую.

4. Складная лодка по п.1, характеризующаяся тем, что несколько сдвоенных водоизмещающих секций могут скрепляться поперечными балками в плавательное средство повышенной грузоподъёмности.

5. Складная лодка по п.1, характеризующаяся тем, что обжимные дубльборта содержат пазы или съёмные крепления для установки подводных крыльев, которые удерживаются в рабочем состоянии при помощи резиновых тяг.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:
Наверх