Устройство для управления рабочими органами автомобиля
Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления рабочими органами автомобиля и может быть использована для управления автомобилем, не требующим управления механизмом сцепления, инвалидом с патологиями обеих ног. Задача, решаемая полезной моделью - обеспечить безопасное и удобное управление автомобилем, не требующего управления механизмом сцепления, людям с патологиями обеих ног. Поставленная задача решается устройством для управления рабочими органами автомобиля, содержащим кронштейны органов управления приводами тормоза и акселератора, находящиеся под рулевым колесом, выполненные в виде рычагов, причем, рычаги посредством боуден-тросов связаны с главным тормозным цилиндром и дроссельной заслонкой, закреплены на рулевом колесе и выполнены в зоне досягаемости пальцев водителя с возможностью вращения вместе с рулевым колесом при управлении автомобилем.
Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления рабочими органами автомобиля и может быть использована для управления автомобилем, не требующим управления механизмом сцепления, инвалидом с патологиями обеих ног.
Известно устройство для ручного управления автомобилем, содержащее суппорт, прикрепленный снизу к кронштейну рулевой колонки автомобиля, орган управления дроссельной заслонкой карбюратора, включающий трос, связанный с педалью газа, орган управления тормозом и сцеплением, включающий подрулевой рычаг, подвижно соединенный своим опорным концом с суппортом и кинематически связанный с тормозом и сцеплением. Причем орган управления дроссельной заслонкой карбюратора снабжен подрулевой дугой, качающейся на оси, расположенной в верхней части суппорта, и соединенный с тросом. Орган управления тормозом и сцеплением снабжен элементами и тягой, образующими с подрулевым рычагом трапецию, подвижно соединенную с нижней частью суппорта одним концом своего основания, при этом все элементы трапеции шарнирно связаны между собой и ее боковые элементы установлены с возможностью перемещения только во взаимно перпендикулярных плоскостях, (аналог - см. патент РФ 2188135, МПК 7 B60K 41/28, 2002 г.).
К основному недостатку этого устройства следует отнести неудобство управления подрулевой дугой, связанное с возможной блокировкой рулевого управления при воздействии на педаль акселератора. Кроме того, усилие на органе управления тормозом очень велико, что ухудшает эксплуатационные возможности и отражается на безопасности движения, а также оно травмоопасно, т.к. находится перед водителем.
Известно устройство для ручного управления автомобилем, содержащее П-образный суппорт, прикрепленный к кронштейну рулевой колонки автомобиля, органы управления дроссельной заслонкой карбюратора и тормозом, один из которых выполнен в виде рычага, посредством тяг связанного с соответствующей педалью. Устройство снабжено единым рычагом управления педалями тормоза и дроссельной заслонки карбюратора, связанным с педалью тормоза через подвижный промежуточный элемент, при чем устройство снабжено фиксатором акселератора (см. патент на полезную модель РФ 86148, МПК B60K 26/04, (2006.01), 2009 г.).
Недостатком известного устройства является то, что оно травмоопасно, т.к. находится под рулевым колесом перед водителем.
Известно устройство ручного управления автомобилем, содержащее суппорт, прикрепленный к кожуху рулевой колонки автомобиля, органы управления дроссельной заслонкой и тормозом, один из которых выполнен в виде рычага, посредством тяг связанного с педалью тормоза, а привод управления дроссельной заслонкой снабжен фиксатором, отличающееся тем, что устройство снабжено опорным кронштейном с корпусом, на котором закреплены рычаг управления и второй конец тяги тормоза, а привод дроссельной заслонки выполнен в виде двух взаимосвязанных рычагов, расположенных на верхней части суппорта с возможностью поворота (см. патент на полезную модель РФ 110690, МПК B60K 26/02, 2011 г.). Данное решение принято за прототип.
К основным недостаткам этого устройства следует отнести неудобство управления, связанное с необходимостью отпускания руля для воздействия на рычаг управления приводом тормоза и статичное расположение подрулевого рычага управления приводом акселератора, что при вращении руля осложняет процесс воздействия на него.
Задача, решаемая полезной моделью - обеспечить безопасное и удобное управление автомобиля, не требующего управления механизмом сцепления, людям с патологиями обеих ног.
Сущность полезной модели состоит в том, что в устройстве для управления рабочими органами автомобиля содержатся рычаги управления приводами тормоза и акселератора, которые закреплены на рулевом колесе и под ним, если смотреть со стороны водителя, и находящиеся в зоне досягаемости пальцев водителя.
Отличие данного технического решения от известного состоит в том, что органы ручного управления приводами тормоза и акселератора крепятся к рулевому колесу. Рукоять привода тормоза находится за рулем под левой рукой водителя, рукоять акселератора - под правой. Рукояти вращаются заодно с рулем. Рукоять тормоза воздействует непосредственно на главный тормозной цилиндр посредством троса. Рукоять акселератора воздействует непосредственно на дроссельную заслонку посредством троса. Привод осуществлен посредством тросов, а не рычагов в отличие от механизмов, дублирующих ножное управление.
Технический результат от использования всех существенных признаков полезной модели заключается в том, что рабочие органы управления устройства вращаются заодно с рулевым колесом, что позволяет водителю управлять автомобилем, не отрывая рук от руля. Это повышает активную безопасность и удобство управления автомобилем людьми с патологиями обеих ног. Привод тормоза и акселератора, выполненный посредством тросов, позволяет избежать дополнительных движущихся масс при управлении механизмами тормоза и акселератора. Отсутствие приводных тяг в рабочем пространстве водителя повышает удобство вождения, а также упрощает процесс размещения водителя на рабочем месте.
Предполагаемая полезная модель поясняется чертежами, на которых изображено:
на фиг. 1 - устройство в сборе на виде снизу;
на фиг. 2 - общий вид устройства;
на фиг. 3 - устройство в сборе на виде слева;
на фиг. 4 - вид устройства с разнесенными частями.
Устройство содержит рулевое колесо 1, снабженное противоскользящими насадками 2, препятствующими скольжению ладоней водителя (см. фиг. 2). Рулевое колесо 1 крепится через кронштейн 3 к ступице рулевой колонки автомобиля. К кронштейну 3 крепится рукоять 4 управления приводом тормоза. К рукояти 4 крепится один конец боуден-троса, а другой его конец соединен со штоком главного тормозного цилиндра.
На правой рукояти рулевого колеса 1 под противоскользящей накладкой 2 располагается кронштейн 5. К кронштейну 5 крепится рукоять 6 управления приводом акселератора. К рукояти 6 крепится один конец боуден-троса, другой конец боуден-троса крепится к дроссельной заслонке.
Устройство работает следующим образом. Устройство посредством кронштейнов 3 и 5 крепится к рулевому колесу 1. При вращении рулевого колеса 1 положение рукоятей управления приводом тормоза 4 и акселератора 6 остается неизменным относительно рулевого колеса.
Для торможения рукоять 4 управления приводом тормоза нажимают пальцами левой руки в направлении рукояти рулевого колеса 1. При этом происходит воздействие на один из концов боуден-троса, другим концом которого приводится в действие шток главного тормозного цилиндра. Возвращение рукояти в начальное положение происходит под действием реактивных сил тормозного механизма.
Для увеличения скорости вращения коленчатого вала двигателя рукоять 4 управления приводом акселератора нажимают пальцами правой руки в направлении рукояти рулевого колеса 1. При этом происходит воздействие на один из концов боуден-троса, другим концом которого приводится в действие дроссельная заслонка. Возвращение рукояти в
начальное положение происходит под действием обратной пружины на корпусе дроссельной заслонки.
Все элементы устройства могут быть изготовлены с использованием известных технологий на существующем оборудовании с минимальными затратами.
Таким образом, использование устройства для управления рабочими органами автомобиля позволит управлять автомобилем, не требующим управления механизмом сцепления, водителям-инвалидам с патологиями обеих ног.
Устройство для управления рабочими органами автомобиля, содержащее кронштейны органов управления приводами тормоза и акселератора, находящиеся под рулевым колесом, выполненные в виде рычагов, отличающееся тем, что рычаги посредством боуден-тросов связаны с главным тормозным цилиндром и дроссельной заслонкой, закреплены на рулевом колесе и выполнены в зоне досягаемости пальцев водителя с возможностью вращения вместе с рулевым колесом при управлении автомобилем.
РИСУНКИ