Оптико-электронная система обеспечения полетов корабельной авиации в ночных условиях
Полезная модель оптико-электронной системы (ОЭС) с ночным низкоуровневым и инфракрасным каналами обеспечения полетов авиации в ночных условиях относится к морской авиации и используется для контроля пространственного положения самолета, заходящего в ночных условиях (при освещенности менее 1 люкс) на посадку на палубу авианесущего корабля. При подлете самолета к кораблю, руководитель визуальной посадки (РВП) визуально контролирует фактическое пространственное положение самолета крен/тангаж, а также состояние механизации крыла, выпуска шасси и гака и, в случае обнаружения явных отклонений от нормы, сообщает об этом летчику по радиосвязи. Контроль пространственного положения самолета со стороны РВП возможен посредством инфракрасного и ночного низкоуровневых каналов сопровождения ОЭС. Условия работы ОЭС не зависят от уровня освещенности в случае использования инфракрасного канала сопровождения. Технический результат состоит в расширении спектра задач, решаемых телевизионной системой мониторинга посадки самолетов, а именно, в повышении уровня безопасности полетов, а также в снижении числа беспосадочных пролетов над палубой, вызванных отклонением от требуемых параметров захода на посадку.
Предлагаемая полезная модель относится к области морской авиации, в частности к средствам обеспечения посадки самолета на палубу корабля.
Известно устройство документирования взлетов и посадок по свидетельству РФ на полезную модель 10031, содержащее две телевизионные камеры, два монитора, два блока видеозаписи, полиэкранный видео блок, блоки управления, системный видео блок. Первая телевизионная камера расположена выше плоскости взлетно-посадочной полосы, а вторая телевизионная камера установлена на плоскости взлетно-посадочной полосы. Первый монитор, первый блок видеозаписи и первый блок управления расположены на главном командном пункте корабля, а второй монитор, второй блок видеозаписи и второй блок управления расположены на посту руководителя полетов.
Данная установка имеет недостатки, она не дает возможности определить параметры траектории движения летательного аппарата при заходе на посадку и возможности корректировать отклонения от заданной траектории посадки из-за отсутствия связи с руководителем полетов.
Известно изобретение (Патент 2155323) «Оптико-электронная система (ОЭС) поиска и сопровождения цели» с приемником инфракрасного излучения и лазерным дальномером. Изобретение относится к приборостроению, в частности к оптико-электронным приборам, предназначенным для поиска тепло излучающих объектов и их сопровождения в сочетании с дальномером, используемым для обеспечения указания цели оружию и решения прицельных задач. Устройство содержит подвижное зеркало с датчиками углов и приводами, спектроделительный фильтр, пеленгационный канал, формирующий сигнал рассогласования между оптической осью системы и направлением на цель, а также передающий и приемный лазерные каналы.
Известно устройство (Свидетельство на полезную модель 82079 U1) «Телевизионная система мониторинга посадки самолетов» - принятое за прототип.
Данная система может использоваться для мониторинга процессов посадки летательных аппаратов на аэродромах различных типов. Система определяет отклонения летательного аппарата от заданной глиссады при заходе на посадку самолета и предоставляет информацию о текущих отклонениях руководителю полетов. Телевизионная система мониторинга посадки самолетов имеет две телевизионных камеры, образующих стереопару, расположенные рядом с посадочной полосой и формирующих видеоизображения заходящего на посадку самолета, системный видеоблок, к которому подключены телевизионные камеры, монитор и устройство видеозаписи, блоки управления. В телевизионную систему мониторинга введены вычислительные устройства, дополнительные мониторы, каждый по числу телевизионных камер, сетевой коммутатор, объединяющий в локальную вычислительную сеть вычислительные устройства, системный видеоблок и устройство видеозаписи. Телевизионная система мониторинга связана датчиком дальности с аэродромным посадочным радиолокационным комплексом.
Данный аналог имеет недостатки:
Телевизионная система мониторинга посадки выполняет свои задачи в условиях освещенности не менее 1 люкс (сумерки).
В случае если уровень освещенности ниже показателя в 1 люкс, видеоизображение становится не информативным в части возможности визуального контроля крена/тангажа, а также положения механизации и выпуска гака, что, в случае потери летчиком пространственной ориентации из-за отсутствия визуальных ориентиров (линии горизонта, водной поверхности, а также малых размеров полетной палубы и посадочной полосы на ней), может привести к срыву захода на посадку (вплоть до авиационного происшествия).
Целью предлагаемой полезной модели является расширение спектра задач, решаемых телевизионной системой мониторинга посадки, повышение уровня безопасности полетов, а также снижение числа беспосадочных пролетов над палубой, вызванных отклонением от требуемых параметров захода на посадку.
Это достигается тем, что при проведении полетов в ночное время при малых освещенностях используется видеоконтрольное устройство ОЭС обеспечения ночных полетов, тем самым у руководителя визуальной посадки (РВП) появляется возможность визуального контроля следующих параметров:
- фактического пространственного положения самолета по крену/тангажу;
- состояния механизации крыла, выпуска шасси и гака.
В случае возникновения явных отклонений вышеперечисленных параметров от нормы, РВП имеет возможность визуально обнаружить их и сообщить летчику по радиосвязи.
Обеспечение полетов корабельной авиации в ночных условиях реализуется установкой оптико-электронного блока ОЭС с телевизионными и инфракрасным каналами сопровождения и средствами документирования (видеозаписи), а также установкой на рабочем месте РВП видеоконтрольного устройства и пульта дистанционного управления ОЭС, связанных с оптико-электронным блоком.
На фиг.1 представлена функциональная схема предполагаемой полезной модели.
ОЭС состоит из оптико-электронного блока 1, блока питания 2, пульта дистанционного управления 3, видеоконтрольного устройства 4.
На фиг.2 представлена схема обеспечения полетов на рабочем месте РВП.
Обеспечение полетов корабельной авиации в ночных условиях осуществляется следующим образом:
РВП на заключительном этапе захода самолета на посадку в ночных условиях осуществляет руководство (по радиосвязи с летчиком) и контроль захода на посадку, используя монитор телевизионной системы мониторинга посадки самолетов 5 (как основное устройство) и видеоконтрольное устройство ОЭС 4 (как вспомогательное устройство) получающее видеоизображение от каналов (инфракрасного или телевизионного) оптико-электронного блока 1. Управление ОЭС осуществляется РВП посредством пульта дистанционного управления 3. Питание ОЭС осуществляется блоком питания 2.
ОЭС не требует сопряжения с корабельными системами, поскольку она не является измерительной системой, а служит только вспомогательным средством визуального контроля. Ввод единого времени и даты для документирования производится РВП вручную.
Предлагаемая полезная модель позволяет повысить уровень безопасности полетов, а также уменьшить число беспосадочных пролетов над палубой, вызванных отклонением от требуемых параметров захода на посадку.
Оптико-электронная система обеспечения полетов корабельной авиации в ночных условиях, содержащая телевизионные каналы, отличающаяся тем, что при проведении полетов в ночное время при малых освещенностях используется видеоконтрольное устройство, на котором отображается видеоинформация от инфракрасного канала оптико-электронного блока, видеоконтрольное устройство расположено на рабочем месте руководителя визуальной посадки.
РИСУНКИ