Шестеренная клеть
Полезная модель относится к прокатному производству, и может быть использовано для передачи крутящего момента от двигателя к приводным валкам прокатного оборудования. Технической задачей заявляемой шестеренной клети является расширение функциональных, технологических возможностей, заключающихся в передаче вращающего момента на рабочие валы различных обжимных, кузнечнопрессовых машин при различных значениях межцентровых расстояний валов этих машин. Шестеренная клеть содержит станину, два вала-шестерни, станина выполнена в виде корпуса, в нижней части которого выполнены отверстия для установки подшипников ведущей шестерни, установленной на валу связанном с двигателем, в корпусе установлены две кулисы, каждая из двух пластин, соединенные друг с другом шарнирно, кулиса нижняя закреплена шарнирно на корпусе шестеренной клети, соосно нижнему валу-шестерни, кулиса верхняя соосно ведомому валу-шестерне, и установлена на нем, на подшипнике, в верхней части корпуса выполнены пазы, в которых установлен ползун, перемещающийся в вертикальной плоскости при помощи винта, выполненный с отверстиями, в которых на подшипниках установлен ведомый вал-шестерня, связанный через две паразитные шестерни с ведущей шестерней, при этом паразитные шестерни установлены посредством подшипников на осях связанных с кулисами, верхняя паразитная шестерня с верхней кулисой, нижняя - с нижней кулисой, корпус выполнен с выступом, фиксированным болтами между платиками, связанными со станиной двигателя, на выходы ведущего и ведомого вала насажены полумуфты для соединения с ответными полумуфтами валов соответствующих машин. 1 п. ф-лы / 4 ил.
Полезная модель относится к прокатному производству, и может быть использовано для передачи крутящего момента от двигателя к приводным валкам прокатного оборудования.
Известна шестеренная клеть, описанная в авторском свидетельстве СССР 1018737, опубликованном 23.05.83 г. Известная шестеренная клеть содержит корпус, шестеренные валки с косозубым зацеплением, установленные в станине с возможностью взаимного перемещения вдоль своих осей, упорные подшипники, упругие элементы, установленные на шейках валков между торцами зубчатых ободов и упорными подшипниками.
Шестеренная клеть снижает жесткость зубчатого зацепления, снижает динамические нагрузки, повышает надежность устройства, но не предназначена для передачи вращающего момента на рабочие валы различных обжимных, кузнечнопрессовых машин при различных значениях межцентровых расстояний валов этих машин.
Наиболее близким аналогом, выбранным в качестве прототипа, является шестеренная клеть, описанная в авторском свидетельстве СССР 464350, опубликованном 25.03.75 г. Известная шестеренная клеть содержит станину и два шестеренных валка (вал-шестерня), один из которых выполнен с шевронными зубьями и канавками между полушевронами, второй валок содержит вал, на котором нарезаны шлицы, на которые насажены фрикционные диски и два полушевронных венца с резьбовыми нарезками с противоположными направлениями винтовых линий. Венцы ввинчены в приводную гайку с соответствующим направлением винтовых линий и входят в зацепление с соответствующими полушевронами валка.
Осевое перемещение двух зубчатых венцов вызывает взаимное угловое смещение между валков и валом, за счет косых зубьев зубчатых венцов, сопряженных с полушевронами валка, что обеспечивает угловую настройку рабочих валков.
Недостатком данной шестеренной клети является сложность изготовления шевронно-косозубой пердачи и недостаточное угловое смещение валка и вала между собой, не обеспечивающее различные значения межцентровых расстояний валов обжимных, кузнечнопрессовых машин.
Технической задачей заявляемой шестеренной клети является расширение функциональных, технологических возможностей, заключающихся в передаче вращающего момента на рабочие валы различных обжимных, кузнечнопрессовых машин при различных значениях межцентровых расстояний валов этих машин.
Технический результат в заявляемой шестеренной клети достигается тем, что в заявляемой шестеренной клети содержащая станину, ведущую и ведомую вал-шестерни, согласно полезной модели, станина выполнена с корпусом, в нижней части которого выполнены отверстия для установки подшипников ведущей вал-шестерни, установленной на валу, связанном с двигателем, в корпусе установлены нижняя и верхняя кулисы, каждая из которых состоит из двух пластин, соединенных друг с другом шарнирно, при этом кулиса нижняя закреплена шарнирно на корпусе шестеренной клети соосно ведущей вал-шестерне, кулиса верхняя - соосно ведомой вал-шестерне, и установлена на его подшипнике, в верхней части корпуса выполнены пазы, в которых установлен ползун, перемещающийся в вертикальной плоскости при помощи винта и выполненный с отверстиями, в которых на подшипниках установлена ведомая вал-шестерня, связанный через верхнюю и нижнюю паразитные шестерни с ведущей вал-шестерней, при этом паразитные шестерни установлены посредством подшипников на осях, связанных с кулисами, верхняя паразитная шестерня связана с верхней кулисой, нижняя паразитная шестерня - с нижней кулисой, причем корпус выполнен с выступом, зафиксированным болтами между платиками, связанными со станиной двигателя, а на выходы ведущей и ведомой вал-шестерни насажены полумуфты для соединения с ответными полумуфтами валов для передачи вращающего момента.
За счет того, что, в шестеренной клети станина выполнена с корпусом, в нижней части которого выполнены отверстия для установки подшипников ведущей вал-шестерни, установленной на валу, связанном с двигателем, в корпусе установлены нижняя и верхняя кулисы, каждая из которых состоит из двух пластин, соединенных друг с другом шарнирно, при этом кулиса нижняя закреплена шарнирно на корпусе шестеренной клети соосно ведущей вал-шестерне, кулиса верхняя - соосно ведомой вал-шестерне, и установлена на его подшипнике, в верхней части корпуса выполнены пазы, в которых установлен ползун, перемещающийся в вертикальной плоскости при помощи винта и выполненный с отверстиями, в которых на подшипниках установлена ведомая вал-шестерня, связанный через верхнюю и нижнюю паразитные шестерни с ведущей вал-шестерней, при этом паразитные шестерни установлены посредством подшипников на осях, связанных с кулисами, верхняя паразитная шестерня связана с верхней кулисой, нижняя паразитная шестерня - с нижней кулисой, причем корпус выполнен с выступом, зафиксированным болтами между платиками, связанными со станиной двигателя, а на выходы ведущей и ведомой вал-шестерни насажены полумуфты для соединения с ответными полумуфтами валов для передачи вращающего момента, расширяются функциональные, технологические возможности, заключающиеся в передаче вращающего момента на рабочие валы различных обжимных, кузнечнопрессовых машин при различных значениях межцентровых расстояний валов этих машин.
Таким образом, совокупность заявляемых признаков позволяет расширить функциональные, технологические возможности шестеренной клети, заключающиеся в передаче вращающего момента на рабочие валы различных обжимных, кузнечнопрессовых машин при различных значениях межцентровых расстояний валов этих машин.
Заявляемая шестеренная клеть обладает новизной, отличаясь от прототипа перечисленными выше признаками, и обеспечивает достижение усматриваемого заявителем технического результата.
Заявляемая шестеренная клеть может изготавливаться на типовом оборудовании и найти широкое применение в народном хозяйстве и поэтому соответствует критерию «промышленная применимость».
Сущность шестеренной клети поясняется чертежами, где:
На фиг.1. - общий вид шестеренной клети;
На фиг.2 - вид слева шестеренной клети;
На фиг.3 - общий вид в разрезе Б-Б;
На фиг.4. - общий вид в разрезе В-В.
Заявляемая шестеренная клеть содержит станину в виде корпуса 1, ведущую вал-шестерню 2 и ведомую вал-шестерню 3, в нижней части корпуса 1 выполнены отверстия для установки подшипников 4 ведущей вал-шестерни 2, связанной с двигателем (на фиг. двигатель не показан), в корпусе 1 установлены кулисы 5 нижняя, кулиса 6 верхняя, каждая из двух пластин, соединенные друг с другом шарнирно относительно оси 7. Кроме того кулиса 5 нижняя закреплена шарнирно при помощи оси 8 на корпусе 1 шестеренной клети, соосно ведущей вал-шестерне 2, кулиса 6 верхняя - соосно ведомой вал-шестерне 3, и установлена на ползуне 9, который установлен в пазы 10 в верхней части корпуса 1 и который перемещается в вертикальной плоскости при помощи винта 11. В ползуне 9 выполнены отверстия, в которых на подшипниках 12 установлена ведомая вал-шестерня 3, связанная через верхнюю паразитные шестерни 13 и нижнюю паразитную шестерню 14 с ведущей вал-шестерней 2, при этом паразитные шестерни 13, 14 установлены посредством подшипников 15, 16 на осях 7, 8 связанных с нижней кулисой 5 и верхней кулисой 6, верхняя паразитная шестерня 13 с верхней кулисой 6, нижняя паразитная шестерня 14 - с нижней кулисой 5, корпус 1 выполнен с выступом 17, фиксированным болтами 18 между платиками 19, связанными со станиной двигателя, что позволяет осуществить точную регулировку ориентации шестеренной клети в вертикальной плоскости. На выходы ведущей вал-шестерни 2 и ведомой вал-шестерни 3 насажены полумуфты 20, 21 для соединения с ответными полумуфтами 23, 24 соответствующих валов для передачи вращающего момента, при этом направление вращения их разнонаправленное.
Шестеренная клеть получает и передает вращение от выходного вала двигателя/редуктора (на фиг не показан) непосредственно ведущей вал-шестерне 2 и через паразитные шестерни 13, 14 - ведомой вал-шестерне 3 и верхнему валу машины (на фиг. не показан).
Кулисы 5, 6 обеспечивают сохранение необходимого межцентрового расстояния между вал-шестернями 2 и 3, не дают им разбежаться.
Ползун 9 с винтом 11 обеспечивают необходимое межцентровое расстояние между ведущей и ведомой вал-шестернями 2, 3, требуемое для выполнения определенных работ.
Шестеренная клеть обеспечивает синхронный привод двух валов машины (на фиг. не показаны), исключает пробуксовку валов относительно друг друга. Кроме того, обеспечивает движение по необходимости - привод одного нижнего вала, в этом случае привод верхнего вала отключают, выкручивая винт установочный, сдвигают полумуфту 20 до упора в подшипник, вынимают проставку 22.
Заявляемая шестеренная клеть расширяет свои функциональные, технологические возможности, заключающиеся в передаче вращающего момента на рабочие валы различных обжимных, кузнечнопрессовых машин при различных значениях межцентровых расстояний валов этих машин, за счет того, что, в шестеренной клети станина выполнена с корпусом, в нижней части которого выполнены отверстия для установки подшипников ведущей вал-шестерни, установленной на валу, связанном с двигателем, в корпусе установлены нижняя и верхняя кулисы, каждая из которых состоит из двух пластин, соединенных друг с другом шарнирно, при этом кулиса нижняя закреплена шарнирно на корпусе шестеренной клети соосно ведущей вал-шестерне, кулиса верхняя - соосно ведомой вал-шестерне, и установлена на его подшипнике, в верхней части корпуса выполнены пазы, в которых установлен ползун, перемещающийся в вертикальной плоскости при помощи винта и выполненный с отверстиями, в которых на подшипниках установлена ведомая вал-шестерня, связанный через верхнюю и нижнюю паразитные шестерни с ведущей вал-шестерней, при этом паразитные шестерни установлены посредством подшипников на осях, связанных с кулисами, верхняя паразитная шестерня связана с верхней кулисой, нижняя паразитная шестерня - с нижней кулисой, причем корпус выполнен с выступом, зафиксированным болтами между платиками, связанными со станиной двигателя, а на выходы ведущей и ведомой вал-шестерни насажены полумуфты для соединения с ответными полумуфтами валов для передачи вращающего момента.
Шестеренная клеть, содержащая станину, ведущую и ведомую вал-шестерни, отличающаяся тем, что станина выполнена с корпусом, в нижней части которого выполнены отверстия для установки подшипников ведущей вал-шестерни, установленной на валу, связанном с двигателем, в корпусе установлены нижняя и верхняя кулисы, каждая из которых состоит из двух пластин, соединенные друг с другом шарнирно, при этом кулиса нижняя закреплена шарнирно на корпусе шестеренной клети соосно ведущей вал-шестерне, кулиса верхняя - соосно ведомой вал-шестерне, и установлена на его подшипнике, в верхней части корпуса выполнены пазы, в которых установлен ползун, перемещающийся в вертикальной плоскости при помощи винта и выполненный с отверстиями, в которых на подшипниках установлена ведомая вал-шестерня, связанная через верхнюю и нижнюю паразитные шестерни с ведущей вал-шестерней, при этом паразитные шестерни установлены посредством подшипников на осях, связанных с кулисами, верхняя паразитная шестерня связана с верхней кулисой, нижняя паразитная шестерня - с нижней кулисой, причем корпус выполнен с выступом, фиксированным болтами между платиками, связанными со станиной двигателя, а на выходы ведущей и ведомой вал-шестерни насажены полумуфты для соединения с ответными полумуфтами валов для передачи вращающего момента.
РИСУНКИ