Тренажер транспортных средств для подготовки спасателей

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к моделям и тренажерам транспортных средств и может быть использована для тренировки и контроля подготовленности спасателей в учебных региональных центрах и в других спасательных структурах. Требуемый технический результат заключающийся в расширении функциональных возможностей и повышении возможности оперативного восстановления тренажера для очередных тренировок, достигается в устройстве, состоящем из кузова автомобиля и разрушаемых силовых элементов, телескопической стойки и шарнира днища, причем, кузов автомобиля выполнен с пассажирским салоном, двигательным отсеком, приборной доской и рулевой колонкой, разрушаемые силовые элементы выполнены в виде быстросъемных вставок из отрезков труб и/или из прутков и/или листового материала, устанавливаемых в местах разрушения, прочность и конфигурация которых соответствуют прочности и конфигурации этих элементов на реальном автомобиле, телескопическая стойка закреплена на полу пассажирского салона, пассажирский салон и двигательный отсек соединены с помощью шарнира днища, установленного перпендикулярно оси симметрии кузова автомобиля и выполненного с возможностью подъема приборной панели и рулевой колонки, а быстросъемность элементов обеспечивается соответствующим быстросъемным исполнением их установочных баз, размещенных на усиленных участках кузова автомобиля. 5 ил.

Полезная модель относится к моделям и тренажерам транспортных средств и может быть использована для тренировки и контроля подготовленности спасателей в учебных региональных центрах и в других спасательных структурах.

Известен тренажер [RU 2088977, C1, G09B 9/00, 27.08.1997], преимущественно для обучения пожарных, выполненный в виде передвижного контейнера, условия учебной обстановки внутри которого соответствуют аналогичным условиям на пожаре, и содержащий, по меньшей мере, две части, одна из которых является закрытым квартирным тренажером, а другая дымовой клетью, причем, дымовая клеть выполнена с возможностью перемещения относительно квартирного тренажера и размещения внутри него при транспортировке пожарного тренажера.

Недостатком этого тренажера является его невысокая универсальность, так как он может использоваться, преимущественно, только для обучения пожарных.

Известен также тренажер [RU 27250, U1, G09B 9/00, 10.01.2003], выполненный в виде шести передвижных контейнеров с дверьми, которые могут соединяться между собой в любом количестве от двух до шести и в любой последовательности, каждый контейнер выполнен в виде рамной конструкции прямоугольного сечения, нижняя, верхняя и боковые поверхности каждою контейнера, кроме торцевых, выполнены в виде решеток, а нижняя поверхность всех контейнеров закрыта железными листами, приваренными к решеткам и образуя, таким образом, иол, одна из дверей каждого контейнера, кроме одного, расположена внутри его на расстоянии одной четвертой части от длины контейнера со стороны выходной торцевой части, одной стороной крепится петлями, приваренными к полу, а другой, противоположной стороной, крепится приваренными к ней двумя шпингалетами, подвижный элемент которых при закрывании вдвигается в приваренные к решетке верхней боковой поверхности кольцевые элементы шпингалетов, и открывается в сторону входной торцевой части опускаясь при этом на пол, другая из дверей каждого контейнера расположена на одной из боковых поверхностей между первой дверью и входной торцевой частью, открывается наружу и является аварийным выходом, соединение выходной торцевой части одного контейнера с входной торцевой частью другого осуществляется через отверстия, имеющиеся по периметру торцевой части рамы, с помощью болтов либо непосредственно один с другим, если они расположены на одной линии, либо через промежуточные соединительные модули, если они расположены под углом один к другому, каждый контейнер имеет крепежные узлы, обеспечивающие закрепление сменных элементов, которые препятствуют открыванию двери, расположенной внутри его, и переход в следующий контейнер или выход из последнего, крепежные узлы всех контейнеров, кроме одного, расположенные на внутренней части боковой поверхности, имеют стопорный элемент, представляющий собой металлический стержень, вставленный с возможностью вынимания в приваренные с наружной стороны этой боковой поверхности металлические кольца, а крепежные узлы, расположенные на двери на одном уровне по высоте с крепежными узлами, находящимися на боковой поверхности контейнера, имеют со стороны двери заглушку, металлический стержень и заглушка препятствуют продольному перемещению сменных элементов.

Недостатком этого тренажера является относительно узкие функциональные возможности, что не позволяет использовать его для подготовки спасателей к работе по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Кроме того, известен мобильный компьютерный автомобильный тренажерный комплекс для подготовки спасателей [RU 2316824, C2, G09B 9/00, 10.02.2008], представляющий собой транспортное средство, включающее прицеп, выполняющий функцию тренажерного устройства, причем, прицеп содержит тренировочную кабину с размещенными в ней тренажерами и кабину оператора с рабочим местом и управляющим компьютером, имеющие возможность переходить друг в друга посредством пространственной трансформации, при этом, тренажеры представляют собой тренировочную дорожку для имитации передвижения спасателей, тренировочную потолочную плоскость, предназначенную для ограничения пространственной свободы перемещения по вертикали, преграду, создающую препятствия по высоте для отработки движений пригибания, перешагивания, перепрыгивания, и лазательный имитатор для отработки навыков преодоления высотных преград.

Недостатком этого технического решения также является относительно узкие функциональные возможности, не позволяющие использовать его в качестве тренажера с реальными элементами конструкции.

Наиболее близким по технической сущности к предложенному является тренажер [RU 2230369, C1, G09B 9/00, 10.06.2004], содержащий шесть передвижных контейнеров, выполненных в виде рамной конструкции прямоугольного сечения, имеющей соединительные отверстия по периметру торцевой части рамы и промежуточные соединительные модули с соединительными отверстиями, а также две пары опор трапецеидальной формы, при этом, первый контейнер расположен горизонтально на поверхности, второй контейнер расположен под углом к поверхности, на которой размещен тренажер, и соединен одной торцевой частью с первым, а другой торцевой частью соединен с третьим контейнерами через промежуточные соединительные модули, причем нижний край второго контейнера опирается на одну опору трапецеидальной формы из первой пары опор, третий контейнер, соединенный одной торцевой частью через промежуточный соединительный модуль со вторым контейнером, а другой торцевой частью через промежуточный соединительный модуль соединен с одной торцевой частью четвертого контейнера, расположен горизонтально на двух опорах трапецеидальной формы из второй пары опор, которые соединены с торцевыми частями контейнера, четвертый контейнер расположен под углом к поверхности, на которой размещен тренажер, и соединен другой торцевой частью через промежуточный соединительный модуль с одной торцевой частью пятого контейнера, нижний край четвертого контейнера опирается на другую опору трапецеидальной формы из первой пары опор, пятый и шестой контейнеры расположены горизонтально на поверхности и последовательно соединены один с другим через промежуточные соединительные модули, причем каждая опора из первой нары равна но высоте удвоенному произведению значения высоты контейнера на квадрат косинуса половины угла , а угол при основании равен арктангенсу отношения высоты опоры к ширине контейнера, каждая опора из второй пары равна по высоте произведению значения длины контейнера на косинус угла , а угол при основании равен 45°, ширина верхнего основания опор равна ширине контейнера, а ширина нижнего основания опор равна удвоенной ширине контейнера.

Кроме итого, в этом техническом решении каждый промежуточный соединительный модуль может быть выполнен в виде рамной конструкции и представляет собой треугольную призму, высота которой равна ширине контейнера, ширина двух боковых поверхностей, расположенных под углом друг к другу, равна высоте контейнера, ширина третьей боковой поверхности равна удвоенному произведению значения высоты контейнера на косинус половины угла , поверхности оснований призмы и третьей боковой поверхности выполнены в виде решеток, а по периметру первых двух боковых поверхностей имеются отверстия для соединения модулей с контейнерами с помощью болтов. Дополнительно к этому, каждая опора трапецеидальной формы может быть выполнена в виде сварной конструкции, причем, для создания жесткой конструкции с краев верхнего основания опоры опущены на нижнее основание уголковые профили, концы которых приварены к основаниям, а в верхнем основании каждой опоры имеются отверстия для соединения с контейнерами с помощью болтов.

Недостатком наиболее близкого технического решения является относительно узкие функциональные возможности, обусловленные относительно низкой приспособленностью тренажера к конструкции автомобиля, а также относительно низкой возможностью оперативного восстановления тренажера для очередных тренировок.

Задача, на решение которой направлено предложенное техническое решение, заключается в расширении функциональных возможностей путем более близкого приближения тренажера к конструкции автомобиля, а также повышение возможности оперативного восстановления тренажера для очередных тренировок.

Требуемый технический результат заключается в расширении функциональных возможностей путем введения дополнительного арсенала технических средств, обеспечивающих большее приближение тренажера к конструкции автомобиля и повышение возможности оперативного восстановления тренажера для очередных тренировок.

Поставленная задача решается, а требуемый технический результат достигается тем, что, в тренажере транспортных средств для подготовки спасателей, состоящем из кузова автомобиля и разрушаемых силовых элементов, согласно предложенной полезной модели, введены телескопическая стойка и шарнир днища, при этом, кузов автомобиля выполнен с пассажирским салоном, двигательным отсеком, приборной доской и рулевой колонкой, разрушаемые силовые элементы выполнены в виде вставных сменных элементов из отрезков труб, прутков и листового материала, устанавливаемых в местах разрушения, прочность и конфигурация которых соответствуют прочности и конфигурации этих элементов на реальном автомобиле, телескопическая стойка закреплена на полу пассажирского салона, пассажирский салон и двигательный отсек соединены с помощью шарнира днища, установленного перпендикулярно оси симметрии кузова автомобиля и выполненного с возможностью подъема приборной панели и рулевой колонки, а быстросъемность элементов обеспечивается соответствующим быстросъемным исполнением их установочных баз, размещенных на усиленных участках кузова автомобиля.

на фиг.1 - конструкция тренажера для подготовки спасателей, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с легковыми автомобилями;

на фиг.2 - конструкция разрушаемого штифта двери;

на фиг.3 - конструкция вставки передней стойки (главный вид и вид но стрелке «А»);

на фиг.4 - конструкция дверной оси;

на фиг.5 - конструкция педали.

Тренажер состоит из кузова 1 автомобиля, содержащий пассажирский салон 2 и двигательный отсек 3. По всему тренажеру в местах его разрезания (разделения) для деблокирования пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях установлены сменные вставки более 10 типов (наименований) с общим количеством более 20 штук. К ним относятся вставка 4 задней стойки правая, вставка 5 задней стойки левая, вставка 6 - педаль, вставка 7 - замок капота, вставка 8 - штифт капота, вставка 9 средней стойки нижняя, вставка 10 средней стойки верхняя, вставка 11 - штифт двери, вставка 12 сиденья, вставка 13 порога (примеры исполнения сменных вставок приведены на фиг.2, 3, 4, 5). В пассажирском салопе 2 установлена рулевая колонка 14. Пассажирский салон 2 и двигательный отсек 3 соединены с помощью шарнира 15 днища, установленного перпендикулярно оси симметрии кузова 1 автомобиля и выполненного с возможностью подъема приборной напели и рулевой колонки 14. Для «раскрытия» тренажера используется шарнирная рама 16. Для точного позиционирования элементов конструкции и удобства монтажа крыши кузова 1 автомобиля на полу пассажирского салона 2 по оси симметрии кузова 1 автомобиля крепится телескопическая стойка 17, которая удерживает крышу кузова автомобиля при ее монтаже. В местах приложения инструмента выполнены упоры для инструмента 18.

Дверные оси 19 выполнены ослабленными в средней части, что обеспечивает их срезание при воздействии на дверь расширителем.

Вставные сменные элементы выполнены из прутка, из прямоугольной трубы, из швеллера, из листового материала. Они вставляются либо в специальное определенное отверстие, либо через отверстие винтами крепится к тренажеру. На тренажере, в местах установки сменных элементов, предусмотрено усиление конструкции.

Для вскрытия запертого капота его замок заменен на устройство, представляющее собой стержень, вставляемый в отверстие кронштейна двигательного отсека и взаимодействующий с кронштейном капота.

Для вскрытия передних дверей замки заменены стержневыми элементами. расположенными в полостях дверей на торцах дверей и в соответствующие им полости на средних стойках. В дверных петлях оси заменены срезаемыми штифтами с опорными поясками.

Вставные сменные элементы разрушают двумя способами: срезание в наиболее ослабленных местах под воздействием расширителя или разрезание гидравлическими ножницами. Реально на тренажере места разрушения сменных элементов обозначены красной краской. Красной краской обозначены также места приложения усилия от расширителя (капот, двигательный отсек, передние двери, средние стойки, кузов).

Для удобства удаления осколков стекла при операциях по разбиванию стекла дверей и лобового стекла, одна из дверей и фрагмент корпуса автомобиля с лобовым стеклом установлены отдельно на кронштейнах и выполнены с прорезями в торцах. Для установки стекол они снабжены щитками и ящиками для сбора осколков стекла.

Используется тренажер для подготовки спасателей, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с легковыми автомобилями следующим образом.

Как показал опыт ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, средние сроки прохождения сообщения о происшедших дорожно-транспортных происшествиях в городах составляют от 20 минут до 1 часа (для Москвы эти сроки значительно меньше), а в сельской местности от 1,5 часов и более, что обусловлено несвоевременным прибытием спасателей, медиков, работников ГИБДД на место дорожно-транспортного происшествия.

Экстренная медицинская помощь не всегда бывает на соответствующем уровне из-за отсутствия современных медицинских препаратов и специального медицинского оснащения. В результате этого погибает около 70% пострадавших, которые могли бы быть спасены при своевременном оказании им медицинской помощи.

На сокращение времени оказания помощи пострадавшим непосредственно влияют: сокращение времени обнаружения дорожно-транспортных происшествий и оповещения, быстрота реагирования соответствующих служб и оперативное проведение аварийно-спасательных работ.

Особенно это относится к работе команды спасателей, непосредственно занятых разрезанием (разделением) искореженного кузова автомобиля и извлечением (деблокированием) пострадавших.

Предлагаемый тренажер многократного использования обеспечивает возможность отработки основных операций и этапов работы спасателей по ликвидации последствий ДТП, которая состоит в следующем порядке действий:

- прибытие на место ДТП;

- установка огнетушителя, стабилизация автомобиля, ограждение места ДТП;

- вскрытие капота;

- снятие клемм с аккумулятора;

- оценка состояния пострадавшего (пострадавших) и автомобиля;

- отрывание передних дверей и удаление их из зоны работ:

- одевание защиты на рулевое колесо;

- одевание шейных корсетов на пострадавших;

- защита пологом пострадавших;

- срезание средних стоек и удаление задних дверей из зоны работ;

- удержание крыши;

- разрезание задних стоек;

- разрезание передних стоек и удаление крыши из зоны работ;

- закрывание острых кромок стоек;

- осмотр ног водителя;

- срезание педалей;

- разрезание порогов с подталкиванием фиксирующих упоров;

- установка двухштокового цилиндра в диагональ правой (левой) передней двери, либо установка одноштокового цилиндра в угловую опору;

- работа цилиндрами до обеспечения свободного доступа к пострадавшим;

- заведение носилок за спину водителя (пострадавшего);

- перекусывание стоек спинки сидения водителя;

- опускание носилок с пострадавшим назад - в горизонтальное положение;

- перемещение пострадавшего на носилки одним движением;

- эвакуация;

- сворачивание оборудования.

На основании результатов отработки этой технологии был разработан заявляемый тренажер, который обеспечивает выполнение более половины основных технологических операций из приведенного выше перечня. Благодаря оригинальным решениям, примененным при разработке основных элементов, время восстановления тренажера составляет 15-20 минут.

Таким образом, в предложении заявителя благодаря введению дополнительного арсенала технических средств (в частности, тем, что, кузов автомобиля выполнен с пассажирским салоном, двигательным отсеком, приборной доской и рулевой колонкой), обеспечивается расширение функциональных возможностей путем, обеспечивающих большее приближение тренажера к конструкции автомобиля и повышение возможности оперативного восстановления тренажера для очередных тренировок, в частности тем, что, разрушаемые силовые элементы выполнены в виде вставных сменных элементов из отрезков труб, прутков и листового материала, устанавливаемых в местах разрушения, прочность и конфигурация которых соответствуют прочности и конфигурации этих элементов на реальном автомобиле.

Тренажер транспортных средств для подготовки спасателей, состоящий из кузова автомобиля и разрушаемых силовых элементов, отличающийся тем, что введены телескопическая стойка и шарнир днища, причем кузов автомобиля выполнен с пассажирским салоном, двигательным отсеком, приборной доской и рулевой колонкой, разрушаемые силовые элементы выполнены в виде вставных сменных элементов из отрезков труб, прутков и листового материала, устанавливаемых в местах разрушения, прочность и конфигурация которых соответствуют прочности и конфигурации этих элементов на реальном автомобиле, телескопическая стойка закреплена на полу пассажирского салона, пассажирский салон и двигательный отсек соединены с помощью шарнира днища, установленного перпендикулярно оси симметрии кузова автомобиля и выполненного с возможностью подъема приборной панели и рулевой колонки, а быстросъемность элементов обеспечивается соответствующим быстросъемным исполнением их установочных баз, размещенных на усиленных участках кузова автомобиля.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:
Наверх