Устройство для фиксации хвостовика лопатки в диске рабочего колеса турбомашины

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к авиадвигателестроению, и может быть использована для фиксации хвостовика лопатки в криволинейной ячейке диска рабочего колеса турбомашины. Техническим результатом, на достижение которого направлена предлагаемая полезная модель, является упрощение конструкции с сохранением ее демпфирующей способности. Технический результат достигается тем, что устройство для фиксации хвостовика лопатки в диске рабочего колеса турбомашины, выполненное в виде криволинейной пластины, содержащей на верхней и боковых поверхностях углубления и, по меньшей мере, по две выступающие платформы, образованных этими углублениями, в отличие от известного, содержит на боковых поверхностях платформ продольные сквозные пазы.

Полезная модель относится к авиадвигателестроению, и может быть использована для фиксации хвостовика лопатки в криволинейной ячейке диска рабочего колеса турбомашины.

Наиболее близким является устройство для фиксации лопатки в диске рабочего колеса турбомашины (FR 2746456, опубл. 26.09.1997), выполненное в виде криволинейной пластины, содержащей на верхних и боковых поверхностях углубления и выступающие платформы, образованные этими углублениями. Демпфирование обеспечивается за счет того, что углубления, содержащиеся в криволинейной пластине, дополнительно заполняются при помощи заливки полужестким эластомерным материалом.

Недостатком такого устройства фиксации хвостовика лопатки является то, что его конструкция сочетает в себе различные материалы, что приводит к усложнению процесса изготовления такого устройства.

Техническим результатом, на достижение которого направлена предлагаемая полезная модель, является упрощение конструкции с сохранением ее демпфирующей способности.

Технический результат достигается тем, что устройство для фиксации хвостовика лопатки в диске рабочего колеса турбомашины, выполненное в виде криволинейной пластины, содержащей на верхней и боковых поверхностях углубления и, по меньшей мере, по две выступающие платформы, образованных этими углублениями, в отличие от известного, содержит на боковых поверхностях платформ продольные сквозные пазы.

Заявляемая конструкция поясняется чертежами, на которых изображены: фиг. 1 - вид в радиальном разрезе предлагаемого устройства, фиг. 2 - вид его сверху, фиг. 3 - вид в разрезе по линии -A на фиг. 2, фиг. 4 - вид в поперечном разрезе предлагаемого устройства.

Устройство для фиксации хвостовика лопатки в диске рабочего колеса турбомашины выполнено в виде криволинейной пластины, содержащей на верхней 1 и боковых 2 поверхностях углубления 3, которые образуют, на данных поверхностях, по меньшей мере, по две выступающие платформы 4 и 5. При этом на боковых поверхностях 6 платформ 5 выполнены продольные сквозные пазы 7.

В процессе работы турбомашины при возникновении повышенных нагрузок на лопатку, например, при ударе по этой лопатке посторонним предметом, попавшим в вентилятор или компрессор, выступающие платформы 5 с продольными сквозными пазами 7 благодаря большей податливости предотвращают излом лопатки и отрыва ее пера от хвостовика, позволяя замку провернуться в ячейке, тем самым разгружая выступ диска, перераспределить энергию удара в трение и деформацию устройства для фиксации лопатки и понизить нагрузку, приходящую на систему осевого удержания лопатки рабочего колеса при наклоне лопатки, после чего под действием центробежных сил лопатка встанет в рабочее положение.

В случае повышенных нагрузок на лопатку выступающие платформы 5 с продольными сквозными пазами 7 имеют дополнительную возможность перемещения в радиальном направлении, изменяя при этом свою конфигурацию. В случае незначительного удара боковые продольные поверхности выступающих платформ 5 не меняют свою конфигурацию и работают в качестве пружины, т.е. в процессе штатной работы они служат демпфером.

Благодаря выполнению продольных пазов 7 в выступающих платформах 5, устройство для фиксации хвостовика лопатки рабочего колеса турбомашины обладает сравнительно более простой конструкцией, и позволяет при этом снизить нагрузки на пазы диска.

Устройство для фиксации хвостовика лопатки в диске рабочего колеса турбомашины, выполненное в виде криволинейной пластины, содержащей на верхней и боковых поверхностях углубления и, по меньшей мере, по две выступающие платформы, образованные этими углублениями, отличающееся тем, что на боковых поверхностях платформ выполнены продольные сквозные пазы.



 

Похожие патенты:
Наверх