Система повышения безопасности дорожного движения
Система повышения безопасности дорожного движения предназначена для контроля движения транспортных средств с целью учета или регулирования движения. Система содержит совокупность излучателей (1) радиосигналов и инфракрасных сигналов, установленных в дорожном полотне и связанных с территориальными центрами (2) управления дорожным движением. На транспортном средстве установлены блок (3) управления, блок (8) отображения информации и блок (9) интерфейса. Блок (3) управления содержит блок памяти (4), принимающий блок (5), процессор (6) и управляющий блок (7). Блок (9) интерфейса содержит слот (10), считывающее устройство (11) для смарт-карты и записывающее устройство (12). Повышение безопасности дорожного движения обеспечено за счет введения территориальных центров управления дорожным движением, связанных с излучателями сигналов, размещенными в дорожном полотне, установления на транспортном средстве блока интерфейса, содержащего слот, считывающее устройство для смарт-карты и записывающее устройство, выполнения блока управления содержащим принимающий блок, блок памяти, процессор и управляющий блок, с принимающим блоком, связанным с датчиками транспортного средства и считывающим устройством, а также соединения процессора с блоком отображения информации и управляющим блоком, связанным с записывающим устройством и системой запуска двигателя транспортного средства. 1 н.п. ф-лы, 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Полезная модель относится к системам регулирования движения транспортных средств, в частности, к системам для контроля движения транспортных средств с целью учета или регулирования движения.
Известна система повышения безопасности дорожного движения, описанная в патенте Российской Федерации 2369905 на изобретение «Устройство для повышения безопасности дорожного движения» по классу G08G 1/09, заявленном 09.01.2008 года и опубликованном 10.10.2009 года.
Известное устройство содержит систему обнаружения дорожных знаков и сигналов светофора для автоматической передачи в салон транспортного средства, размещенные на транспортном средстве датчики параметров движения транспортного средства, блок автоматического распознавания дорожных знаков и сигналов светофора, связанный с системой обнаружения дорожных знаков и сигналов светофора, блоки управления и памяти, а также видеопроектор, и/или дисплей, и/или аудиоустройство, предназначенное для отображения информации о дорожном знаке или сигнале светофора с момента обнаружения до момента выхода дорожного знака или сигнала светофора из зоны действия устройства, при этом система обнаружения дорожных знаков и сигналов светофора для автоматической передачи в салон транспортного средства выполнена в виде совокупности радио или сенсорных передатчиков (излучателей), предназначенных для установки на светофорах и дорожных знаках и транслирования направленных на движущийся перед дорожным знаком или светофором транспортный поток ограниченных по зоне действия кодовых сигналов и установленного на транспортном средстве приемного устройства (принимающего блока), связанного с подключенным к блоку управления блоком автоматического распознавания дорожных знаков и сигналов светофоров и предназначенного для приема сигналов от передатчика, устройство дополнительно снабжено блоком выработки рекомендаций (процессором) для водителя транспортного средства по параметрам движения транспортного средства на основе анализа текущих и нормативных параметров движения транспортного средства, связанным с датчиками параметров движения транспортного средства, блоками памяти и управления и соединенным через блок отображения информации с видеопроектором и/или дисплеем, и/или аудиоустройством, а также снабжено блоком контроля за нарушениями транспортным средством правил дорожного движения, выявляющим нарушения на основе анализа текущих и нормативных параметров движения транспортного средства, подсоединенным к датчикам параметров движения транспортного средства, блокам управления, памяти и протоколирования нарушений транспортным средством правил дорожного движения, при этом блок протоколирования (записывающее устройство) нарушений транспортным средством правил дорожного движения подключен к блокам управления и памяти.
Недостатками описанной выше системы повышения безопасности дорожного движения являются невозможность оперативного управления дорожным движением, принудительного ограничения скорости движения транспортного средства вплоть до его полной остановки, идентификации личности водителя, обусловленные отсутствием в системе обеспечивающих такую возможность блоков, что не позволяет обеспечить безопасность дорожного движения на высоком уровне, соответствующем современным требованиям.
Задачей заявляемой полезной модели является повышение безопасности дорожного движения.
Техническим результатом, позволяющим решить указанную задачу, является обеспечение возможности оперативного изменения сигналов излучателей радиосигналов и инфракрасных сигналов в соответствии с дорожной обстановкой, воздействия на систему запуска транспортного средства и идентификации личности водителя.
Указанный результат достигается тем, что:
1. В известной системе повышения безопасности дорожного движения, содержащей совокупность излучателей радиосигналов, связанных с дорогой, установленный на транспортном средстве блок управления, связанный с датчиками транспортного средства, блоком отображения информации и с записывающим устройством, процессор, связанный с принимающим блоком и блоком памяти, согласно полезной модели, в нее введены территориальные центры управления дорожным движением, связанные с излучателями сигналов, выполненными в виде излучателей радиосигналов и инфракрасных сигналов, установленных в дорожном полотне, на транспортном средстве дополнительно установлен блок интерфейса, содержащий слот, считывающее устройство для смарт-карты и записывающее устройство, блок управления содержит принимающий блок, блок памяти, процессор и управляющий блок, при этом принимающий блок связан с датчиками транспортного средства и считывающим устройством, а процессор соединен с блоком отображения информации и управляющим блоком, связанным с записывающим устройством и системой запуска двигателя транспортного средства.
2. В системе по п. 1, согласно полезной модели, излучатели радиосигналов и инфракрасных сигналов установлены в дорожном полотне вдоль линий, поперечных направлению движения транспортных средств.
3. В системе по п. 1, согласно полезной модели, блок отображения информации содержит блок визуализации, выполненный в виде зеркала заднего вида транспортного средства.
Введение в систему повышения безопасности дорожного движения территориальных центров управления дорожным движением, связанных с излучателями сигналов, выполненными в виде излучателей радиосигналов и инфракрасных сигналов, установленных в дорожном полотне, установление на транспортном средстве блока интерфейса, содержащего слот, считывающее устройство для смарт-карты и записывающее устройство, выполнение блока управления содержащим принимающий блок, блок памяти, процессор и управляющий блок, при этом принимающий блок связан с датчиками транспортного средства и считывающим устройством, а процессор соединен с блоком отображения информации и управляющим блоком, связанным с записывающим устройством и системой запуска двигателя транспортного средства, дает возможность оперативно изменять в зависимости от времени суток или других факторов сигналы излучателей радиосигналов и инфракрасных сигналов в соответствии с дорожной обстановкой, идентифицировать личность водителя и воздействовать на систему запуска транспортного средства для принудительного ограничения скорости движения транспортного средства вплоть до его полной остановки при наличии сложной дорожной обстановки или неадекватности водителя, что позволяет обеспечить безопасность дорожного движения на высоком уровне, соответствующем современным требованиям.
При этом излучатели радиосигналов и инфракрасных сигналов могут быть установлены в дорожном полотне вдоль линий, поперечных направлению движения транспортных средств.
При этом блок отображения информации может содержать блок визуализации, выполненный в виде зеркала заднего вида транспортного средства.
Заявляемая система повышения безопасности дорожного движения обладает новизной по сравнению с прототипом, отличаясь от него тем, что:
1. в нее введены территориальные центры управления дорожным движением, связанные с излучателями сигналов, выполненными в виде излучателей радиосигналов и инфракрасных сигналов, установленных в дорожном полотне, на транспортном средстве дополнительно установлен блок интерфейса, содержащий слот, считывающее устройство для смарт-карты и записывающее устройство, блок управления содержит принимающий блок, блок памяти, процессор и управляющий блок, при этом принимающий блок связан с датчиками транспортного средства и считывающим устройством, а процессор соединен с блоком отображения информации и управляющим блоком, связанным с записывающим устройством и системой запуска двигателя транспортного средства,
2. излучатели радиосигналов и инфракрасных сигналов установлены в дорожном полотне вдоль линий, поперечных направлению движения транспортных средств,
3. блок отображения информации содержит блок визуализации, выполненный в виде зеркала заднего вида транспортного средства.
Заявляемая система повышения безопасности дорожного движения может найти широкое применение в системах регулирования движения транспортных средств, в частности, в системах для контроля движения транспортных средств с целью учета или регулирования движения, поэтому она соответствует критерию «промышленная применимость».
Заявляемая система иллюстрируется чертежами, где представлено на:
Фиг. 1. Схема системы повышения безопасности дорожного движения.
Фиг. 2. Фрагмент дороги с излучателями.
Система повышения безопасности дорожного движения, представленная на чертежах (см. Фиг. 1, 2), содержит совокупность излучателей 1 радиосигналов и инфракрасных сигналов, установленных в дорожном полотне и связанных с территориальными центрами 2 управления дорожным движением.
Излучатели 1 радиосигналов и инфракрасных сигналов установлены в дорожном полотне вдоль линий, поперечных направлению движения транспортных средств, и ориентированы таким образом, чтобы их излучение было направлено вверх. Такие линейки излучателей 1 расположены в дорожном полотне перед перекрестками, пешеходными переходами и участками дорог с ограничением скорости движения на расстоянии, достаточном для обработки их сигнала блоками системы, установленными на транспортном средстве, и восприятия водителем дублирующей информации системы. В летнее время включены преимущественно излучатели 1 инфракрасных сигналов, как более экономичные, а зимой и в межсезонье - излучатели 1 радиосигналов.
На транспортном средстве установлен блок 3 управления, включающий в себя блок памяти 4 и принимающий блок 5, связанные с процессором 6, и управляющий блок 7. На нем также установлены блок 8 отображения информации и блок 9 интерфейса. Блок 9 интерфейса содержит слот 10 для смарт-карты (на чертеже не показана), связанные с ним считывающее устройство 11 и записывающее устройство 12.
Смарт-карта - пластиковая карта, снабженная микросхемой - накопителем информации, является модифицированными водительскими правами, содержащими полную информацию о водителе, в том числе о совершенных им нарушениях Правил дорожного движения.
Блок памяти 4 хранит данные о VIN транспортного средства, текущем владельце и лицах, допущенных к управлению транспортным средством, прохождении технического осмотра.
Принимающий блок 5 принимает сигналы со считывающего устройства 11 и датчиков 13 транспортного средства, с которыми связан, воспринимает и распознает сигналы излучателей 1.
Процессор 6 соединен с блоком 8 отображения информации и управляющим блоком 7, связанным с записывающим устройством 12 блока 9 интерфейса и системой 14 запуска двигателя транспортного средства.
Блок 8 отображения информации содержит блок визуализации, выполненный в виде зеркала заднего вида транспортного средства (на чертеже не показано) и может дополнительно комплектоваться аудиосистемой для голосового оповещения водителя.
Система повышения безопасности дорожного движения работает следующим образом.
Для того чтобы завести транспортное средство, водитель вставляет в слот 10 блока 9 интерфейса смарт-карту. Считывающее устройство 11 считывает с нее информацию и посылает ее через принимающий блок 5 на процессор 6, который сопоставляет ее с информацией о водителе, поступающей на него с блока памяти 4. В случае совпадения данных процессор 6 посылает на управляющий блок 7 и с него на систему 14 запуска двигателя транспортного средства сигнал, разрешающий запуск двигателя. Транспортное средство начинает движение по дороге.
Установленные в дорожном полотне излучатели 1 посылают вверх радиосигналы или инфракрасные сигналы, в которых закодирована информация о требуемом режиме движения транспортного средства на участке дороги, перед которым они размещены. Расстояние между излучателями 1, интенсивность излучаемого ими сигнала и угол его рассеяния подобраны таким образом, чтобы принимающий блок 5 гарантированно принимал сигнал при скоростях транспортного средства до 260 км/час.
При пересечении транспортным средством линии излучателей 1 установленный на нем принимающий блок 5 воспринимает их кодированные сигналы, распознает и передает на процессор 6 вместе с сигналами от датчиков 13 транспортного средства. Процессор 6 выполняет обработку сигналов и сравнение требуемых параметров движения транспортного средства на данном участке дороги с реальными параметрами его движения.
В случае отклонения в негативную сторону реальных параметров движения транспортного средства от требуемых дорожной обстановкой или Правилами дорожного движения (ПДД) соответствующий сигнал с процессора 6 поступает на блок 8 отображения информации, который с помощью видеосигнала и/или аудиосигнала дает рекомендации водителю о необходимости изменения режима движения или остановки. Вместе с этим сигнал с процессора 6 поступает на управляющий блок 7 и, при критическом отклонении от требуемого режима движения, если водитель в течение определенного времени не реагирует на сигнал, оповещающий о необходимости корректировки движения транспортного средства вплоть до остановки, управляющий блок 7 посылает сигнал на систему 14 запуска двигателя транспортного средства, запрещающий его дальнейшее движение.
Одновременно с управляющего блока 7 поступает сигнал на записывающее устройство 12 блока 9 интерфейса, инициируя запись на смарт-карту информации о факте и характере нарушения Правил дорожного движения. Эти записи в дальнейшем могут быть считаны при прохождении техосмотра и при проверке на стационарных постах ГАИ, что позволит воспрепятствовать выезду на дорогу водителям, имеющим много существенных нарушений Правил дорожного движения, или направлять их на пересдачу экзамена на право вождения транспортных средств.
При необходимости оперативного управления дорожным движением для исключения пробок или с другой целью территориальные центры 2 управления дорожным движением, имеющиеся в каждом районе города, посылают на излучатели 1 команду на изменение радиосигналов и инфракрасных сигналов, в которых закодирована информация о нужном режиме движения транспортных средств в текущий момент.
Использование заявляемой системы повышения безопасности дорожного движения позволяет:
- исключить несанкционированной управление транспортным средством лицом, не имеющим водительских прав или лишенным их,
- вынуждать водителей соблюдать Правила дорожного движения и требования дорожной обстановки,
- отстранять от управления транспортным средством водителей, имеющих много существенных нарушений Правил дорожного движения.
Заявляемая система по сравнению с прототипом обеспечивает возможность оперативного изменения сигналов излучателей радиосигналов и инфракрасных сигналов в соответствии с дорожной обстановкой, воздействия на систему запуска транспортного средства и идентификации личности водителя, что позволяет повысить безопасность дорожного движения до высокого уровня, соответствующего современным требованиям.
1. Устройство повышения безопасности дорожного движения, содержащее установленные на транспортном средстве процессор, связанный с принимающим блоком и блоком памяти, и блок управления, имеющий возможность взаимодействия с излучателями радиосигналов, связанными с дорогой, при этом блок управления связан с датчиками транспортного средства, блоком отображения информации и с записывающим устройством, отличающееся тем, что на транспортном средстве дополнительно установлен блок интерфейса, содержащий слот, считывающее устройство для смарт-карты и записывающее устройство, блок управления содержит принимающий блок, блок памяти, процессор и управляющий блок, принимающий блок связан с датчиками транспортного средства и считывающим устройством, а процессор соединен с блоком отображения информации и управляющим блоком, связанным с записывающим устройством и системой запуска двигателя транспортного средства, причем блок управления имеет возможность взаимодействия с совокупностью излучателей радиосигналов и инфракрасных сигналов, установленных в дорожном полотне.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок отображения информации содержит блок визуализации, выполненный в виде зеркала заднего вида транспортного средства.
РИСУНКИ