Зубчатый цилиндрический редуктор
Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в механизмах следящего привода или приводах, работающих в старт-стопном режиме. Задачей полезной модели является увеличение быстродействия редуктора. Это достигается тем, что в зубчатом цилиндрическом редукторе, содержащем несколько пар шестерня 2 - колесо 3, каждая из которых имеет свое передаточное число, по крайней мере, для первой от входа редуктора пары шестерня-колесо сумма коэффициентов смещения шестерни и колеса минимально возможная.
Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в механизмах следящего привода или приводах, работающих в старт-стопном режиме.
Известен зубчатый цилиндрический редуктор (см. патент КТЛ 2362923, кл. F16H 1/20, 2006 г.), который содержит n - пар шестерня - колесо. При этом все шестерни выполнены с одинаковым числом зубьев, а колеса, начиная со второй пары от входа редуктора, имеют одинаковое число зубьев. Недостатком этого редуктора является высокая масса редуктора из-за того, что масса колес не соответствует минимально возможному значению, так как не учтены коэффициенты смещения, влияющие на массу колес.
Наиболее близким к предлогаемой полезной модели является зубчатый цилиндрический редуктор, у которого пары шестерня - колесо имеют разные передаточные числа, а колеса и шестерни выполнены с различным числом зубьев (Тищенко О.Ф. Элементы приборных устройств: Курсовое проектирование. Учебн. пособие для вузов. В 2-х ч. 4.1. Расчеты / Н.П. Нестерова, А.П. Коваленко, О.Ф. Тищенко и др.; Под ред. О.Ф. Тищенко. - М.: Высш. Школа, 1978, 328 с, стр. 53-55).
Недостатком этого редуктора является низкое быстродействие из-за того, что не учтены коэффициенты смещения, влияющие на приведенный момент инерции, от которого и зависит быстродействие редуктора.
Задачей полезной модели является увеличение быстродействия редуктора.
Это достигается тем, что в зубчатом цилиндрическом редукторе, содержащем несколько пар шестерня - колесо, каждая из которых имеет свое передаточное число, по крайней мере, для первой от входа редуктора пары шестерня-колесо сумма коэффициентов смещения шестерни и колеса минимально возможная.
Рассмотрим следующий вариант зубчатой передачи z1=22; z2=37; m=0,5 мм; u=1,682; b1=b2 =6 мм.
Здесь z1, z2 - числа зубьев шестерни и колеса соответственно; m - модуль; u - передаточное число зубчатой ступени; b1, b2 - ширина венцов зубчатых колес.
Приведенный момент инерции пары шестерня - колесо вычисляется по следующей формуле:
Здесь 1,
2 - удельный вес (плотность) материалов шестерни и колеса; x1, x2 - возможные коэффициенты смещения зубчатых колес;
y - коэффициент уравнительного смещения.
В таблице 1 представлены все возможные сочетания коэффициентов смещения, которые удовлетворяют условиям качества зацепления.
Таблица 1 | |||||||||
![]() | aw, мм | x1 | x2 | x1+x2 | ![]() | aw, мм | x1 | x2 | xl+x2 |
1 | 14,479 | -0,087 | -0,414 | -0,501 | 24 | 15,053 | 0,513 | 0,136 | 0,649 |
2 | 14,509 | -0,087 | -0,364 | -0,451 | 25 | 15,074 | 0,563 | 0,136 | 0,699 |
3 | 14,509 | -0,037 | -0,364 | -0,401 | 26 | 15,074 | 0,513 | 0,236 | 0,749 |
4 | 14,509 | -0,087 | -0,264 | -0,351 | 27 | 15,074 | 0,563 | 0,236 | 0,799 |
5 | 14,509 | -0,037 | -0,264 | -0,301 | 28 | 15,074 | 0,613 | 0,236 | 0,849 |
6 | 14,620 | 0,513 | -0,764 | -0,251 | 29 | 15,160 | 0,513 | 0,386 | 0,899 |
7 | 14,647 | 0,613 | -0,814 | -0,201 | 30 | 15,160 | 0,513 | 0,436 | 0,949 |
8 | 14,673 | 0,713 | -0,864 | -0,151 | 31 | 15,202 | 0,563 | 0,436 | 0,999 |
9 | 14,673 | 0,713 | -0,814 | -0,101 | 32 | 15,202 | 0,663 | 0,386 | 1,049 |
10 | 14,673 | 1,063 | -1,114 | -0,051 | 33 | 15,243 | 0,663 | 0,436 | 1,099 |
11 | 14,673 | 1,113 | -1,114 | -0,001 | 34 | 15,243 | 0,763 | 0,386 | 1,149 |
12 | 14,673 | 1,113 | -1,064 | 0,049 | 35 | 15,243 | 0,763 | 0,436 | 1,199 |
13 | 14,673 | 1,063 | -0,964 | 0,099 | 36 | 15,243 | 0,863 | 0,386 | 1,249 |
14 | 14,823 | 0,513 | -0,364 | 0,149 | 37 | 15,243 | 0,813 | 0,486 | 1,299 |
15 | 14,823 | 0,513 | -0,314 | 0,199 | 38 | 15,243 | 0,413 | 0,936 | 1,349 |
16 | 14,871 | 0,513 | -0,264 | 0,249 | 39 | 15,364 | 1,063 | 0,336 | 1,399 |
17 | 14,871 | 0,513 | -0,214 | 0,299 | 40 | 15,364 | 1,063 | 0,386 | 1,449 |
18 | 14,918 | 0,513 | -0,164 | 0,349 | 41 | 15,364 | 0,863 | 0,636 | 1,499 |
19 | 14,918 | 0,513 | -0,114 | 0,399 | 42 | 15,423 | 1,113 | 0,436 | 1,549 |
20 | 14,918 | 0,563 | -0,114 | 0,449 | 43 | 15,423 | 0,563 | 1,036 | 1,599 |
21 | 14,986 | 0,513 | -0,014 | 0,499 | ![]() | 15,462 | 0,963 | 0,686 | 1,649 |
22 | 15,008 | 0,563 | -0,014 | 0,549 | 45 | 15,462 | 0,463 | 1,236 | 1,699 |
23 | 15,031 | 0,613 | -0,014 | 0,599 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Из графика (фиг. 2) видно, что при увеличении суммы коэффициентов смещения шестерни и колеса приведенный момент инерции возрастает. Максимальный (минимальный) коэффициент смещения определяется геометрией (как в приведенном примере) или прочностью зубьев, ограничениями на размеры колес и т.п.
Таким образом выбор минимально возможной суммы коэффициентов смещения шестерни и колеса повышает быстродействие редуктора по сравнению с прототипом.
На фиг. 1 изображен фрагмент многоступенчатого зубчатого цилиндрического редуктора.
На фиг. 2 - график зависимости приведенного момента инерции зубчатой пары от суммы коэффициентов смещения шестерни и колеса.
Зубчатый цилиндрический редуктор состоит из корпуса 1, зубчатых шестерен 2 и колес 3.
Редуктор работает следующим образом: двигатель вращает шестерню 2 первой пары редуктора, изготовленную с коэффициентом смещения, образующим с коэффициентом смещения колеса минимально возможную сумму. Шестерня 2 передает вращение на колесо 3, расположенное на следующем валу, и так далее по цепочке до выходного вала редуктора. В результате приведенный момент инерции пары шестерня - колесо и редуктора в целом получается минимальным.
Зубчатый цилиндрический редуктор, содержащий несколько пар шестерня-колесо, каждая из которых имеет свое передаточное число, отличающийся тем, что по крайней мере для первой от входа редуктора пары шестерня-колесо сумма коэффициентов смещения шестерни и колеса минимально возможная.