Ролик конвейера
Полезная модель относится к ленточным и роликовым конвейерам, у которых в качестве элементов поддерживающих транспортерную ленту или груз при транспортировании применяются опорные ролики. Заявляется ролик конвейера, состоящий из цилиндрического корпуса. Внутри корпуса по торцам закреплены опоры в которых установлены подшипники и подшипниковые уплотнения. Внутренняя обойма каждого подшипника зафиксирована на оси. Подшипниковые уплотнения закрыты снаружи крышками, которые прикреплены к опорам посредством неразъемных крепежных элементов. Неразъемные крепежные элементы выполнены в виде «слепых» заклепок, а внешняя поверхность таких заклепок может быть выполнена рифленой. Техническим результатом полезной модели является повышение эксплуатационной надежности ролика конвейера, снижение трудоемкости его изготовления. 3 пункта формулы, 1 страница чертежа.
Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к машинам непрерывного транспорта, точнее ленточным и роликовым конвейерам, у которых в качестве элементов поддерживающих транспортерную ленту или груз при транспортировании применяются ролики.
Ролики устанавливаются в конвейере на весь свой срок службы, то есть до выработки своего ресурса, а затем заменяются новыми. Они больше чем остальные узлы подвергаются износу.
Это заставляет конструкторов при создании ролика конвейера уделять особое внимание увеличению ресурса его работы, простоте его изготовления, ремонта и обслуживания.
Из уровня техники известен ролик конвейера содержащий цилиндрический корпус. Внутри корпуса по торцам закреплены опоры. В каждой опоре установлены подшипник и подшипниковое уплотнение. Внутренняя обойма подшипника зафиксирована на оси. Подшипниковое уплотнение снаружи закрыто крышкой, закрепленной винтами в резьбовых отверстиях опоры [1].
Недостатком такого ролика является повышенная металлоемкость и трудоемкость изготовления, вызванное необходимостью выполнения резьбы в отверстиях опоры и механической обработки ее наружных поверхностей.
Атмосфера шахт и рудников отличается большой влажностью и запыленностью. Все это резко ускоряет коррозию резьбовых соединений.
При выполнении плановых или срочных работ по ремонту ролика конвейера для снятия крышки необходимо открутить винты из резьбовых отверстий опоры. Однако резьбовое соединение которое прикипело или заржавело значительно замедляет процесс демонтажа. В ряде случаев происходит срыв головки винта.
Из уровня техники также известен ролик конвейера [2], который как и аналог [1] содержит полый цилиндрический корпус. Внутри корпуса по торцам закреплены опоры. Опоры выполнены в виде двух кольцевых профилей и стакана жестко соединенных между собой. В каждой опоре установлены подшипник и подшипниковые уплотнения. Внутренняя обойма подшипника зафиксирована на оси. Подшипниковое уплотнение снаружи закрыто крышкой. Крышка прижата к стакану стопорным элементом в виде разрезного стопорного кольца. Такие ролики конвейера сложны по конструкции, трудоемки в изготовлении и имеют увеличенные габариту и массу.
В качестве прототипа из уровня техники выбран ближайший аналог, совпадающий с полезной моделью по большинству существенных признаков. Прототип представляет собой ролик конвейера, состоящий из цилиндрического корпуса. Внутри его по торцам закреплены опоры. В опорах установлены подшипники и подшипниковые уплотнения. Внутренняя обойма каждого подшипника зафиксирована на оси. Подшипниковые уплотнения закрыты снаружи крышками. Крышки закреплены на опорах посредством крепежных элементов [3]. Крепежные элементы крышек прототипа выполнены в виде стопорного кольца, установленного в кольцевой канавке опоры. Недостатками прототипа являются:
- невозможность плотного прижатия крышки к опоре, что приводит к проникновению пыли и влаги внутрь подшипникового узла;
- неудобство демонтажа и повышенная коррозия стопорного кольца, что увеличивает вероятность его поломки.
Технической задачей предлагаемой полезной модели является создание ролика конвейера простого по конструкции, технологичного в изготовлении и надежного в эксплуатации.
Техническим результатом заявляемой полезной модели является повышение эксплуатационной надежности ролика конвейера, снижение трудоемкости его изготовления.
Поставленная техническая задача решается следующим образом.
Аналогично известному, заявляется ролик конвейера, состоящий из цилиндрического корпуса. Внутри его по торцам закреплены опоры. В опорах установлены подшипники и подшипниковые уплотнения. Внутренняя обойма каждого подшипника зафиксирована на оси. Подшипниковые уплотнения закрыты снаружи крышками. Крышки закреплены на опорах посредством крепежных элементов.
Но в отличие от прототипа крышки прикреплены к опорам посредством неразъемных крепежных элементов.
Перечисленная новая совокупность существенных признаков заявляемого ролика конвейера, отличная от прототипа, необходима и достаточна во всех случаях, на которые распространяется правовая охрана полезной модели.
Такое выполнение ролика конвейера с наличием оптимального количества деталей делает его надежным в эксплуатации, простым в изготовлении и ремонте.
Кроме того, заявляемый ролик конвейера имеет и другие отличительные признаки, которые дополняют и характеризуют полезную модель в отдельных случаях исполнения и выбора технологии сборки.
Предлагается крепежные элементы выполнить в виде «слепых» заклепок.
«Слепая» заклепка представляет собой корпус, внутри которого находится сердечник, который во время установки заклепки деформирует конец заклепки в «слепую» головку и может расширять тело заклепки.
Как вариант, предлагается также внешнюю поверхность «слепых» заклепок выполнить рифленой, что увеличивает прочность соединения.
Полезная модель поясняется примером выполнения, который не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения заявляемого технического результата новой совокупностью существенных признаков.
Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором схематично изображен общий вид ролика конвейера в продольном разрезе.
Внутри ролика конвейера по торцам его цилиндрического корпуса 1 закреплены опоры 2. В каждой опоре 2 установлены подшипник 3 и подшипниковое уплотнение 4. Внутренняя обойма 5 подшипника 3 зафиксирована между радиусной шейкой оси 6 и неподвижной втулкой подшипникового уплотнения 4.
На подвижной втулке подшипникового уплотнения 4 может быть закреплен двухкромочный пыльник 7. Своими кромками пыльник 7 контактирует с цилиндрической поверхностью неподвижной втулки подшипникового уплотнения 4.
Внешняя обойма 8 подшипника 3 зафиксирована между дном опоры 2 и подвижной втулкой подшипникового уплотнения 4 посредством крышки 9. Крышка 9 прикреплена к опоре 2 неразъемно, например, посредством крепежных элементов выполненных в виде «слепых» заклепок 10, выполненных в соответствии с ГОСТ Р ИСО 15973-2005 или DIN 7337. «Слепая» заклепка 10 дает возможность выполнить неразъемное механическое соединения крышки 9 с опорой 2, хотя доступ к месту соединения возможен только с одной стороны.
В процессе изготовления ролика конвейера опору 2 и крышку 9 выполняют из листовой стали методом штамповки и в них одним диаметром сверла просверливают три или более отверстий. Далее в отверстия соединяемых деталей вставляются «слепые» заклепки. Установочным инструментом сердечник тянется вдоль оси заклепки. Головка сердечника деформирует конец заклепки в «слепую» головку.
Установочный инструмент может быть ручным, пневматическим, гидравлическим, электрическим или с комбинированным приводом.
Сами "слепые" заклепки могут быть изготовлены из различных материалов: алюминий, сталь, нержавейка А2 и А4, и пр. Выбор материала «слепой» заклепки зависит от среды, в которой находится соединение, а также необходимой прочности соединения. Нержавеющие заклепки применяются в основном там, где важна высокая стойкость к коррозии.
"Слепые" заклепки способны после их установки не пропускать газы, жидкости и твердые частицы.
При необходимости внешняя поверхность цилиндрической части «слепых» заклепок может быть выполнена рифленой, а на крышке 9 может быть установлена пресс-масленка 11.
При выполнении плановых или срочных работ по ремонту ролика конвейера для снятия крышки темже диаметром сверла высверливают «слепые» заклепки. По окончании ремонтных работ крышку 9 крепят описанным выше способом.
Заявляемый ролик конвейера может быть изготовлен промышленным способом на любом машиностроительном предприятии, в том числе и с автоматизацией процесса сборки ролика.
Источники информации:
1. Патент РФ на изобретение 2097296, кл. B65C 39/09, опубл. 27.11.1997.
2. Патент РФ на изобретение 2121957 кл. B65C 39/09, опубл. 20.11.1998.
3. Патент Украины на изобретение 50825, кл. B65C 39/09, опубл. 15 11 2002 (прототип).
1. Ролик конвейера, состоящий из цилиндрического корпуса, внутри которого по торцам закреплены опоры, в которых установлены подшипники и подшипниковые уплотнения, при этом внутренняя обойма каждого подшипника зафиксирована на оси, а подшипниковые уплотнения закрыты снаружи крышками, которые прикреплены к опорам посредством крепежных элементов, отличающийся тем, что крышки прикреплены к опорам посредством неразъемных крепежных элементов.
2. Ролик конвейера по п.1, отличающийся тем, что неразъемные крепежные элементы выполнены в виде "слепых" заклепок.
3. Ролик конвейера по п.2, отличающийся тем, что внешняя поверхность "слепых" заклепок выполнена рифленой.