Измерительный комплекс определения траектории по заданному углу перекладки руля
Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно, к экспериментальным средствам определения параметров движения судна, касается методов и оборудования для проведения маневренных испытаний судна и решает задачу повышения точности определения угла перекладки руля и достоверности соответствия траектории движения судна заданному углу перекладки руля. Для этого в состав измерительного комплекса определения траектории движения судна по заданному углу перекладки руля, включающего интегрированную систему ориентации и навигации для морских судов, содержащую инерциальный измерительный модуль, мультиантенную приемную аппаратуру спутниковых навигационных систем, антенный модуль, управляющий компьютер, и связанную с ними регистрирующую аппаратуру, по полезной модели введен устанавливаемый на руле судна электронный датчик угла перекладки руля, связанный с регистрирующей аппаратурой. При этом электронный датчик угла перекладки руля установлен непосредственно на оси вращения руля. Предлагаемый измерительный комплекс определения траектории движения судна по заданному углу перекладки руля обеспечивает повышение точности определения угла перекладки руля и достоверности соответствия траектории движения судна заданному углу перекладки руля, что его выгодно отличает от прототипа.
Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно, к экспериментальным средствам определения параметров движения судна, и касается методов и оборудования для проведения маневренных испытаний судна.
В процессе проведения маневренных испытаний судна определяются следующие параметры: угол курса судна, угол крена, угол дифферента, скорость судна, широта, долгота, а также координаты в декартовой системе; высота в географической системе координат.
Известен измерительный комплекс «ВЕЕА» представляющий собой инерциально-спутниковую интегрированную систему ориентации и навигации для морских судов, в состав которой входят инерциальный измерительный модуль на микромеханических датчиках и одноосном волоконно-оптическом гироскопе, мультиантенная приемная аппаратуры спутниковых навигационных систем ЕЛОНАСС/GPS и лаг. (Б.А. Блажнов, М.И. Евстифеев, Е.И. Емельянцев, П.Н. Костин, П.Ю. Петров, Д.А. Радченко, И.В. Семенов, А.П. Степанов Сборник материалов "XX санкт-петербургской международной конференции по интегрированным навигационным системам". 27-29 мая 2013 г. (ISBN 978-5-91995-020-2), стр. 99-103 С.-Пб, ГНЦ РФ ОАО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор", 2013), принятый за прототип.
Недостатком известного измерительного комплекса является отсутствие возможности определения истинного угла перекладки руля при движении судна на траектории. Отсутствие данной возможности дает погрешность в измерениях, так как на замеренной траектории нет точных данных перекладки руля, вследствие чего невозможно точно определить при каком положении руля был совершен маневр судна.
Задачей полезной модели является повышение точности определения угла перекладки руля и достоверности соответствия траектории движения судна заданному углу перекладки руля.
Для этого в состав измерительного комплекса определения траектории движения судна по заданному углу перекладки руля, включающего интегрированную систему ориентации и навигации для морских судов, содержащую инерциальный измерительный модуль, мультиантенную приемную аппаратуру спутниковых навигационных систем, антенный модуль, управляющий компьютер, и связанную с ними регистрирующую аппаратуру, по полезной модели введен устанавливаемый на руле судна электронный датчик угла перекладки руля, связанный с регистрирующей аппаратурой.
При этом электронный датчик угла перекладки руля установлен непосредственно на оси вращения руля.
Введение в состав измерительного комплекса электронного датчика угла перекладки руля, который установлен непосредственно на оси вращения руля и соединен с регистрирующей аппаратурой, позволяет точно определять положение руля в любой точке траектории движения судна.
Сущность полезной модели поясняется рисунком (Фиг. 1), на котором схематично изображена в виде блок-схемы предлагаемый измерительный комплекс определения траектории движения судна по заданному углу.
Измерительный комплекс включает интегрированную систему ориентации и навигации для морских судов, содержащую инерциальный измерительный модуль 1, мультиантенную приемную аппаратуру спутниковых навигационных систем 2, антенный модуль 3, соединенный (связанный с мультиантенной приемной аппаратурой спутниковых навигационных систем), управляющий компьютер 4, подключенный к инерциальному измерительному модулю 1, и связанную с ними регистрирующую аппаратуру 5. В состав измерительного комплекса введен электронный датчик угла перекладки руля 6, который расположен на руле судна (на рисунке не показано), связанный с регистрирующей аппаратурой 5. Причем электронный датчик угла перекладки руля 6 установлен непосредственно на оси руля (на рисунке не показано).
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
Антенный модуль 3 принимает сигналы со спутников навигации, затем передает их на мультиантенную приемную аппаратуру спутниковых навигационных систем 2 где эти сигналы обрабатываются и преобразуются в данные (скорость судна, широта, долгота, а также координаты в декартовой системе, высота в географической системе координат, угол курса судна,). Инерциальный измерительный модуль 1 регистрирует значения угла крена и угла дифферента, затем дополняет ими данные, полученные с мультиантенной приемной аппаратуры спутниковых навигационных систем 2, и предает их на регистрирующую аппаратуру 5. На регистрирующей аппаратуре 5 происходит запись полученных данных дополненных показаниями датчика угла перекладки руля 6. Измерения и запись данных проводится в режиме реального времени. Управление работой инерциального измерительного модуля 1 производиться при помощи управляющего компьютера 4.
Предлагаемый измерительный комплекс определения траектории движения судна по заданному углу перекладки руля обеспечивает повышение точности определения угла перекладки руля и достоверности соответствия траектории движения судна заданному углу перекладки руля, что его выгодно отличает от прототипа.
Измерительный комплекс определения траектории движения судна по заданному углу перекладки руля, включающий интегрированную систему ориентации и навигации для морских судов, содержащую инерциальный измерительный модуль, мультиантенную приемную аппаратуру спутниковых навигационных систем, антенный модуль, управляющий компьютер, и связанную с ними регистрирующую аппаратуру, отличающийся тем, что в его состав введен устанавливаемый на руле судна электронный датчик угла перекладки руля, связанный с регистрирующей аппаратурой, при этом электронный датчик угла перекладки руля установлен непосредственно на оси вращения руля.