Тест-объект для проведения теста торренса детей и подростков с нарушенным зрением
Полезная модель относится к психологии, медицине, педагогике, и предназначена для оценки уровня развития творческого мышления незрячих детей и подростков. Технический результат заключается в возможности использования тест-объекта, предложенного американским психологом П. Торренсом, для оценки уровня развития творческого мышления детей и подростков с нарушениями зрения. Предлагаемый тест-объект выполнен, так же как прототип, в виде 10 изображений графических контуров различной формы, представляющих собой незаконченные фигуры. В отличие от прототипа, каждое изображение в тест-объекте выполнено на отдельной карточке, имеющей толщину не менее 2 мм, и нанесено на нее в виде рельефа. При этом рельеф может быть образован выпуклыми элементами или углублениями, с размерами по высоте или глубине от 1 мм. до 5 мм. и по ширине от 1 мм. до 5 мм. Для удобства тактильного опознавания незаконченных фигур двумя руками форма карточек может быть прямоугольной. 5 з.п., 1 ил.
Тест-объект для проведения теста Торренса детей и подростков с нарушенным зрением
Предлагаемая полезная модель относится к психологии, медицине, педагогике, и предназначена для оценки уровня развития творческого мышления детей и подростков с нарушениями зрения.
Известен способ оценки степени развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей раннего возраста. С этой целью детям предлагают соответствующие возрасту задания: тест на поиск игрушки, спрятанной под колпачок; тест с кубиками; тест на собирание пирамидки; тест на складывание предметов в коробочку; тест с матрешкой; тест на складывание разрезной картинки; тест классификацию понятий «большой, маленький»; тест на обобщение и др. За каждое выполненное задание присваивают 1 балл, за невыполненное - 0 баллов. Набранные баллы суммируют. По сумме баллов определяют степень развития мышления ребенка.
Недостатком методики является невозможность применения ее для детей с нарушением зрения, т.к. незрячие дети не в состоянии выполнить большинство заданий.
В то же время в психофизиологии и неврологии для оценки тактильной чувствительности и стереогностического чувства пациентов применяется тест-эталонное устройство по пат. 124830, МПК G09B 21/00 (2006.01), опубл. 10.02.2013, представляющее собой металлическую пластину, на которой расположены 4 типа фигур в соответствующей последовательности, нанесенных на эту пластину методом штамповки. Устройство позволяет изучить особенности тактильного восприятия рельефных структур и адекватно сформировать навыки их усвоения у здоровых испытуемых, а также у пациентов с рядом неврологических заболеваний.
Однако это устройство не может быть использовано для оценки творческих способностей испытуемых и их активизации.
Прототипом данной полезной модели является тест невербальной креативности Торренса, описанный, например, в книге авт. Ильина Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности». СПб, 2009. С. 341-342. Указанный тест-объект выполнен в виде бланка, на котором изображены графические контуры различной формы, представляющие собой незаконченные фигуры (фиг. 1). Испытуемым предлагается добавить к ним дополнительные линии или штрихи до получения узнаваемых предметов или сюжетных картинок, придумать название рисунка и надписать его. Результаты теста (каждый рисунок отдельно) оцениваются в соответствии с критериями оригинальности, разработанными П. Торренсом, в диапазоне от 0 до 2 баллов. По сумме баллов определяют степень развития креативного мышления ребенка. Тест-объект применяется для оценки творческого мышления детей от 5 лет и старше, имеющих нормальное зрение.
Известно, что у лиц с нарушениями зрения формирование интересов, способностей и личности в целом, замедлено. В большинстве случаев это связано с замедленным развитием их образного и абстрактного, и, соответственно, креативного мышления. Поэтому детям с нарушениями зрения для обеспечения социальной адаптации и самореализации необходимы активные занятия по развитию творческих способностей. В связи с этим, как можно раньше, следует проводить диагностику творческих способностей данной категории детей для определения конкретных задач последующей коррекционной работы.
Заявляемая методика позволяет получить новый по сравнению с прототипом результат, заключающийся в возможности использования тест-объекта, предложенного американским психологом П. Торренсом, для оценки уровня развития творческого мышления детей и подростков с нарушениями зрения.
Для достижения указанного результата используется следующая совокупность существенных признаков: в тест-объекте для оценки уровня развития творческого мышления, выполненном, так же как прототип, в виде теста Торренса, включающего расположенные в определенном порядке 10 изображений графических контуров различной формы, представляющих собой незавершенные картинки, в отличие от прототипа, каждое изображение нанесено на отдельную карточку толщиной не менее 2 мм в виде рельефа. При этом рельеф может быть образован выпуклыми элементами или углублениями, с размерами по высоте или глубине от 1 мм до 5 мм и по ширине от 1 мм. до 5 мм. Для удобства тактильного опознавания незаконченных фигур двумя руками форма карточек выбрана прямоугольной.
Сравнение предлагаемого устройства с прототипом показало, что поставленная задача - возможность оценки уровня развития творческого мышления детей и подростков с нарушениями зрения - решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие заявляемой полезной модели критерию патентоспособности «новизна».
Сущность технического решения поясняется рисунком (фиг.1).
Как указывалось выше, предлагаемая модель позволяет оценить уровень развития творческого мышления незрячих и слабовидящих детей, получить представление об их общих способностях, повысить эффективность обучения и творческую активность за счет применения индивидуально-личностного подхода на основе диагностических данных теста. Данный результат достигается за счет изменения сенсорной модальности восприятия стимулов теста образной креативности Торренса, достигаемой в результате преобразования зрительного теста в осязаемый объект. Предлагаемый тест-объект представляет собой набор из 10 карточек, содержащих тактильно хорошо определяемые незаконченные линии и фигуры, идентичные по геометрическим характеристикам, представленным в тесте образной креативности Торренса. Контуры фигур изготовлены из картона толщиной 2 мм, шириной 5 мм, длина фигур составляет 10-15 см. Фигуры закреплены на карточках размером 15×12 см., толщиной 2 мм.
Для тестирования творческих способностей детей с нарушениями зрения исследователь предлагает испытуемым тактильно исследовать фигуры, предъявляемые им в соответствии с порядком расположения в зрительном тесте невербальной креативности Торренса, и сообщить, на что они похожи. Время опознания не ограничено. Общее время тестирования не превышает 45 минут. Ответы испытуемых (словесные описания незаконченных линий и фигур) фиксируются исследователем в письменной форме со слов испытуемых. Результаты теста (каждый рисунок отдельно) оцениваются в соответствии с критериями оригинальности, разработанными П. Торренсом в диапазоне от 0 до 2 баллов, баллы суммируются. Максимально возможное количество баллов - 20.
Кроме того, ответы могут быть оценены по трем показателям творческого мышления, таким как, беглость, гибкость, оригинальность. В этом случае каждый ответ оценивается в 1 балл по каждому из показателей, отсутствие ответа оценивается в 0 баллов. Баллы суммируются по каждому из показателей отдельно. Максимальное количество баллов неограниченно, на каждый из 10 стимулов может быть дано несколько вариантов ответа.
Предлагаемый тест-объект позволяет проводить своевременную диагностику уровня развития творческого мышления детей по трем указанным показателям креативности для определения конкретных задач коррекционной работы. За счет возможности активизации творческих способностей и психокоррекции образного и абстрактного мышления тест может быть использован в работе учреждений, занимающихся обучением и социальной адаптацией детей и подростков с нарушениями зрения.
Заявляемая модель была разработана сотрудниками лаборатории физиологии зрения ФГБУ науки Института физиологии им. И.П. Павлова РАН и апробирована на базе школы-интерната для детей с нарушениями зрения города Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие 25 подростков в возрасте 13-18 лет.
Как показали исследования, заявляемый тест-объект позволяет достаточно объективно оценивать уровень развития творческого мышления детей и подростков с нарушениями зрения и в дальнейшем проводить коррекционную работу по его развитию.
1. Тест-объект для проведения теста Торренса детей и подростков с нарушенным зрением, включающий карточку с изображением графического контура незавершенной картинки, отличающийся тем, что в нем графический контур выполнен в виде рельефа.
2. Тест-объект по п.1, отличающийся тем, что в нем рельеф образован выпуклыми элементами с размерами по высоте и ширине от 1 мм до 5 мм.
3. Тест-объект по п.1, отличающийся тем, что в нем рельеф образован углублениями с размерами по глубине и ширине от 1 мм до 5 мм.
4. Тест-объект по п.1, отличающийся тем, что в нем карточки выполнены в виде картона.
5. Тест-объект по п.1, отличающийся тем, что в нем карточки выполнены в виде пластика.
6. Тест-объект по п.1, отличающийся тем, что в нем карточки выполнены в виде металлической пластины.
7. Тест-объект по п.1, отличающийся тем, что в нем карточки выполнены прямоугольной формы.
РИСУНКИ