Линейная опора качения

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использована в качестве опоры качения прямолинейного перемещения, преимущественно, для направляющих качения металлорежущих станков, роботизированных комплексов, контрольно-измерительных приборов и другого оборудования. Такие опоры воспринимают высокие нагрузки, действующие перпендикулярно плоскости перемещения исполнительных органов, и позволяют перемещать их с неограниченной величиной хода. Техническим результатом является снижение трения в линейной опоре качения и увеличение ее срока службы. Кроме того, повышается технологичность изготовления. Линейная опора качения содержит направляющую с рабочим и возвратным участками, тела качения с сепараторами, переходные детали с каналами для движения сепараторов и тел качения. Переходные детали выполнены в виде крышек, из полимерного материала, и соединены с торцевыми частями направляющей. Переходные детали снабжены скребками и смазочными каналами. Сепараторы выполнены из полимерного материала.

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использована в качестве опоры качения прямолинейного перемещения, преимущественно, для направляющих качения металлорежущих станков, роботизированных комплексов, контрольно-измерительных приборов и другого оборудования. Такие опоры воспринимают высокие нагрузки, действующие перпендикулярно плоскости перемещения исполнительных органов, и позволяют перемещать их с неограниченной величиной хода.

Известна опора качения прямолинейного перемещения (а.с. SU 1633180), содержащая неподвижное основание и подвижный блок в виде каретки с двумя парами цапф. Опора снабжена двуплечим рычагом и регулировочным шарниром Поворотом шарнира вокруг своей оси добиваются равномерного контактирования всех роликов с опорой Этим обеспечивается равномерное распределение усилия во всех опорных роликах.

Известна линейная опора качения (а.с. SU 1784769), выбранная в качестве прототипа, содержащая направляющую с рабочим, возвратным и переходными участками. Тела качения в виде роликов, снабженных цапфами, установленными в обоймы. Опора снабжена по крайней мере двумя стопорными элементами, установленными в пазы, выполненные в направляющей. Пазы для установки стопорных элементов могут быть выполнены на переходных или рабочих участках направляющей, а также - на рабочем и переходных участках направляющей.

Общими недостатками известных опор является: низкая скорость перемещения из-за эффекта торможения соседних тел качения (в месте контакта у бессепараторных роликов поверхности двигаются встречно) и связанный с этим повышенный износ тел качения. Переходные участки выполненые в виде боковых щек, соединенных с длинными сторонами корпуса, требуют высокой точности при изготовлении, поскольку они удерживают ролики от перекосов и заклинивания. Тела качения должны изготавливаться с высокой точностью. У известных опор отсутствуют средства для удаления стружки и смазочно-охлаждающих жидкостей.

Техническим результатом полезной модели является увеличение скорости перемещения опоры. Кроме того, повышается технологичность изготовления.

Технический результат достигается в линейной опоре качения, содержащей направляющую с рабочим и возвратным участками, тела качения с сепараторами, переходные детали с каналами для движения сепараторов и тел качения. Переходные детали выполнены в виде крышек, из полимерного материала, и соединены с торцевыми частями направляющей. Переходные детали снабжены скребками и смазочными каналами. Сепараторы выполнены из полимерного материала.

Полезная модель поясняется рисунками:

на фиг.1-6 показаны разные виды линейной опоры качения в сборе и ее разрезы.

Линейная опора качения содержит металлическую направляющую 1 с рабочим и возвратным участками 2, 3, тела качения 4, выполненные в виде металлических роликов, с удерживающими их сепараторами 5, выполненными в виде отдельных деталей, из полимерного материала.

С торцевыми частями 8 направляющей 1 соединены переходные детали 6 с каналами 7 для движения сепараторов 5 и тел качения 4. Переходные детали 6 выполнены в виде крышек из полимерного материала, снабжены скребками 9, выполненными, также, из полимерного материала.

Переходные детали 6 снабжены смазочными каналами 10.

Для установки на станке, линейная опора качения снабжена четырьмя крепежными отверстиями 11.

Линейная опора собирается и работает следующим образом.

При помощи болтов на торцевой части 8 направляющей 1 устанавливают одну переходную деталь 6. В канал 7 помещают поочередно сепараторы 5 и тела качения 4. Устанавливают вторую переходную деталь 6.

Через смазочные каналы 10 от смазывающей системы станка подается смазка, снижающая износ тел качения 4 и сепараторов 5. Скребки 9 при движении опоры удаляют стружку и отработанные смазочно-охлаждающие жидкости, что также снижает износ тел качения 4 и сепараторов 5.

Использование сепараторов 5 позволяет увеличить скорость перемещения каретки, поскольку исключается контакт между соседними телами качения.

Тела качения базируются при движении пазом в направляющей на рабочем и возвратном участках 2, 3. Базовые поверхности на переходных деталях 6 могут вполнятся достаточно грубо. Переходные детали, выполненные из полимерных материалов, могут быть изготовлены литьем.

Использование раздельных сепараторов 5 позволяет упростить изготовление линейной опоры, поскольку снижаются требования к точности изготовления тел качения 4. Например, тела качения 4 при сборке могут быть отсортированы по размерам. При сборке каретки с телами качения 4 одного из размеров отсортированного ряда устанавливаются сепараторы 5 соответствующего размера. Таким образом, обеспечивается постоянство зазоров между всеми телами качения 4 и сепараторами 5 в собранной линейной опоре качения.

Использование сепараторов позволяет увеличить скорость перемещения каретки, поскольку тела качения 4 разделяются сепараторами 5, выполненными из антифрикционного материала. Тело качения 4 вращается в индивидуальном гнезде, образованном вогнутыми поверхностями сепараторов 5, исключается тормозящий контакт между соседними телами качения 4.

Тела качения базируются при движении пазом в направляющей на рабочем и возвратном участках 2, 3. Базовые поверхности на переходных деталях 6 могут выполняться достаточно грубо. Использование переходных деталей 6, выполненных из полимерных материалов повышает технологичность изготовления, поскольку снижаются требования к точности изготовления линейной опоры качения в целом: при изготовлении металлической направляющей 1 с рабочим и возвратным участками 2, 3 исключаются криволинейные участки переходных деталей 6, которые могут быть изготовлены без механической обработки, например, литьем.

1. Линейная опора качения, содержащая направляющую с рабочим и возвратным участками, тела качения с сепараторами, переходные детали с каналами для движения сепараторов и тел качения.

2. Линейная опора качения по п.1, характеризующаяся тем, что переходные детали выполнены в виде крышек из полимерного материала и соединены с торцевыми частями направляющей.

3. Линейная опора качения по п.1, характеризующаяся тем, что переходные детали снабжены скребками.

4. Линейная опора качения по п.1, характеризующаяся тем, что переходные детали снабжены смазочными каналами.

5. Линейная опора качения по п.1, характеризующаяся тем, что сепараторы выполнены из полимерного материала.



 

Похожие патенты:
Наверх