Устройство для определения технического состояния подшипника скольжения гидромашины
Полезная модель относится к гидромашиностроению и направлена на повышение точности контроля технического состояния подшипника скольжения гидромашины. Это достигается тем, что устройство для определения технического состояния подшипников скольжения гидромашин включает датчики температуры, установленные соответственно в корпусе подшипникового узла и магистрали подвода масла к подшипнику, усилители, блок сравнения, датчик оборотов, блок управления, элемент запрета, пороговое устройство, контрольно-измерительную аппаратуру, блок задержки и отключающее устройство. Выход датчика оборотов через блок управления связан с элементом запрета, включенным между блоком сравнения и пороговым устройством. Полезная модель может быть использована при оценке технического состояния подшипников скольжения гидромашин.
Полезная модель относится к гидромашиностроению и может быть использована при оценке технического состояния подшипников скольжения гидромашин.
Известно устройство для определения технического состояния подшипника скольжения по разности температуры масла на входе в подшипник и температуры корпуса подшипникового узла температуре корпуса подшипникового узла (RU 135746, опубл. 20.12.2013). Известное устройство обладает недостаточной точностью, обусловленной тем, что не учитывает режим работы гидромашины. Величина потерь мощности в подшипнике, определяемая по разности температур, зависит от частоты вращения гидромашины.
Задачей предлагаемого устройства является повышение точности контроля технического состояния подшипника скольжения гидромашины.
Решение указанной задачи достигается тем, что, согласно известному устройству для определения технического состояния подшипника скольжения гидромашины, включающему датчики температуры, установленные соответственно в корпусе подшипникового узла и магистрали подвода масла к подшипнику, усилители, блок сравнения, пороговое устройство, контрольно-измерительную аппаратуру, блок задержки и отключающее устройство, предлагаемое устройство содержит датчик оборотов, блок управления, содержащий последовательно включенные элемент задержки и формирователь разрешающего сигнала и элемент запрета.
На чертеже представлена схема устройства для определения технического состояния подшипника скольжения гидромашины.
Устройство содержит датчики температуры 1 и 2, установленные соответственно в корпусе подшипникового узла и магистрали подвода масла к подшипнику, усилители 3 и 4, блок сравнения 5, датчик оборотов 6, блок управления 7, содержащий последовательно включенные элемент задержки и формирователь разрешающего сигнала, элемент запрета 8, пороговое устройство 9, контрольно-измерительную аппаратуру 10, блок задержки 11 и отключающее устройство 12, при этом выход датчика оборотов 6 через блок управления 7 связан с элементом запрета 8, включенным между блоком сравнения 5 и пороговым устройством 9.
Устройство работает следующим образом.
Для определения технического состояния подшипника скольжения гидромашины определяется допустимый диапазон изменения диагностического параметра, измеряется фактическое значение последнего и производится сравнение его со значениями из допустимого диапазона. При отклонении фактического значения диагностического параметра за пределы допустимого диапазона производится отключение гидромашины. В качестве диагностического параметра используют разность температур масла на входе в подшипник и корпуса подшипникового узла, а перед отключением гидромашины производят выдержку во времени.
Функциональную зависимость разности температур, определяемой с помощью датчиков 1 и 2 и блока сравнения 5 от технического состояния подшипника скольжения гидромашины определяют на основе предварительных научно-исследовательских работ. В дальнейшем при эксплуатации техническое состояние подшипника скольжения гидромашины определяют посредством регистрации температур, измеряемых датчиками 1 и 2, сигналы которых через блок сравнения 5 элемент запрета 8, и пороговое устройство 9 выводят на контрольно-измерительную аппаратуру 10.
Для повышения точности диагностирования при определении технического состояния подшипника осуществляют регулировку по частоте вращения вала гидромашины. При частоте вращения, равной номинальной частоте вращения гидромашины, блок управления 7 выдает разрешающий сигнал элементу запрета 8, обеспечивающий прохождение сигнала из блока сравнения 5 на вход порогового устройства 9.
Разность температуры масла на входе в подшипник и температуры корпуса подшипникового узла, определяемая в блоке сравнения 5 при номинальной частоте вращения вала гидромашины, является функцией технического состояния подшипника скольжения.
Допустимый диапазон разности температур задают настройкой порогового устройства 9 на соответствующие граничные значения.
В случае отклонения технического состояния подшипника за допустимые пределы пороговое устройство 9 вырабатывает сигнал на блок задержки 11. Блок задержки производит выдержку во времени, что исключает срабатывание отключающего устройства 12 при кратковременных колебаниях измеряемых параметров.
Устройство для определения технического состояния подшипника скольжения гидромашины, содержащее датчики температуры, установленные соответственно в корпусе подшипникового узла и магистрали подвода масла к подшипнику, усилители, блок сравнения, пороговое устройство, контрольно-измерительную аппаратуру, блок задержки и отключающее устройство, отличающееся тем, что устройство содержит датчик оборотов, блок управления, содержащий последовательно включенные элемент задержки и формирователь разрешающего сигнала, и элемент запрета, при этом выход датчика оборотов через блок управления связан с элементом запрета, включенным между блоком сравнения и пороговым устройством.
РИСУНКИ