Съемное опорно-движительное устройство для повышения проходимости мотоцикла по снегу
Полезная модель относится к транспортной технике, в частности, к устройствам повышающим проходимость дорожного мотоцикла по снегу. Полезная модель позволяет переоборудовать обычный серийный дорожный мотоцикл в снегоходное транспортное средство, способное передвигаться по любому как угодно глубокому и рыхлому снегу и преодолевать встречающиеся водные преграды (незамерзшие ручьи, промоины, полыньи и др.) при движении по снежному бездорожью или замерзшим водоемам. Переоборудование мотоцикла производится без изменения его конструкции за короткое время с использованием штатного крепежа. Полезная модель представляет собой съемное устройство, состоящее из лыжи-поплавка, устанавливаемой под переднее колесо мотоцикла и заднего моста с дифференциалом и двумя пневмоколесами низкого давления, устанавливаемого взамен заднего колеса мотоцикла. При этом суммарная площадь контакта пневмоколес и лыжи-поплавка обеспечивает удельное давление мотоцикла на опорную поверхность не более 5 кПа, а суммарный объем пневмоколес и лыжи-поплавка обеспечивает мотоциклу положительную плавучесть.
Полезная модель относится к транспортной технике, в частности, к устройствам, повышающим проходимость мотоцикла по снегу.
Известны устройства, выполненные в виде закрепляемых на шинах дополнительных грунтозацепов (снегозацепов), стальных шипов, цепей и других приспособлений, повышающих (улучшающих) возможность передвижения мотоцикла по снегу.
Недостатком известных устройств является то, что они не обеспечивают возможность передвижения дорожного мотоцикла по глубокому и рыхлому снегу, а также не обеспечивают возможность преодоления мотоциклом водных преград при движении по зимнему бездорожью или замерзшим водоемам (рекам, озерам) в весенние периоды.
Известно съемное устройство для повышения проходимости дорожного мотоцикла по снегу (Г.С. Липман, Г.М. Тургенев. Снегоходы. М. изд. Знание
, 1967 г., стр.42, рис.47, снежный мотоцикл
Малютка
В.И. Шарабина), состоящее из лыжи, устанавливаемой под передним колесом мотоцикла и дополнительного колеса, устанавливаемого за задним колесом в его плоскости.
Недостатком известных устройств является:
а) незначительное увеличение суммарной площади контакта мотоцикла (лыжи и двух колес) с опорной поверхностью (снегом), что не позволяет обеспечить (создать) удельное давление на опорную поверхность в пределах 5 кПа, необходимое для уверенного передвижения мотоцикла по рыхлому и глубокому снегу,
б) ухудшение маневренности и управляемости при поворотах.
в) невозможность преодоления водных преград (незамерзшие ручьи, полыньи, промоины и др.) при движении мотоцикла по зимнему бездорожью или замерзшим водоемам.
Технический результат, достигаемый полезной моделью, заключается в снижении и доведении удельного давления переоборудованного мотоцикла на опорную поверхность до 5-6 кПа, что обеспечивает мотоциклу возможность передвигаться по любому как угодно глубокому и рыхлому снегу, повышении маневренности, управляемости и боковой устойчивости при эксплуатации за счет установки заднего моста с дифференциалом и двумя пневмоколесами, придании мотоциклу положительной плавучести за счет суммарного объема передней лыжи-поплавка и двух пневмоколес, что позволяет переоборудованному мотоциклу преодолевать водные преграды без ограничения их глубины и обеспечивает безопасность эксплуатации мотоцикла на замерзших водоемах при возникновении экстремальных ситуаций (разрушении льда под мотоциклом, попадании в промоины, полыньи и др.), обеспечении возможности переоборудования мотоцикла (монтажа-демонтажа съемного устройства) за короткое время без внесения каких-либо конструктивных изменений в устройство серийного мотоцикла.
Сущность полезной модели поясняется рисунками, где:
на фиг.1 изображен серийный дорожный мотоцикл;
на фиг.2 изображено съемное устройство, состоящее из передней лижи-поплавка и заднего моста с двумя пневмоколесами;
на фиг.3 изображен серийный дорожный мотоцикл, переоборудованный для движения по снегу.
Съемное опорно-движительное устройство для мотоцикла 1 состоит из лыжи-поплавка 2 с хомутом 3 и заднего моста 4, состоящего из дифференциала 5, двух полуосей 6 с расположенными на них двумя пневмоколесами низкого давления 7, ведомой звездочки 8 и подрамника 9, присоединительные размеры которого соответствуют присоединительным размерам штатного маятника 10 мотоцикла 1. При этом размеры лыжи-поплавка и двух пневмоколес выбираются из условия, чтобы их суммарная площадь контакта с опорной поверхностью обеспечивала бы удельное давление на грунт в пределах 5 кПа, а их суммарный объем обеспечивал бы плавучесть мотоцикла.
Установка съемного опорно-движительного устройства на мотоцикл осуществляется следующим образом. Штатный маятник 10 вместе с задним колесом мотоцикла отсоединяется от рамы мотоцикла 1. На его место к раме с использованием штатного крепежа устанавливается подрамник 9 с опорно-движительным устройством. Лыжа-поплавок 2 устанавливается под переднее колесо мотоцикла и крепится к нему при помощи хомута 3. После данного переоборудования мотоцикл готов к эксплуатации в зимнее время.
Съемное опорно-движительное устройство, снижающее удельное давление мотоцикла на опорную поверхность до 5 кПа, что обеспечивает мотоциклу возможность передвигаться по снегу любой глубины и плотности, а также обеспечивающего мотоциклу положительную плавучесть за счет суммарного объема лыжи-поплавка и пневмоколес, что позволяет мотоциклу преодолевать водные преграды без ограничения их глубины и гарантирует безопасность эксплуатации мотоцикла на замерзших водоемах в случаях возникновения экстремальных ситуаций (разрушения льда под мотоциклом, попадания в промоины, полыньи и др.), переоборудование мотоцикла в зимний вариант и обратно (монтаж-демонтаж устройства) производится в короткое время без каких-либо изменений конструкции штатных узлов и деталей мотоцикла.
Съемное опорно-движительное устройство для повышения проходимости серийного дорожного мотоцикла по снегу и преодоления водных преград, повышения маневренности, управляемости и боковой устойчивости при эксплуатации, выполненное в виде лыжи, устанавливаемой под переднее колесо, и моста с дифференциалом и двумя колесными движителями, устанавливаемого взамен заднего колеса мотоцикла, отличающееся тем, что лыжа выполнена в виде объемного поплавка, обладающего плавучестью, а колесные движители выполнены в виде двух пневмоколес низкого давления, суммарная площадь контакта которых вместе с площадью контакта передней лыжи-поплавка обеспечивает удельное давление переоборудованного мотоцикла на опорную поверхность не более 5 кПа, а суммарный объем пневмоколес и лыжи-поплавка обеспечивает мотоциклу положительную плавучесть.