Многофункциональное сооружение
Многофункциональное сооружение содержит подземный этаж 1 связанный с подземным переходом 2 с лестницей 3, в котором размещены средства освещения. Сооружение содержит надстройку 4 и пристройку 5 с общими несущими конструкциями и с лестницами 6, 17 в выполненные в надстройке помещения 7, 8, 9, 10, в которых размещены средства электроснабжения, теплоснабжения и санитарно-технического оборудования 11 Помещения 7-10 пристройки 5 и надстройки 4 выполнены изолированными перекрытиями 12 от подземного этажа 1, с крышей 13, периметр которой охватывает как минимум периметр подземного этажа 1, и снабжены средствами водоотведения осадков, подключенными водостоками к ливневой канализации. Сооружение снабжено средствами вентиляции и дымоудаления 16, а также автоматической системой контроля и управления средствами вентиляции и теплоснабжения. Сооружение выполнено с каркасом 14, на котором установлены навесные стеновые панели 15. Возможны эквивалентные варианты других конструкций надстройки 4 и пристройки 5. Конструкции пристройки 5 и надстройки 4 оперты на конструкции выхода подземного перехода и/или станции метрополитена. Подземный этаж 1 представляет собой, как правило, выход из подземного перехода 2, выполненного заодно с вестибюлем станции метрополитена (эквивалентно - метро или подземный скоростной трамвай). Средства электроснабжения, связи, теплоснабжения, кондиционирования воздуха, вентиляции, дымоудаления и санитарно-техническое оборудование, по меньшей мере, частично подключены к соответствующим средствам и оборудованию метрополитена. Подземный этаж 1 выполнен с двумя противоположно направленными лестницами 3. Сооружение имеет рекреационную зону и снабжено лифтами и эскалаторами. В помещениях 7-10 общественного назначения могут быть расположены офисы, торговые организации, предприятия общественного питания и т.п. При этом решается проблема расширения функциональных возможностей ограниченного участка городской территории, а также упрощение конструкции сооружения со стандартной гидроизоляцией, не требующего крупномасштабных и достаточно сложных и опасных проходческих и монтажных работ в грунте над станцией метрополитена.
Область техники, к которой относится полезная модель
Заявляемая полезная модель относится к области строительства и может быть использована при строительстве и реконструкции транспортных и транспортно-пересадочных узлов в городах, оснащенных скоростным подземным транспортом (эквивалентно - метро или подземный скоростной трамвай).
Предшествующий уровень техники
Известно здание многофункционального сооружения с автостоянкой, расположенное над железнодорожной станцией (представляющей собой технический этаж), и вдоль нее на колоннах, которые пропущены через платформы железнодорожных перронов и расположены вдоль них таким образом, что перекрытие установленного на колоннах нижнего этажа многофункционального центра выполняет функции навеса над железнодорожными перронами, при этом помещения многофункционального центра (надстройка) соединены с прилегающей к зданию пешеходной зоной надземными пешеходными переходами, расположенными, по меньшей мере, с одной из сторон здания (пристройкой), имеющей наибольшую протяженность, а автостоянка расположена над многофункциональным центром и выполнена в виде плиты перекрытия, опертого на колонны и имеющего по периметру ограждение, причем въезд и съезд на автостоянку выполнен в виде пандусов, расположенных на колоннах с противоположных сторон здания, а в плите перекрытия автостоянки выполнены крытые проемы, оборудованные приспособлениями для перемещения, предпочтительно в виде лестниц или эскалаторов и/или лифтов, на этажи многофункционального центра. Платформы железнодорожных перронов могут быть изолированы от расположенного над ним многофункционального центра, а вход и выход в многофункциональный центр осуществлен через упомянутые надземные переходы (RU 52898).
Недостатками данного здания являются невозможность полного обеспечения систем жизнеобеспечения помещений надстройки с помощью оборудования железнодорожной станции, большие потери тепла в атмосферу, ограниченность диапазона возможных назначений надстройки, ограниченность выбора мест, пригодных для расположения здания, не допускающая его возведения на территориях вблизи жилых домов и снижающая привлекательность данного направления реконструкции развитых городских территорий для инвесторов.
Известно также многофункциональное сооружение, представляющее собой станцию метрополитена, имеющая строительную систему остановочного пункта подземного транспорта с защитными устройствами гражданской обороны, включающая конструкции, устройства и помещения по обслуживанию пассажиров и эксплуатационного персонала станции, станция метрополитена выполнена в едином строительном комплексе из строительной системы остановочного пункта с защитными устройствами гражданской обороны и дополнительной системы сооружений, размещенной в вертикальной грунтовой выработке над остановочным пунктом, строительный комплекс включает единые конструкции внешних несущих стен, размещенные по периметру строительного комплекса, единые конструкции несущих промежуточных опорных элементов, размещенные между конструкциями внешних несущих стен, фундаментный элемент, размещенный на грунтовом основании с опиранием на нижнюю часть конструкции внешних несущих стен, конструкции несущих промежуточных опорных элементов и элемент покрытия, комплекс включает разделительные элементы, элементы узловых связей и усилительные элементы конструкций, опорные элементы внутренних стен, единые конструкции несущих промежуточных опорных элементов и/или единые конструкции внешних несущих стен в их нижней части под фундаментной плитой защемлены грунтовым основанием (RU 126037).
Недостатками данного сооружения является сложность и недостаточная безопасность его конструкции, обусловленная расположением дополнительных помещений надстройки станции непосредственно над платформами действующей станции глубокого заложения, полностью под уровнем наземной окружающей территории, сложность индивидуальной гидроизоляции от грунтовых вод, и необходимостью использования инженерных систем метрополитена, а также узость функциональных возможностей, не предусматривающая полезного использования окружающей территории.
Известно также многофункциональное сооружение торговоразвлекательный центр «ПРИНЦ ПЛАЗА» расположен у станции метро Теплый стан. Вход в комплекс - непосредственно из вестибюля метрополитена. Особенность объекта в том, что он задуман и создан в соответствии с новейшими мировыми тенденциями проектирования универсальных мегакомплексов. Под одной крышей, на его 8 этажах, наряду с огромными торговыми экспозициями общей площадью более 120000 кв.м. с широчайшим ассортиментом товаров - от продуктов питания до одежды, обуви, товаров для дома, мебели, находятся объекты для отдыха посетителей: многозальный кинотеатр, кафе, рестораны, предприятия быстрого питания и бытовых услуг. Это многофункциональное сооружение содержит подземный этаж связанный с, по меньшей мере, одной лестницей для выхода на наземную поверхность, а также надстройку с несущими конструкциями и с лестницами для входа с подземного и с наземного уровня, соответственно, в выполненные в надстройке помещения общественного назначения, причем помещения надстройки выполнены с перекрытиями от подземного этажа и с крышей, периметр которой охватывает наружный периметр лестницы подземного этажа (сайт http://www.princeplaza.ru, прототип).
Недостатками данного сооружения также является сложность и недостаточная безопасность его конструкции, обусловленная расположением дополнительных помещений надстройки станции непосредственно над платформами действующей станции метро, сложностью гидроизоляции от грунтовых вод, а также узость функциональных возможностей, не предусматривающая полезного использования окружающей территории.
Раскрытие сущности полезной модели
Технической задачей полезной модели является создание эффективного многофункционального сооружения, а также расширение арсенала многофункциональных зданий, в частности, на основе подземных переходов через транспортные магистрали и/или сопряженных с ними выходов из станций метрополитена (эквивалентно - метро или подземного скоростного трамвая).
Технический результат, направленный на решение поставленной задачи, состоит в том, что сокращаются встречные потоки пассажиров и покупателей или пользователей помещениями надстройки и пристройки, обеспечены увеличение безопасности в экстренных ситуациях, расширение функциональных возможностей ограниченного участка городской территории, а также упрощение конструкции сооружения со стандартной гидроизоляцией, не требующего крупномасштабных и достаточно сложных и опасных проходческих и монтажных работ в грунте над станцией метрополитена глубокого или мелкого заложения и/или подземным переходом, с одновременным введением в хозяйственный оборот дополнительных площадей непосредственно в зоне действующего выхода пассажиров, сокращение потерь энергии на обогрев выходов из метро и отвод осадков, повышена привлекательность данного направления реконструкции или нового строительства для инвесторов
Сущность полезной модели заключается в том, что многофункциональное здание содержит подземный этаж связанный с подземным переходом через транспортные магистрали с, по меньшей мере, одной лестницей для выхода на наземную поверхность, в котором размещены средства освещения, а также надстройку и пристройку с общими несущими конструкциями и с лестницами для входа с подземного и с наземного уровня, соответственно, в выполненные в надстройке помещения общественного назначения, в которых размещены средства электроснабжения, теплоснабжения и санитарно-технического оборудования, причем помещения пристройки и надстройки выполнены с перекрытиями от подземного этажа и с крышей, периметр которой охватывает наружный периметр лестницы подземного этажа.
Предпочтительно, сооружение снабжено средствами вентиляции и дымоудаления, средствами водоотведения осадков, с возможностью подсоединения к ливневой канализации на территории, а также автоматической системой контроля и управления средствами инженерного обеспечения и коммуникаций.
Предпочтительно, сооружение выполнено с каркасом, на котором установлены навесные стеновые панели, образующие единый объемно-пространственный комплекс как элемент фона архитектурной композиции окружающей территории.
Предпочтительно, конструкции пристройки и надстройки оперты на конструкции выхода подземного перехода и/или станции метрополитена, при этом подземный этаж выполнен в едином строительном комплексе из строительной системы подземного этажа и пристройки с надстройкой.
Предпочтительно, подземный этаж представляет собой выход из подземного перехода, выполненного заодно с вестибюлем станции метрополитена подземным транспортом.
Предпочтительно, средства электроснабжения, связи, теплоснабжения, вентиляции, дымоудаления и санитарно-техническое оборудование, по меньшей мере, частично подключены к соответствующим средствам и оборудованию метрополитена.
В частных случаях реализации подземный этаж выполнен с, по меньшей мере, двумя лестницами, а также сооружение имеет рекреационную зону и снабжено лифтами и эскалаторами.
Перечень фигур чертежей
На чертеже фиг.1 изображен вид подземного этажа на отметке минус 4,2 м ниже уровня территории на фиг.2 - схема сооружения на уровне территории на отметке 0,0 м, на фиг.3 - разрез фиг.1 по этажу надстройки, соответствующему отметке 3,7 м над уровнем территории, на фиг.4 - продольный разрез сооружения, на фиг.5 - поперечный разрез сооружения.
Многофункциональное сооружение содержит подземный этаж 1 связанный с подземным переходом 2 через транспортные магистрали с, по меньшей мере, одной лестницей 3 (на фиг. Имеется три лестницы 3) для выхода на наземную поверхность, в котором размещены средства освещения (не изображены). Кроме того, сооружение содержит надстройку 4 и пристройку 5 с общими несущими конструкциями (не изображены) конструкциями, с лестницей 17 для входа с подземного уровня, т.е. непосредственно из подземного перехода в выполненные в надстройке помещения 7, 8, 9, 10 общественного назначения, или непосредственно со станции метро или со станции подземного скоростного трамвая (например, в Волгограде), и с лестницей 6 для входа с наземного уровня в выполненные в надстройке помещения 7, 8, 9, 10 общественного назначения, в которых размещены средства электроснабжения, теплоснабжения и санитарно-технического оборудования 11 Помещения 7-10 пристройки 5 и надстройки 4 выполнены изолированными перекрытиями 12 от подземного этажа 1, с крышей 13, периметр которой охватывает как минимум наружный периметр лестниц 3 подземного этажа 1, и снабжены средствами водоотведения осадков, подключенными водостоками (не изображены) к ливневой канализации на территории.
Сооружение снабжено средствами вентиляции и дымоудаления (не изображены), а также автоматической системой контроля и управления средствами инженерного обеспечения и коммуникаций, в том числе, средствами вентиляции и теплоснабжения (не изображены), которые могут быть выполнены, по меньшей мере, частично или полностью заодно с соответствующими средствами станции метро или со станции подземного скоростного трамвая.
Сооружение выполнено с каркасом 14, на котором установлены навесные стеновые панели 15, образующие единый объемно-пространственный комплекс как элемент фона архитектурной композиции окружающей территории. Возможны эквивалентные варианты других конструкций надстройки 4 и пристройки 5 (несущие стены, монолитный каркас и пр.).
Конструкции пристройки 5 и надстройки 4 оперты на конструкции выхода подземного перехода и/или станции метрополитена, при этом подземный этаж 1 выполнен в едином строительном комплексе из строительной системы подземного этажа 1 и пристройки 5 с надстройкой 4.
Подземный этаж 1 представляет собой, как правило, выход из подземного перехода 2, частично или полностью совмещенного или выполненного заодно с вестибюлем станции метрополитена.
Средства электроснабжения, связи, теплоснабжения, кондиционирования воздуха, вентиляции, дымоудаления и санитарно-техническое оборудование, по меньшей мере, частично подключены к соответствующим средствам и оборудованию метрополитена.
Подземный этаж 1 выполнен с двумя противоположно направленными лестницами 3 и с лестницей 17, как правило, в средней части между лестницами 3 и/или 6.
Сооружение имеет рекреационную зону и снабжено лифтами и эскалаторами (не изображены). В помещениях 7-10 общественного назначения могут быть расположены офисы, торговые организации, предприятия общественного питания и т.п.
Многофункциональное сооружение эксплуатируется следующим образом.
Пассажиры, пребывающие на станцию метро или просто преходящие транспортные магистрали, с подземного этажа 1 по лестницам 3 поднимаются из перехода 2 на территорию. Они имеют возможность, не выходя на открытое пространство и не теряя времени по внутренней лестнице 17 или наружной лестнице 6 (или на лифте, в случае его наличия) попадать в помещения 7-10 и использовать офисы, торговые организации, предприятия общественного питания и их оборудование по их прямому назначению. В случае плохой погоды пассажиры могут совершать множество действий, не выходя на территорию под дождем, при жаре и других нежелательных погодных воздействиях. При этом они эффективно защищены от аварийных ситуаций благодаря наличию систем теплоснабжения, вентиляции, дымоудаления, так как в пристройке 5 и надстройке 4 могут быть рационально размещены соответствующие агрегаты, выбросы которых будут поступать в атмосферу выше уровня территории, по которой перемещается поток пассажиров.
Одновременно лестницы 3, 17 и подземный этаж 1 без дополнительных затрат защищены от нежелательных климатических воздействий, так как они расположены под крышей 13. При необходимости, в частности, при угрозе аварийной, чрезвычайной ситуации, посетители могут покинуть помещения надстройки 4 по лестнице 17 и уехать с минимальными потерями времени.
В результате использования данного технического решения в стесненных городских условиях, появляется возможность использовать пространство над входами в подземные переходы и небольшой участок земли между переходами, который не используется даже как тротуар, т.к. движение людского потока происходит параллельно проезжей части, вдоль лестниц 3 переходов или вообще вне наземной поверхности по лестнице 17.
Входы в подземные переходы 2 могут быть «открытыми» и могут быть «закрытыми» - в виде стеклянных вестибюлей, и те и другие можно надстраивать, устанавливая металлический несущий каркас с навесными панелями 15. Возможны варианты других конструкций надстройки (несущие стены, монолитный каркас и пр.).
Коммуникации выводятся из помещений подземных переходов 2 и/или станции метро, или скоростного трамвая (холодная, горячая вода, отопление, канализация, электрика). При недостатке мощностей используемых коммуникаций метро необходимо подключение дополнительных коммуникаций города.
Многофункциональное здание над входами в метро располагается на территориях вблизи жилых домов и является привлекательным в данном направлении реконструкции развитых городских территорий для инвесторов. В случае техногенной или террористической опасности наличие лестниц 6 и 17 делает более быстрым и безопасным вывод людей из опасных зон, улучшает условия для очистки воздуха, подвода воды, при необходимости, работы медицинских служб, МЧС и др. экстренных служб.
Таким образом, создано эффективное многофункциональное сооружение, а также расширен арсенал многофункциональных сооружений.
При этом одновременно сокращаются встречные потоки пассажиров и покупателей или пользователей помещениями надстройки и пристройки, решаются проблемы безопасности, расширения функциональных возможностей ограниченного участка городской территории, а также упрощение конструкции сооружения со стандартной гидроизоляцией, не требующего крупномасштабных и достаточно сложных и опасных проходческих и монтажных работ в грунте над станцией метрополитена глубокого или мелкого заложения и/или подземным переходом, с одновременным введением в хозяйственный оборот дополнительных площадей непосредственно в зоне действующего выхода пассажиров, сокращение потерь энергии на обогрев выходов из метро и отвод осадков, повышена привлекательность данного направления реконструкции или нового строительства для инвесторов
1. Многофункциональное сооружение, содержащее подземный этаж связанный с подземным переходом через транспортные магистрали с, по меньшей мере, одной лестницей для выхода на наземную поверхность, в котором размещены средства освещения, а также надстройку и пристройку с общими несущими конструкциями и с лестницами для входа с подземного и с наземного уровня, соответственно, в выполненные в надстройке помещения общественного назначения, в которых размещены средства электроснабжения, теплоснабжения и санитарно-технического оборудования, причем помещения пристройки и надстройки выполнены с перекрытиями от подземного этажа и с крышей, периметр которой охватывает наружный периметр лестницы подземного этажа.
2. Сооружение по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено средствами вентиляции и дымоудаления, а также средствами водоотведения осадков, с возможностью подсоединения к ливневой канализации на территории.
3. Сооружение по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что оно снабжено автоматической системой контроля и управления средствами инженерного обеспечения и коммуникаций.
4. Сооружение по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что оно выполнено с каркасом, на котором установлены навесные стеновые панели, образующие единый объемно-пространственный комплекс как элемент фона архитектурной композиции окружающей территории.
5. Сооружение по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что конструкции пристройки и надстройки оперты на конструкции выхода подземного перехода и/или станции метрополитена, при этом подземный этаж выполнен в едином строительном комплексе из строительной системы подземного этажа и пристройки с надстройкой.
6. Сооружение по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что подземный этаж представляет собой выход из подземного перехода, выполненного заодно с вестибюлем станции метрополитена.
7. Сооружение по п.5, отличающееся тем, что средства электроснабжения, связи, теплоснабжения, вентиляции, дымоудаления и санитарно-техническое оборудование, по меньшей мере, частично подключены к соответствующим средствам и оборудованию метрополитена.
8. Сооружение по любому из пп.1 и 2 отличающееся тем, что подземный этаж выполнен с, по меньшей мере, двумя лестницами.
9. Сооружение по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что сооружение имеет рекреационную зону и снабжено лифтами и эскалаторами.