Ведущий шкив вариатора
Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована для регулировки скорости вращения ведомого вала, а именно, в мототранспортных средствах, типа снегоход. Техническим результатом заявляемой полезной модели является улучшение эксплутационных характеристик. Технический результат достигается тем, что в ведущем шкиве вариатора, содержащем вал, на котором установлены два полушкива, один из которых подвижен в осевом направлении, упор, снабженный четырьмя парами выступов, расположенных X-образно и в каждой паре выступов установлен ролик, а в подвижном полушкиве шарнирно закреплены четыре центробежных грузика, контактирующих с роликами, при этом в подвижном полушкиве выполнены проточки, в которых размещены дополнительные выступы упора, снабженные антифрикционными вкладышами, а между ними и дополнительным выступом расположены демпфирующие кольца и пружина сжатия, установленная между одним из вкладышей и выступом упора, вал снабжен резьбовым и цилиндрическим посадочным отверстиями.
Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована для регулировки скорости вращения ведомого вала, а именно, в мототранспортных средствах, типа снегоход.
Известен автоматический клиноременный вариатор, содержащий ведущий и ведомые валы, установленные на них ведущий и ведомый шкивы, состоящие из неподвижных и подвижных в осевом направлении полушкивов, выполненных в виде конических дисков, клиновой ремень, охватывающий шкивы, и центробежный регулятор шарикового или роликового типа, установленный на ведущем шкиве (см. МПК F16H 9/16 описание полезной модели к свидетельству 6420 Российской Федерации, опубл. 16.04.1998 г.)
Недостатком известно вариатора являются невысокие эксплуатационные характеристики, обусловленные низким КПД из-за изменения осевой силы поджатая дисков шкива.
Наиболее близкой к заявляемой полезной модели является ведущий шкив клиноременной передачи, содержащий вал, на котором расположены два полушкива, один из которых подвижен в осевом направлении, упор, в котором выполнены четыре пары выступов, расположенных X-образно, в каждой паре между выступами установлен ролик, а в подвижном полушкиве шарнирно закреплены четыре центробежных грузика, контактирующих с роликами, при этом подвижный полушкив снабжен антифрикционными вкладышами и в его двух противолежащих секторах выполнены проточки цилиндрической формы с осью, параллельной оси шкива, в которых размещены дополнительные выступы упора, в которых установлены антифрикционные вкладыши, а между ними и дополнительным выступом расположены демпфирующие кольца и пружина сжатия, установленная между одним из вкладышей и выступом упора (см. МПК F16H 9/16 описание полезной модели к патенту 121331 Российской Федерации, опубл. 20.10.2012 г.) - ближайший аналог.
Недостатком известной полезной модели являются невысокие эксплуатационные характеристики, обусловленные:
- конусной посадкой шкива на валу мототранспортного средства, что не исключает его проскальзывние при эксплуатации;
- жесткой необходимостью технологических требований к чистоте и точности обработки сопрягаемых конических поверхностей, что влияет на ремонтоспособность шкива при эксплуатации;
Техническим результатом заявляемой полезной модели является улучшение эксплутационных характеристик.
Сущность технического решения заключается в том, что в ведущем шкиве вариатора, содержащем вал, на котором установлены два полушкива, один из которых подвижен в осевом направлении, упор, снабженный четырьмя парами выступов, расположенных X-образно и в каждой паре выступов установлен ролик, а в подвижном полушкиве шарнирно закреплены четыре центробежных грузика, контактирующих с роликами, при этом в подвижном полушкиве выполнены проточки, в которых размещены дополнительные выступы упора, снабженные антифрикционными вкладышами, а между ними и дополнительным выступом расположены демпфирующие кольца и пружина сжатия, установленная между одним из вкладышей и выступом упора, вал снабжен резьбовым и цилиндрическим посадочными отверстиями.
Снабжение вала ведущего шкива резьбовым и цилиндрическим посадочными отверстиями обеспечивает точное центрирование вала и надежное его закрепления на валу мототранспортного средства, что улучшает его эксплуатационные характеристики, в том числе тразборку и сборку при его замене или ремонте.
Предлагаемая полезная модель поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен ведущий шкив вариатора, вид сверху; на фиг. 2 - разрез А - А фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б фиг. 1.
Ведущий шкив вариатора содержит вал 1, снабженный резьбовым отверстием 2 и цилиндрическим посадочным отверстием 3 (см. фиг. 2) на котором установлены подвижный в осевом направлении полушкив 4, неподвижный полушкив 5, упор 6. В упоре 6 выполнены четыре пары выступов 7, в каждой паре которых установлены ролики 8, а в подвижном полу шкиве 4 шарнирно закреплены четыре центробежных грузика 9, снабженные сквозными отверстиями 10, контактирующих с роликами 8 радиальной поверхностью 11. Пары выступов 7 упора 6 расположены X-образно (см. фиг. 1), при этом в подвижном полушкиве 4 выполнены проточки 12, а на упоре 6 - дополнительные выступы 13, расположенные в проточках 12 и снабженные антифрикционными вкладышами 14 (см. фиг. 3). Между одним из фрикционных вкладышей 14 и выступом 13 установлена пружина сжатия 15, и демпфирующие кольца 16. Для прижима крышки 17 к упору 6 между ними установлена пружина 18.
Ведущий шкив вариатора работает следующим образом. Вращение, от сцентрированного посредством цилиндрического посадочного отверстия 3 и закрепленного посредством резьбового отверстия 2, вала 1 передается ведущему шкиву вариатора. При увеличении частоты вращения вала 1 действие центробежных сил приводит к перемещению центробежных грузиков 9, которые в соответствии с их массой, заданной сквозными отверстиями 10 заставляет подвижный полушкив 4 перемещаться по валу 1 в направлении неподвижному полу шкиву 5, при этом центробежные грузики 9 контактируют с роликами 8 в радиальном направлении. При увеличении числа оборотов, например, свыше 3500 об/мин, центробежные грузики 9 с отверстиями 10 исключают смещение подвижного полушкива 4 относительно неподвижного полушкива 5 и заданный крутящий момент передается с подвижного полушкива 4 на вал 1.
В отличие от известных ведущих шкивов заявляемый ведущий шкив вариатора обладает улучшенными тягово-динамическими характеристиками в диапазоне скоростей от 2000 об/мин. до 4500 об/мин. и позволяет снизить расход топлива в диапазоне скоростей движения мототранспортного средства 10-40 км/час.
Ведущий шкив вариатора, содержащий вал, на котором установлены два полушкива, один из которых подвижен в осевом направлении, упор, снабженный четырьмя парами выступов, расположенных Х-образно и в каждой паре выступов установлен ролик, а в подвижном полушкиве шарнирно закреплены четыре центробежных грузика, контактирующих с роликами, при этом в подвижном полушкиве выполнены проточки, в которых размещены дополнительные выступы упора, снабженные антифрикционными вкладышами, а между ними и дополнительным выступом расположены демпфирующие кольца и пружина сжатия, установленная между одним из вкладышей и выступом упора, отличающийся тем, что вал снабжен резьбовым и цилиндрическим посадочными отверстиями.