Устройство предупреждения нарушений скоростного режима транспортными средствами на опасных участках дорожного движения

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для предупреждения водителей транспортного средства (ТС) о необходимости соблюдения скоростного режима на опасном участке скоростной магистрали в условиях ограниченной видимости. Техническим результатом изобретения является снижение вероятности дорожно-транспортных происшествий и травматизма на автотранспорте, особенно в условиях ограниченной видимости и низком коэффициенте сцепления колеса автомобиля с покрытием за счет устранения указанных недостатков. Указанный технический результат достигается тем, что устройство предупреждения нарушений скоростного режима транспортными средствами на опасных участках дорожного движения состоит из последовательно соединенных измерителя скорости движения транспортного средства, схемы сравнения, блока управления и блока имитации фотовспышки, а также последовательно соединенных блока определения количества ТС, превысивших допустимую скорость движения, и устройства приема и передачи данных, выход которого соединен со вторым входом блока управления, при этом вход блока определения количества ТС, превысивших допустимую скорость движения, объединен с первым входом блока управления и соединен с выходом схемы сравнения, второй вход которого соединен со вторым выходом блока управления.

Полезная модель относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для предупреждения водителей транспортного средства (ТС) о необходимости соблюдения скоростного режима на опасном участке скоростной магистрали в условиях ограниченной видимости.

Ограничение скорости движения, действующее в нашей стране, в целом отвечает состоянию дорожной сети. Однако на опасных участках дорог возникает необходимость введения дополнительного местного ограничения. Прежде всего - это участки дорог, проходящие через населенные пункты, расположенные на кривых в плане малого радиуса, а также участки с недостаточной видимостью, узкой проезжей частью и низким коэффициентом сцепления колеса автомобиля с покрытием. Проведение мероприятий по ликвидации опасных участков дорог в короткие сроки связано с определенными трудностями, поэтому обоснованное местное ограничение скорости является одним из эффективных средств регулирования дорожного движения.

Известен знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости», запрещающий движение со скоростью (км/ч), превышающей указанную на знаке 3.24 скорость, а также известны предупреждающие знаки, которые информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке (см., например, http://www.gazu.ru/znaki/3/3.24/).

Недостатком этих знаков является то, что в условиях плохой видимости на опасных участках дорог водители могут не увидеть эти знаки. Зачастую многие водители игнорируют их, особенно при отсутствии автоинспекторов. Однако на каждый опасный участок дороги автоинспектора не поставишь. Поэтому вероятность дорожно-транспортных происшествий и травматизма на автотранспорте в условиях ограниченной видимости и низком коэффициенте сцепления колеса автомобиля с покрытием остается высокой.

Кроме того, допустимая скорость движения зависит от условий видимости. Так, например, при видимости встречного автомобиля менее 100 м допустимая скорость движения должно быть не более 40 км/ч, при видимости (100-120) м - не более 50 км/ч (см, например, http://www.gosthelp.ru/text/Metodicheskierekomendacii168.html). Стационарно установленный дорожный знак 3.24 невозможно поменять при смене условий плохой видимости, что также не обеспечивает эффективное обеспечение безопасности движения.

Близких аналогов предлагаемой полезной модели не выявлено.

Техническим результатом изобретения является снижение вероятности дорожно-транспортных происшествий и травматизма на автотранспорте, особенно в условиях ограниченной видимости и низком коэффициенте сцепления колеса автомобиля с покрытием за счет устранения указанных недостатков.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство предупреждения нарушений скоростного режима транспортными средствами на опасных участках дорожного движения состоит из последовательно соединенных измерителя скорости движения транспортного средства, схемы сравнения, блока управления и блока имитации фотовспышки, а также последовательно соединенных блока определения количества ТС, превысивших допустимую скорость движения, и устройства приема и передачи данных, выход которого соединен со вторым входом блока управления, при этом вход блока определения количества ТС, превысивших допустимую скорость движения, объединен с первым входом блока управления и соединен с выходом схемы сравнения, второй вход которого соединен со вторым выходом блока управления.

Функциональная схема устройства предупреждения нарушений скоростного режима транспортными средствами на опасных участках дорожного движения приведена на фигуре, где обозначено: 1 - измеритель скорости движения ТС, 2 - схема сравнения, 3 - блок управления, 4 - блок имитации фотовспышки, 5 - блок определения количества ТС, превысивших допустимую скорость движения, и 6 - блок приема и передачи данных. Устройство содержит последовательно соединенные датчик скорости 1, схему сравнения 2, блок управления 3 и блок имитации фотовспышки 4, а также последовательно соединенные блок определения количества ТС, превысивших допустимую скорость движения 5, и блок приема и передачи данных 6, выход которого соединен со вторым входом схемы сравнения 2, при этом вход счетчика объединен с входом блока управления 3 и соединен с выходом схемы сравнения 2.

Измеритель скорости движения ТС 1 предназначен для измерения скорости движения ТС и информирования водителей, пользующихся радар-детекторами, о необходимости снижения скорости на данном участке дороги.

В качестве такого измерителя может быть использован, например, промышленно выпускаемый измеритель скорости движения ТС типа «Искра-1» ДА (см., например, http://driver29.narod.ru/iskra-1.html).

Схема сравнения 2 предназначена для сравнения измеренной скорости ТС измерителем 1 с допустимой скоростью движения на данном участке дороги и выдачи сигнала в блок управления 3 и блок определения количества ТС 5 при условии превышения измеренной скорости. Схема сравнения 2 может быть выполнена, например, на базе компаратора (см., например, http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Блок управления 3 может быть выполнен на микроконтроллере с программным обеспечением, который осуществляет:

автоматическое включение устройства по команде из центрального пункта контроля нарушения ПДД;

управление блоком имитации фотовспышки 4;

автоматическую установку значения допустимой скорости движения в зависимости от условий видимости в схеме сравнения 2.

Блок имитации фотовспышки 4 предназначен для имитации процесса автоматической фотофиксации нарушений ПДД по сигналу блока управления 3. Он может быть реализован, например, по схеме электронной фотовспышки (см., например, патент SU 847252, МПК G03B 15/05).

Назначение блока определения количества ТС, превысивших допустимую скорость движения 5 ясно из названия. Он может быть реализован с использованием логических элементов, известных из радиотехники.

Блок приема и передачи данных 6 предназначен для обмена информацией, например, центральным пунктом контроля нарушения ПДД. Это могут быть: данные о количестве ТС, превысивших скоростной режим за определенное время, команда на автоматическое включение устройства, значение допустимой скорости движения и т.д. При получении нового значения допустимой скорости движения осуществляется автоматическая его установка в схеме сравнения 2. Блок приема и передачи данных 6 может быть реализован, например, с использованием GSM модема (см., например, http://megaobzor.com/GSM-modem---chto-yeto-takoe-.html).

Устройство предупреждения нарушений скоростного режима транспортными средствами на опасных участках дорожного движения работает следующим образом. Устройство размещается на рубеже опасного участка скоростной магистрали, например, проходящего через населенные пункты, расположенные на кривых в плане малого радиуса, с недостаточной видимостью и низким коэффициентом сцепления колеса автомобиля с покрытием.

Измеритель скорости движения ТС 1 работы излучает радиосигнал в сторону движущихся ТС, который отражается от автомобилей. Отраженный сигнал принимается измерителем 1 и по изменению частоты принятого сигнала относительно частоты излученного сигнала определяется скорость ТС.

Излучаемый сигнал обнаруживается специальным устройством - радар-детектором, которым пользуются многие водители (см., например, http://www.stopgazeta.ru/technique/videofiksatsiya/izmerenie_skorosti_radary_ili_video/). При обнаружении сигнала измерителя скорости ТС 1 радар-детектором водители получают информацию о том, что данный участок дороги «контролируется» радаром, например, автоматизированным стационарным комплексом фото фиксации нарушений правил дорожного движения «КРИС» С (см., например, http://petrosk.ru/catalogpsk/gibdd/kompleksy_videofikcacii_stacionarnie/kris_s/) и снижают скорость движения.

Водители ТС, на которых отсутствуют радар-детекторы, не будут информированы о необходимости снижения скорости. При превышении им допустимой скорости на выходе схемы сравнения 2 формируется сигнал, в соответствии с которым блок управления 3 выдает команду в блок имитации фотовспышки 4, который имитирует вспышку в момент фотофиксации. Наличие вспышки является предупреждением водителям о том, что данный участок дороги «контролируется» радаром с фотофиксацией.

Таким образом, наличие вспышки момента «фотофиксации» позволяет предупредить водителей о необходимости соблюдения скоростного режима. Кроме того дополнительное предупреждение получают водители, имеющие радар-детекторы. Этим достигается технический результат полезной модели.

Кроме того, в блоке 5 определяется количество ТС, превысивших допустимую скорость за заданный интервал времени. Это информация блоком приема и передачи данных 6 по запросу или в заданное время передается в центральный пункт контроля нарушения ПДД. Эта информация в дальнейшем может быть использована с целью принятия дополнительных мер, обеспечивающих повышение эффективности управления дорожным движением на данном участке дороги.

При резком изменении дорожной ситуации (гололед, снегопад, резкое изменение видимости и.т.д.) на основе анализа ситуации может быть определено значение допустимой скорости движения ТС на данном участке дороги в данный момент, например, по методике, приведенной в http://www.gosthelp.ru/text/Metodicheskierekomendacii168.html). Эта информация центрального пункта контроля нарушения ПДД передается в устройство и принимается блоком приема и передачи данных 6 и далее в блок управления 3, который осуществляет автоматическую установку нового значения допустимой скорости движения ТС в блоке сравнения 2.

Устройство предупреждения нарушений скоростного режима транспортными средствами на опасных участках дорожного движения, состоящее из последовательно соединенных измерителя скорости движения транспортного средства, схемы сравнения, блока управления и блока имитации фотовспышки, а также последовательно соединенных блока определения количества ТС, превысивших допустимую скорость движения, и устройства приема и передачи данных, выход которого соединен со вторым входом блока управления, при этом вход блока определения количества ТС, превысивших допустимую скорость движения, объединен с первым входом блока управления и соединен с выходом схемы сравнения, второй вход которого соединен со вторым выходом блока управления.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:
Наверх