Установка для обеззараживания воздуха ультрафиолетовым излучением в вагонах электропоездов

Авторы патента:


 

Установка предназначена для обеззараживания рециркуляционного воздуха, поступающего в установки вентиляции и кондиционирования (УКВ) пассажирских вагонов электропоездов. Корпус 1 установки выполнен с Т-образным поперечным сечением, образованным горизонтальными 2 и вертикальным выступами 4. На боковых сторонах горизонтальных выступов расположены входные окна 3, а в верхней части вертикального выступа - выходное окно 5. Внутри корпуса посредством виброгасящих элементов 8 закреплена одна или несколько УФ ламп 7. Для предотвращения выхода УФ излучения за пределы установки, на окнах установлены защитные решетки 6, образованные профильными элементами, на поверхность которых нанесено фотокаталитическое покрытие на основе диоксида титана. Повышение компактности и упрощение размещения установки в системе вентиляции и кондиционирования вагона, а также расширение области применения установки на вагоны электропоездов, достигается за счет выполнения корпуса с Т-образным поперечным сечением. Расположение УФ ламп в корпусе установки одна над другой таким образом, что изгиб колбы одной лампы находится напротив цокольной части другой лампы, позволяет использовать УФ излучение для облучения потока воздуха наиболее оптимально и эффективно. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к устройствам для обеззараживания воздуха бактерицидным ультрафиолетовым (УФ) излучением и может быть использована в для обеззараживания рециркуляционного воздуха, поступающего в установки вентиляции и кондиционирования (УКВ) пассажирских вагонов электропоездов.

Основными требованиями, которые предъявляются к оборудованию УФ обеззараживания воздуха в пассажирских вагонах, являются обеспечение эффективного обеззараживание воздуха до требуемых санитарных норм, компактность, а также удобство эксплуатации и технического обслуживания. Кроме того, конструкция установки должна предотвращать выход УФ излучения в пассажирский салон и предохранять конструктивные элементы вагона от разрушающего воздействия УФ излучения.

Известна установка для обеззараживания воздуха ультрафиолетовым (УФ) излучением, предназначенная для встраивания в системы вентиляции и кондиционирования пассажирских вагонов железнодорожного транспорта, включающая корпус, в котором имеются входное окно для потока воздуха, и выходное окно, образующие модуль УФ обеззараживания. Внутри корпуса закреплена по крайней мере, одна бактерицидная ультрафиолетовая лампа. УФ лампа закреплена посредством виброгасящих элементов, в качестве которых использованы кронштейны, одна из плоскостей которых изогнута в виде пропеллера, и герметично уплотненный сильфон. В сильфоне размещены пружинный выталкиватель лампы и датчик аварийного отключения лампы. Входное окно закрыто защитной решеткой, образованной профильными элементами с нанесенным на их поверхность фотокаталитическим покрытием на основе диоксида титана. На корпусе установки выполнены ребра жесткости, а снизу имеется люк для доступа к УФ лампам.

Указанная конструкция встраивается в рециркуляционный канал системы вентиляции и кондиционирования воздуха пассажирского вагона организованной таким образом, что поток инфицированного воздуха поступает из салона через входное окно, обеззараживается и вентилятором кондиционера подается в купе вагона. Известная установка, принятая за прототип полезной модели, обеспечивает требуемую эпидемиологическую безопасность рециркуляционного воздуха вагона и отвечает необходимым требованиям технической безопасности (Патент РФ на полезную модель 78074, A61L 2/10, B61D 27/00, 2008 г.). Однако недостатком прототипа является ограничение области его применения определенными типами вагонов. Так, например, для вагонов электропоездов постоянного тока, имеющих специфическую конфигурацию УКВ, известная установка не обеспечит обеззараживание всего потока рециркуляционного воздуха.

Техническая задача, на решение которой направлена предлагаемая полезная модель, заключается в создании компактной, установки для УФ обеззараживания рециркуляционного воздуха вагонов электропоездов, конструкция которой учитывает особенности конфигурации воздуховода электропоезда, обеспечивает эпидемиологическую безопасность пассажиров в пути следования за счет эффективного УФ обеззараживания рециркуляционного воздуха, а также должна быть ремонтопригодной, обеспечивать удобство осмотра, технического обслуживания, монтажа и демонтажа в воздуховод.

Технический результат, достигаемый при реализации полезной модели, заключается в расширении области применения установки на вагоны электропоездов и расширении арсенала технических средств, предназначенных для УФ обеззараживания воздуха пассажирских железнодорожных вагонов, а также в повышении компактности, упрощении ее размещения и обслуживания.

Указанный технический результат достигается тем, что, установка для обеззараживания воздуха УФ излучением в вагонах электропоездов, включающая снабженный люком и имеющим ребра жесткости корпус с входным и выходным окнами для потока воздуха, внутри которого установлена, по крайней мере, одна, УФ лампа, закрепленная посредством виброгасящих элементов; защитную решетку, образованную профильными элементами, на поверхность которых нанесено фотокаталитическое покрытие на основе диоксида титана, установленную на входном окне, согласно полезной модели, корпус установки выполнен с Т-образным поперечным сечением и имеет дополнительное входное окно с установленной на нем защитной решеткой, причем входные окна расположены на боковых сторонах горизонтальных выступов, а выходное окно с установленной на нем защитной решеткой расположено в верхней части вертикального выступа.

Для улучшения однородности распределения УФ излучения по объему камеры обеззараживания, лампы размещают одна над другой таким образом, что изгиб колбы одной лампы находится напротив цокольной части другой лампы. Такое расположение ламп позволяет использовать УФ излучение для облучения потока воздуха наиболее оптимально и эффективно.

Выполнение корпуса Т-образной формы позволяет компактно вписать установку в систему вентиляции и кондиционирования вагона, что особенно актуально в условиях ограниченного пространства. Двухсторонний забор воздуха через два боковых входных окна улучшает распределение потока и его более равномерное облучение в камере обеззараживания.

Полезная модель поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлена установка для УФ обеззараживания воздуха в вагонах электропоездов в разрезе, на фиг. 2 - камера обеззараживания (вид снизу в разрезе).

Установка включает в себя корпус 1, имеющий поперечное Т-образное сечение, образованное боковыми горизонтальными выступами 2, в которых выполнены входные окна 3 и вертикальным выступом 4, в верхней части которого находится выходное окно 5. Входные и выходное окна 3, 5 закрыты защитными профильными решетками 6. Внутри корпуса установлены бактерицидные УФ лампы 7, закрепленные на виброгасящих элементах 8. На корпусе выполнены ребра жесткости 9, а снизу имеется люк 10. Принцип работы установки для обеззараживания воздуха ультрафиолетовым излучением в вагонах электропоездов заключается в следующем:

Система вентиляции и кондиционирования воздуха пассажирского вагона электропоезда образована кондиционером, расположенным на крыше вагона, а также приточными и рециркуляционными каналами, проходящими вдоль подкрышевого пространства вагона и отгороженными от салона перфорированным потолком. Забор инфицированного воздуха из салона осуществляется через боковые рециркуляционные каналы. Далее рециркуляционный воздух поступает в кондиционер, где смешивается с наружным свежим воздухом. После прохождения потока воздуха через кондиционер, воздух через перфорированный потолок поступает обратно в салон.

Установки для УФ обеззараживания воздуха встраиваются в рециркуляционные каналы в местах забора воздуха. Инфицированный пассажирами воздух проходит через решетки с фотокаталитическим покрытием, усиливающим эффект обеззараживания, и попадает в камеру обеззараживания, где подвергается воздействию бактерицидного УФ излучения.

Обеззараживание воздуха в УОВ происходит за счет воздействия на микроорганизмы бактерицидного УФ излучения с длиной волны 253,7 нм. Инактивация микроорганизмов происходит за счет сообщения им достаточной дозы УФ излучения. Для увеличения бактерицидной эффективности жалюзи защитных решеток покрыты фотоактивным слоем на основе диоксида титана. Обеззараженный воздух через кондиционер вагона подается обратно в пассажирский салон. Пример реализации полезной модели.

Установку УФ обеззараживания рециркуляционного воздуха устанавливают в каждый из боковых рециркуляционных каналов системы вентиляции и кондиционирования электропоезда постоянного тока серии «ЭС2Г».

Корпус установки имеет Т-образную форму и имеет два входных окна, расположенных на боковых сторонах горизонтальных выступов, также выходное окно в верхней части вертикального выступа. На входных окнах и на выходном окне установлены защитные решетки, образованные профильными элементами, на поверхность которых нанесено фотокаталитическое покрытие на основе диоксида титана в фазе анатаза, дополнительно усиливающие эффект обеззараживания и очистки воздуха за счет процесса фотокатализа. Защитная решетка служит для предотвращения выхода УФ излучения за пределы установки. Корпус изготовлен из нержавеющей стали, и имеет ребра жесткости, повышающие стойкость конструкции к вибрации. Внутри корпуса поперек потока воздуха установлены две мощные безозоновые газоразрядные амальгамные лампы низкого давления типа АНЦ 215/95 П-образной формы, служащие источниками УФ излучения. Лампы закреплены внутри корпуса установки посредством виброгасящих элементов, причем колбы установлены в кронштейнах, изогнутых в месте сгиба в форме пропеллера, а цоколи ламп - в виброгасящих сильфонах. Корпус и размещенные в нем УФ лампы образуют камеру обеззараживания. Для улучшения однородности распределения УФ излучения по объему камеры обеззараживания, лампы размещают одна над другой таким образом, что изгиб колбы одной лампы находится напротив цокольной части другой лампы.

На нижней стенке корпуса установки находится удобный люк 10 для технического обслуживания установки и замены УФ ламп.

1. Установка для обеззараживания воздуха УФ излучением в вагонах электропоездов, включающая снабженный люком и имеющий ребра жесткости корпус с входным и выходным окном для потока воздуха, внутри которого установлена, по крайней мере, одна УФ лампа, закрепленная посредством виброгасящих элементов; защитную решетку, образованную профильными элементами, на поверхность которых нанесено фотокаталитическое покрытие на основе диоксида титана, установленную на входном окне, отличающаяся тем, что корпус установки выполнен с Т-образным поперечным сечением, образованным горизонтальными и вертикальным выступами, и имеет дополнительное входное окно; входные окна расположены на боковых сторонах горизонтальных выступов корпуса, а выходное окно в верхней части вертикального выступа, причем как на входных, так и на выходном окне установлены защитные решетки.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что УФ лампы в корпусе установки размещены одна над другой таким образом, что изгиб колбы одной лампы находится напротив цокольной части другой лампы.



 

Похожие патенты:
Наверх