Корпус кондиционера для транспортного средства

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к корпусу кондиционера, который может быть установлен в автомобиле. Корпус кондиционера для транспортного средства содержит, по крайней мере, зону Z входа воздушного потока в воздухопровод, в котором сформирована зона D установки вентилятора и зона S установки теплообменника, расположенная перед вентиляционным окном выхода воздушного потока, причем в воздухопроводе сформированы два канала N и L, выполненные с одной общей стенкой, при этом первый канал N расположен между зоной Z входа воздушного потока и входом в зону D установки вентилятора, а второй канал L расположен между выходом из зоны D установки вентилятора и вентиляционным окном выхода воздушного потока. Новым является то, что в конце первого канала N зоне D установки вентилятора выполнено второе вентиляционное окно входа воздуха, напротив которого установлена заслонка с осью вращения поперек первого канала N и с возможностью сообщения зоны D расположения вентилятора с первым каналом N или со вторым вентиляционным окном. Технический результат заключается в обеспечении эффективности нагрева или охлаждения салона при использовании одного или двух теплообменников при сохранении компактности корпуса. 1 н. 2 з.п. формулы, 4 ил.

Область техники

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к корпусу кондиционера, который может быть установлен в автомобиле.

Предшествующий уровень техники

Из уровня техники известен корпус кондиционера для автомобиля (аналог - RU 11150, кл. B60H 1/00, публ. 16.09.1999), выполненный из двух полукорпусов с вентиляционными окнами для входа и выхода воздушного потока. Внутри корпуса сформирована зона для установки вентилятора, сообщенная с воздухопроводом, в котором сформирована зона для установки двух теплообменников, расположенных поперек воздушного потока и в параллельных плоскостях практически рядом друг с другом. Описанный корпус обеспечивает кондиционеру небольшие размеры, что позволило увеличить модельный ряд автомобилей, на которых кондиционер с вышеописанным корпусом был установлен.

К недостаткам вышеописанной конструкции относится близкое расстояние от зоны выхода из вентилятора воздушного потока до фронтальной поверхности теплообменников, что приводит к завихрениям и неравномерности распределения потока по фронту упомянутых теплообменников в зоне воздухопровода, расположенной перед вентиляционным окном выхода воздушного потока. В результате этого увеличился аэродинамический шум и снизилась эффективность работы теплообменников кондиционера.

Из уровня техники известен корпус кондиционера для автомобиля (ближайший аналог - RU 116409, кл. B60H 1/00, публ. 27.05.2012), содержащий зону Z входа воздушного потока в воздухопровод, в котором сформирована зона установки вентилятора и зона D установки теплообменника, расположенная перед вентиляционным окном выхода воздушного потока. При этом в воздухопроводе сформированы два канала N и L, выполненные с одной общей стенкой, при этом первый канал N расположен между зоной Z входа воздушного потока и входом в зону D установки вентилятора, а второй канал L расположен между выходом из зоны D установки вентилятора и вентиляционным окном выхода воздушного потока, причем первый канал N воздухопровода образован вогнутым участком корпуса, сформированным со стороны зоны Z входа воздушного потока. Вышеописанный корпус увеличивает длину воздухопровода между вентилятором и теплообменниками при сохранении компактной конструкции корпуса кондиционера, также равномерно распределяет воздушный поток по фронту теплообменников.

Недостатком данного корпуса является то, что при использовании только одного теплообменника 5 излишняя длина канала N создает сопротивление воздушному потоку и уменьшает вследствие этого тепловую эффективность.

Раскрытие полезной модели

Задача полезной модели направлена на создание корпуса кондиционера, конструкция которого обеспечивает эффективность нагрева или охлаждения салона при использовании как одного, так и двух теплообменников.

Технический результат заключается в обеспечении эффективности нагрева или охлаждения салона при использовании одного или двух теплообменников при сохранении компактности корпуса.

Для достижения технического результата корпус кондиционера для транспортного средства содержит, по крайней мере, зону Z входа воздушного потока в воздухопровод, в котором сформирована зона D установки вентилятора и зона S установки теплообменника, расположенная перед вентиляционным окном выхода воздушного потока, причем в воздухопроводе сформированы два канала N и L, выполненные с одной общей стенкой, при этом первый канал N расположен между зоной Z входа воздушного потока и входом в зону D установки вентилятора, а второй канал L расположен между выходом из зоны D установки вентилятора и вентиляционным окном выхода воздушного потока, согласно полезной модели, в конце первого канала N зоне D установки вентилятора выполнено второе вентиляционное окно входа воздуха, напротив которого установлена заслонка с осью вращения поперек первого канала N и с возможностью сообщения зоны D расположения вентилятора с первым каналом N или со вторым вентиляционным окном.

Заслонка может быть выполнена в виде 1/4 сектора сферы.

Первый канал N воздухопровода может быть образован вогнутым участком корпуса, сформированным со стороны зоны Z входа воздушного потока.

Сущность технического решения поясняется фигурами.

Фиг. 1 - изображен перспективный корпус кондиционера для транспортного средства.

Фиг. 2 - изображено сечение А-А фиг. 1 с установленным вентилятором;

Фиг. 3 - изображено сечение Б-Б фиг. 2.

Фиг. 4 - изображено сечение Б-Б с установленными теплообменниками

На поясняющих фигурах изображены:

1 - корпус;

1а - первый элемент корпуса;

1b - второй элемент корпуса;

1c - третий элемент корпуса;

2 - воздушный поток;

3 - воздухопровод;

4 - вентилятор;

5 - теплообменник;

6 - вентиляционное окно для выхода воздушного потока;

7 - общая стенка;

8 - вогнутый участок;

9 - дополнительный участок корпуса;

10 - вентиляционное окно для входа воздушного потока;

11 - теплообменник;

12 - второе вентиляционное окно входа воздуха;

13 - заслонка;

14 - ось;

Z - зона входа воздушного потока;

D - зона установки вентилятора;

S - зона установки теплообменника;

N - первый канал в воздухопроводе;

L - второй канал в воздухопроводе;

W - зона для установки второго теплообменника.

Следует понимать, что специалисты в данной области техники смогут предложить другие варианты осуществления полезной модели и что некоторые ее детали можно изменять в различных других аспектах, не выходя за рамки сущности и объема настоящей полезной модели. Соответственно, чертежи и подробное описание корпуса кондиционера для транспортного средства носят иллюстративный, но не ограничительный характер.

Корпус 1 кондиционера (см. фиг 1-4) для транспортного средства, в частности автомобиля, выполнен коробчатой формы и содержит, по крайней мере, зону 2 входа воздушного потока 2, воздухопровод 3, зону Б установки вентилятора 4, зону 8 установки теплообменника 5, вентиляционное окно 6 для выхода воздушного потока 2.

Зона D для установки вентилятора 4 сформирована в воздухопроводе 3 по ходу движения воздушного потока 2 между зоной 2 входа воздушного потока 2 и вентиляционным окном 6 выхода воздушного потока 2.

В воздухопроводе 3 сформированы два канала N и L, выполненные с одной общей стенкой 7. Первый канал N расположен между зоной Z входа воздушного потока 2 и входом в зону D установки вентилятора 4, а второй канал L расположен между выходом из зоны D установки вентилятора 4 и вентиляционном окном 6 выхода воздушного потока 2.

Первый канал N воздухопровода 3 образован вогнутым участком 8 корпуса 1, сформированным со стороны зоны 2 входа воздушного потока 2.

Вышеописанный корпус 1 позволяет создать такой воздухопровод 3, больший участок которого обеспечивает воздушному потоку 2 С-образный путь, образованный участками первого N и второго L каналов. При этом между упомянутыми каналами N и L, т.е. в зоне поворота C-образного пути, располагается вентилятор 4, обеспечивающий движение воздушного потока 2 по второму каналу L к теплообменнику 5 и окну 6 выхода воздушного потока 2. Такая конструкция позволяет увеличить длину воздухопровода 3 при сохранении небольших габаритов кондиционера; позволяет увеличить расстояние между вентилятором 4 и зоной Z входа воздушного потока 2, а также между вентилятором 4 и вентиляционным окном 6 для выхода воздушного потока 2; позволяет равномерно распределить воздушный поток 2 по фронту теплообменника 5, что снижает аэродинамический шум кондиционера.

Корпус 1 кондиционера содержит дополнительный участок 9 с вентиляционным окном 10 для входа воздушного потока 2 и зоной W установки второго теплообменника 11, при этом упомянутый участок 9 располагается в зоне Z входа воздушного потока 2.

Для упрощения изготовления корпуса 1 и минимизации отклонений от конструктивно заданных размеров вышеописанных его зон, корпус 1 выполнен из двух разъемных элементов 1a и 1b. При этом первый элемент 1a установлен внутри второго элемента 1b и содержит ранее упомянутый вогнутый участок 8 и первый канал L. Зона D установки вентилятора 4 и второй канал L могут быть образованы первым 1a и вторым 1b элементами корпуса 1.

В случае, когда корпус 1 содержит зону W для установки второго теплообменника 11, упомянутая зона W может быть образована третьим элементом 1c корпуса 1 или ранее упомянутыми первым 1a или вторым 1b элементами. Это зависит от технологии изготовления корпуса 1. В конкретном примере исполнения дополнительный участок 9 корпуса является третьим элементом 1c. Все элементы 1a, 1b и 1c корпуса 1 соединены друг с другом с возможностью разъединения, что позволяет обеспечить доступ, например, к теплообменникам 5 и 11, или к вентилятору 4 или другим его элементам в случае каких-либо неисправностей. Такая конструкция также позволяет увеличить длину воздухопровода 3 при сохранении небольших габаритов кондиционера; позволяет увеличить расстояние между вентилятором 4 и теплообменниками 5 и 11; позволяет равномерно распределить воздушный поток 2 по фронту теплообменников 5 и 11, что снижает аэродинамический шум кондиционера.

Корпус 1 может быть выполнен из пластических масс, например, методом литья под давлением.

Кондиционер с вышеописанным корпусом 1 выполнен следующим образом. В вентиляционном окне 10 или перед ним в зоне W корпуса 1 установлен теплообменник 11. В воздухопроводе 3 по ходу движения воздушного потока 2 в зоне D установлен вентилятор 4, а в зоне S установлен теплообменник 5, последний из которых расположен поперек воздушного потока 2 перед вентиляционным окном 6. Теплообменники 11 и 5 приближены друг к другу и расположены в пересеченных плоскостях. Таким образом, теплообменники 11 и 5 расположены по обе стороны от входа и выхода вентилятора 4 и максимально от него удалены.

Теплообменник 11 представляет собой испаритель, предназначенный для охлаждения воздуха, а теплообменник 5 представляет собой радиатор отопителя, предназначенный для нагрева воздуха. Не исключается ситуация, когда первый теплообменник 11 является радиатором отопителя, а второй теплообменник 5 является испарителем.

Между теплообменником 5 и внутренней поверхностью корпуса 1 в зоне S, а также между теплообменником 11 и внутренней поверхностью корпуса 1 в зоне W могут быть установлены уплотнительные элементы для герметизации воздухопровода 3.

Воздушный поток 2 поступает через вентиляционное окно 10 на фронтальный участок теплообменника 11, в частности, для охлаждения воздуха. Затем воздушный поток 2 всасывается через первый канал N и с помощью вентилятора 6 подается во второй канал L воздухопровода 3, совершая, таким образом, C-образный путь. После этого воздушный поток 2 проходит через фронтальный участок теплообменника 5, в частности, для нагрева воздуха и выходит через вентиляционное окно 6 в систему воздушных каналов автомобиля. Воздушный поток 2 до и после вентилятора 4 успевает плавно перераспределиться по фронту каждого теплообменника 11 и 5, что снижает аэродинамический шум кондиционера и повышает эффективность работы последнего.

В случае использования только одного теплообменника 5 для нагрева или охлаждения салона, в конце первого канала N зоне D установки вентилятора 4 выполнено второе вентиляционное окно 12 входа воздуха, напротив которого установлена заслонка 13 с осью 14 вращения поперек первого канала N и с возможностью сообщения зоны D расположения вентилятора 4 с первым каналом N или со вторым вентиляционным окном 12. В конкретном примере исполнения заслонка 13 выполнена в виде 1/4 сектора сферы. Два положения заслонки 13 позволяет осуществлять забор воздуха из первого канала N или из второго вентиляционного окна 12 минуя упомянутый первый канал N, что снижает аэродинамическое сопротивление за счет сокращения общей длины каналов, увеличивая тем самым эффективность нагрева или охлаждения салона.

1. Корпус кондиционера для транспортного средства, содержащий, по крайней мере, зону входа воздушного потока в воздухопровод, в котором сформирована зона D установки вентилятора и зона S установки теплообменника, расположенная перед вентиляционным окном выхода воздушного потока, причем в воздухопроводе сформированы два канала N и L, выполненные с одной общей стенкой, при этом первый канал N расположен между зоной входа воздушного потока и входом в зону D установки вентилятора, а второй канал L расположен между выходом из зоны D установки вентилятора и вентиляционным окном выхода воздушного потока, отличающийся тем, что в конце первого канала N зоне D установки вентилятора выполнено второе вентиляционное окно входа воздуха, напротив которого установлена заслонка с осью вращения поперек первого канала N и с возможностью сообщения зоны D расположения вентилятора с первым каналом N или со вторым вентиляционным окном.

2. Корпус кондиционера для транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что заслонка выполнена в виде 1/4 сектора сферы.

3. Корпус кондиционера для транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что первый канал N воздухопровода образован вогнутым участком корпуса, сформированным со стороны зоны входа воздушного потока.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:
Наверх