Установка для обеззараживания воздуха ультрафиолетовым излучением в пассажирском вагоне (варианты)
Полезная модель предназначена для обеззараживания воздуха УФ излучением в системах приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования пассажирских вагонов железнодорожного транспорта. Установка состоит из корпуса 1 с окнами 2, 3 для входа и выхода потока воздуха, внутри которого установлена одна или несколько УФ ламп 4, закрепленных на виброгасящих элементах. В одном из окон установлена защитная решетка 5, образованная профильными элементами, на поверхность которых нанесено фотокаталитическое покрытие на основе диоксида титана, предотвращающая выход УФ излучения. Непосредственно на корпусе установки расположены пускорегулирующий аппарат (ПРА) 6 и соединительная коробка 7, которые в совокупности с корпусом образуют единый моноблок, за счет чего достигается компактность, удобство ее размещения и обслуживания. Согласно другому варианту исполнения установки, защитные решетки установлены как во входном, так и выходном окне. За счет вариантов исполнения достигается увеличение универсальности использования установки в вагонах с любой конфигурацией воздуховода. 2 н.з.п. ф-лы, 1 ил.
Полезная модель относится к средствам для обеззараживания воздуха бактерицидным (ультрафиолетовым) УФ излучением и может быть использована в системах приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования пассажирских вагонов железнодорожного транспорта, в том числе, вагонов электропоездов.
Основным техническим требованием, которое предъявляется к оборудованию УФ обеззараживания воздуха в пассажирских вагонах, является наличие средств защиты персонала и пассажиров от УФ излучения. Кроме того, от УФ излучения должны быть защищены узлы оборудования воздухоснабжения, выполненные из материалов, нестойких к воздействию УФ излучения.
Известна установка для обеззараживания воздуха ультрафиолетовым (УФ) излучением, предназначенная для встраивания в системы вентиляции и кондиционирования пассажирских вагонов железнодорожного транспорта, включающая корпус, в котором имеются входное окно для потока воздуха, и выходное окно, образующие модуль УФ обеззараживания. Внутри корпуса закреплена по крайней мере, одна бактерицидная ультрафиолетовая лампа, Ультрафиолетовая лампа закреплена посредством виброгасящих элементов, в качестве которых использованы кронштейны, одна из плоскостей которых изогнута в виде пропеллера, и герметично уплотненный сильфон. В сильфоне размещены пружинный выталкиватель лампы и датчик аварийного отключения лампы. Входное окно закрыто защитной решеткой, образованной профильными элементами с нанесенным на их поверхность фотокаталитическим покрытием на основе диоксида титана. На корпусе установки выполнены ребра жесткости, а снизу имеется люк для доступа к УФ лампам.
Указанная конструкция встраивается в рециркуляционный канал системы вентиляции и кондиционирования воздуха пассажирского вагона организованной таким образом, что поток инфицированного воздуха поступает из салона через входное окно, обеззараживается и через вентилятор кондиционера подается в купе вагона.
Для конфигурации воздуховода вагонов данного типа целесообразно установка защитной решетки только на входном окне, так в данном случае это обусловлено необходимостью предотвратить выход УФ излучения из корпуса установки и, тем самым, обезопасить другие конструктивные элементы воздуховода от разрушающего воздействия УФ излучения (Патент РФ на полезную модель 78074, A61L 2/10, B61D 27/00, 2008 г.). Однако область применения конструкция известной установки ограничена определенными типами вагонов со схожей системой воздухоснабжения.
Однако в вагонах разных типов и моделей, с другой конфигурацией систем воздухоснабжения, такая защита может оказаться недостаточной.
Если установка расположена таким образом, что за выходным окном отсутствует участок воздуховода и излучение направлено в сторону пассажирского салона (например, при размещении установки в подкрышевом пространстве), то необходимо поставить решетку на выходном окне камеры обеззараживания.
Соответственно, если чувствительные к УФ излучению элементы установки и воздуховода находятся после зоны УФ облучения, то решетки устанавливаются как на входном, так и выходном окне.
К недостаткам известной установки является также то, что пускорегулирующий аппарат, необходимый для запуска и контроля работы ламп, расположен отдельно от корпуса установки и связан с ней посредством соединительной коробки и электрических проводов. Это создает трудности как при монтаже установки, так и при ее эксплуатации, так как для размещения установки требуется больше места, а также выполнение дополнительных технологических операций, что вызывает затруднения в условиях ограниченного пространства вагона.
Техническая задача, на решение которой направлена полезная модель, заключается в создании компактной моноблочной установки, обеспечивающей защиту от УФ излучения для вагонов всех типов практически с любой конфигурацией воздуховода.
Технический результат, реализуемый при осуществлении полезной модели, заключается в повышении компактности и универсальности установки, упрощении ее размещения и обслуживания, а также расширении арсенала технических средств, предназначенных для обеззараживания воздуха УФ излучением для всего типоряда пассажирских железнодорожных вагонов.
Указанная техническая задача решается за счет того, что установка для обеззараживания воздуха УФ излучением в пассажирских вагонах, включающая снабженный люком и имеющим ребра жесткости корпус с входным и выходным окном для потока воздуха, внутри которого установлена по крайней мере одна УФ лампа, закрепленная посредством виброгасящих элементов, защитную решетку, образованную профильными элементами, на поверхность которых нанесено фотокаталитическое покрытие на основе диоксида титана, а также пускорегулирующий аппарат, электрически соединенный с УФ лампой посредством соединительной коробки, согласно полезной модели пускорегулирующий аппарат и соединительная коробка размещены непосредственно на корпусе установки, образуя в совокупности с ним единый блок, а защитная решетка установлена или на входном или на выходном окне.
Указанный технический результат достигается и за счет варианта исполнения предлагаемого в полезной модели устройства, в котором установка содержит дополнительную защитную решетку. Таким образом, согласно варианту исполнения, как входное, так и выходное окно защищены решетками от выхода УФ излучения, что необходимо для некоторых типов вагонов.
Устройство поясняется чертежом, на котором представлена моноблочная установка обеззараживания воздуха пассажирских вагонов, включающая корпус 1, имеющий входное 2 и выходное окно 3 для потока воздуха, УФ лампы 4, закрепленные на виброгасящих элементах, по крайней мере, одну защитную решетка 5. На корпусе установки расположены пускорегулирующие аппараты (ПРА) 6 и соединительная коробка 7. Снизу на корпусе выполнен люк 8.
Сущность работы предложенного устройства заключается в следующем: Моноблочная установка для воздуха УФ излучением устанавливается в потолочный воздуховод вагона для обеззараживания рециркуляционного воздуха пассажирского салона. Поток рециркуляцонного воздуха, инфицированного микроорганизмами, поступает из вагона через входное окно 2 в зону УФ излучения ламп 4, где после взаимодействия с фотокатализатором и под действием бактерицидного излучения, обеззараживается и очищается. Затем обработанный воздух удаляется через выходное окно 3, и через вентилятор кондиционера подается в вагон. Для защиты от УФ излучения используются защитные решетки 5, образованные элементами специального профиля (например, согласно полезной модели РФ 45273), на поверхность которых нанесен слой фотокатализатора, в качестве которого используется диоксид титана
Пример конкретной реализации полезной модели
Вариант 1. Моноблочная установка встраивается в потолочный воздуховод вагона электропоезда пригородного сообщения для обеззараживания рециркуляционного воздуха. Корпус 1 установки, на котором выполнены ребра жесткости, изготовлен из нержавеющей стали, и имеет входное 2 и выходное окна 3 для прохождения потока воздуха. Внутри корпуса поперек потока воздуха установлены две мощные безозоновые газоразрядные амальгамные лампы 4 низкого давления типа АНЦ 215/95 П-образной формы, служащие источниками УФ излучения. Лампы 4 закреплены внутри корпуса установки посредством виброгасящих элементов, причем колбы установлены в кронштейнах, изогнутых в месте сгиба в форме пропеллера, а цоколи ламп - в виброгасящих сильфонах. Корпус 1 и размещенные в нем УФ лампы 4 образуют камеру обеззараживания.
На выходном окне 3 камеры обеззараживания установлены жалюзи, изготовленные из нержавеющей стали и покрытые для увеличения бактерицидной эффективности фотоактивным слоем на основе диоксида титана в фазе анатаза, которые формируют защитную решетку 5, служащую для предотвращения выхода УФ излучения за пределы установки. Слой фотокатализатора позволяет дополнительно использовать для обеззараживания и очистки воздуха процесс фотокатализа, что значительно повышает эффективность обработки воздуха.
Запуск и регулировка УФ лампы осуществляется при помощи электронного пускорегулирующего аппарата (ЭПРА), соединенного с лампой через соединительную коробку 7. Блок 6ЭПРА и соединительная коробка 7 совместно с камерой 1УФ излучения образуют единый моноблок, что гарантирует легкое размещение, удаление или переустановку устройства.
На нижней стенке камеры обеззараживания находится люк 6 для технического обслуживания установки и замены УФ ламп. Также на нижней стенке камеры обеззараживания находится соединительная коробка 9, служащая для соединения ЭПРА, УФ ламп и системы управления. Для подключения к ЭПРА используются кабели с разъемами. Снизу на корпусе модуля выполнен люк 19 для доступа к УФ лампам.
Вариант 2. Установка размещается в воздуховоде двухэтажного вагона типа ТВЗ или дизель - поезда. Конфигурация воздуховода вагонов указанного типа такова, что наряду с защитой пассажиров требуется обезопасить другие конструктивные элементы от воздействия УФ излучения, снижающего срок их службы. Для этого как на входное, так и на выходное окно установки монтируются защитные профилированные решетки.
Таким образом, предложенная полезная модель и варианты ее исполнения могут использоваться практически для любого типа вагона, что делает установку практичной и универсальной.
1. Установка для обеззараживания воздуха УФ излучением в пассажирских вагонах, включающая снабженный люком и имеющий ребра жесткости корпус с входным и выходным окнами для потока воздуха, внутри которого установлена, по крайней мере, одна УФ лампа, закрепленная посредством виброгасящих элементов, защитную решетку, образованную профильными элементами, на поверхность которых нанесено фотокаталитическое покрытие на основе диоксида титана, а также пускорегулирующий аппарат, электрически соединенный с УФ лампой посредством соединительной коробки, отличающаяся тем, что пускорегулирующий аппарат и соединительная коробка размещены непосредственно на корпусе установки, образуя в совокупности с ним единый блок, а защитная решетка установлена или на входном или на выходном окне.
2. Установка для обеззараживания воздуха УФ излучением в пассажирских вагонах, включающая снабженный люком и имеющий ребра жесткости корпус с входным и выходным окном для потока воздуха, внутри которого установлена, по крайней мере, одна УФ лампа, закрепленная посредством виброгасящих элементов, защитную решетку, образованную профильными элементами, на поверхность которых нанесено фотокаталитическое покрытие на основе диоксида титана, а также пускорегулирующий аппарат, электрически соединенный с УФ лампой посредством соединительной коробки, отличающаяся тем, что пускорегулирующий аппарат и соединительная коробка размещены непосредственно на корпусе установки, образуя в совокупности с ним единый блок, а установка содержит дополнительную защитную решетку, причем защитные решетки установлены как на входном, так и на выходном окне.
РИСУНКИ