Роликовый подшипник качения

Авторы патента:


 

Роликовый подшипник качения предназначен для использования в области машиностроения. Наружное и внутреннее кольца подшипника снабженны цилиндрическими дорожками качения, имеющими буртики. Тела качения выполнены в виде цилиндрических роликов, имеющих сферическую форму на концах. Для разделения тел качения в подшипнике установлен сепаратор. Сопряжения дорожек качения с буртиками выполнены в виде участков криволинейных поверхностей с одинаковыми радиусами, равными радиусу сферы торцев роликов. Буртики выполнены по одному на противоположных сторонах дорожек качения наружного и внутреннего колец относительно вертикальной оси подшипника. Снижается момент трения, возникающий при работе подшипника, а также повышается нагрузочная способность подшипника в осевом направлении.

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен роликовый подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с цилиндрическими дорожками качения, имеющими буртики, тела качения в виде роликов. Сопряжения поверхностей роликов с поверхностями дорожек качения выполнены в виде участков криволинейных поверхностей с разными радиусами кривизны. Цилиндрические дорожки качения в зонах, ограниченных краями названных дорожек качения с буртиками и поверхностями роликов, снабжены проточками. Буртики выполнены по одному на противоположных сторонах дорожек качения относительно вертикальной оси подшипника (патент US 5071265, МПК F16C 19/36, опубл. 10.12.1991).

Недостатком описанного подшипника является пониженная нагрузочная способность в осевом направлении, поскольку проточки, выполненные в зонах буртики - цилиндрические дорожки качения, снижают допустимую осевую нагрузку, воспринимаемую подшипником.

Наиболее близким к предлагаемой полезной модели по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является роликовый подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца, снабженные цилиндрическими дорожками качения с буртиками, тела качения в виде цилиндрических роликов, имеющих сферическую форму на концах, сепаратор для разделения тел качения. Сопряжения дорожек качения с буртиками выполнены в виде участков криволинейных поверхностей с одинаковыми радиусами, равными радиусу сферы торцов роликов. Буртики выполнены по два с обеих сторон дорожки качения (патент RU 2011048, МПК5 F16C 19/36, опубл. 15.04.1994).

Недостатками описанного подшипника являются ограниченная нагрузочная способность в радиальном направлении и повышенный момент трения при работе подшипника, поскольку наличие всех четырех буртиков одной высоты ограничивает количество роликов, помещаемых в подшипник.

Предлагаемая полезная модель решает задачу снижения момента трения при работе подшипника и повышения допустимой нагрузки в радиальном направлении.

Для решения поставленной задачи в роликовом подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца, снабженные цилиндрическими дорожками качения, имеющими буртики, тела качения в виде цилиндрических роликов, имеющих сферическую форму на концах, сепаратор для разделения тел качения, причем сопряжения дорожек качения с буртиками выполнены в виде участков криволинейных поверхностей с одинаковыми радиусами, равными радиусу сферы торцов роликов, согласно полезной модели буртики выполнены по одному на противоположных сторонах дорожек качения наружного и внутреннего колец относительно вертикальной оси подшипника.

Выполнение двух буртиков по одному на противоположных сторонах дорожек качения относительно вертикальной оси подшипника при уменьшении общего количества буртиков снижает момент трения при работе подшипника, а также позволяет увеличить количество роликов в подшипнике вплоть до бессепараторной конструкции, и, соответственно, повысить его грузоподъемность в радиальном направлении.

Предлагаемая полезная модель поясняется чертежом, где изображен роликовый подшипник качения, осевой разрез.

Роликовый подшипник качения содержит наружное кольцо 1 с цилиндрической дорожкой качения и внутреннее кольцо 2 с цилиндрической дорожкой качения, тела качения в виде роликов 3, имеющих цилиндрический профиль в средней части и сферический профиль на концах, с радиусом сферы, равным радиусу цилиндрической части ролика. На противоположных сторонах обеих дорожек качения относительно вертикальной оси подшипника выполнены по одному буртики 4. Сопряжения дорожек качения с буртиками 4 выполнены в виде участков криволинейных поверхностей с одинаковыми радиусами, равными радиусу сферы торцов роликов 3. Таким образом, профиль дорожек качения выполнен сопрягаемым с профилем роликов 3. Для разделения тел качения в подшипнике установлен сепаратор (на чертеже не показан).

Роликовый подшипник качения работает следующим образом.

Предлагаемый подшипник, установленный в узле, устройстве, машине обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении наружного кольца 1 и внутреннего кольца 2 подшипника тела качения также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение наружного кольца 1 и внутреннего кольца 2 подшипника. Благодаря контакту сферических концов роликов 3 с профилем дорожек качения колец подшипника, происходит восприятие осевой нагрузки, действующей на вал в одном направлении.

Таким образом, использование предлагаемой полезной модели, по сравнению с прототипом, позволяет воспринимать более высокую радиальную нагрузку, действующую на вал, уменьшить момент трения при работе подшипника.

Роликовый подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца, снабженные цилиндрическими дорожками качения, имеющими буртики, тела качения в виде цилиндрических роликов, имеющих сферическую форму на концах, сепаратор для разделения тел качения, причем сопряжения дорожек качения с буртиками выполнены в виде участков криволинейных поверхностей с одинаковыми радиусами, равными радиусу сферы торцев роликов, отличающийся тем, что буртики выполнены по одному на противоположных сторонах дорожек качения наружного и внутреннего колец относительно вертикальной оси подшипника.



 

Похожие патенты:
Наверх