Аварийно-спасательная система экипажа танка

Авторы патента:


 

Техническое решение относится к военной технике, в частности к аварийно-спасательным средствам, предназначенным для жизнеобеспечения экипажа танка при подводном вождении и затоплении танка.

Целью предлагаемого технического решения является увеличение продолжительности возможного нахождения экипажа танка внутри боевого отделения и отделения управления без использования индивидуальных аварийно-спасательных средств (изолирующих противогазов) при возникновении чрезвычайных ситуаций, застревании техники под водой, затоплении и невозможности быстрой эвакуации машины или самостоятельного выхода экипажа через штатные люки путем обеспечения возможности использования для дыхания экипажа имеющегося запаса сжатого воздуха в баллонах систем ГПО прибора наблюдения механика-водителя и защитного стекла прицела-дальномера.

Указанный технический результат достигается тем, что аварийно-спасательная система экипажа танка, содержит воздушные баллоны оборудования гидропневмоочистки прибора наблюдения механика водителя, расположенные в отделении управления, и воздушный баллон оборудования гидропневмоочистки защитного стекла прицела-дальномера, расположенный в боевом отделении танка, причем в каждом из отделений воздушные баллоны соединены с дополнительно установленными краном отбора воздуха, воздушным редуктором с манометром, к которым с использованием гибких шлангов крепятся легочные автоматы с загубниками для подвода воздуха к органам дыхания каждого члена экипажа.

Работа аварийно-спасательной системы экипажа танка осуществляется следующим образом:

- при открытии запорных кранов воздушных баллонов (5) системы ГПО прибора наблюдения механика-водителя, сжатый воздух по трубопроводам поступает к крану отбора воздуха (8) и в воздушный редуктор (2), который выравнивает давление воздуха в системе до величины, превышающей давление окружающей среды на пять - десять атмосфер, далее воздух по гибкому шлангу поступает в легочный автомат (3), который выравнивает давление сжатого воздуха до давления окружающей среды, в органы дыхания механика-водителя воздух поступает через загубник (4). Работа легочного автомата обеспечивает подачу воздуха для дыхания только на вдох с выдохом в атмосферу (воду);

- при открытии запорного крана воздушного баллона (7) системы ГПО защитного стекла прицела-дальномера и положении рукоятки (6) крана с клапаном (5), соответствующем перекрытию воздуха, сжатый воздух по трубопроводам поступает к крану отбора воздуха (1) и в воздушный редуктор (12), который выравнивает давление воздуха в системе до величины, превышающей давление окружающей среды на пять - десять атмосфер, далее воздух по гибким шлангам поступает в легочные автоматы (9, 11), которые выравнивают давление сжатого воздуха до давления окружающей среды, в органы дыхания командира и наводчика воздух поступает через загубники (8, 10). Работа легочных автоматов обеспечивает подачу воздуха для дыхания только на вдох с выдохом в атмосферу (воду).

Предлагаемое техническое решение не предусматривает изменение конструкции основных узлов и систем танка, используемое оборудование располагается в штатных ящиках для размещения запасных частей, инструмента и принадлежностей. Монтаж оборудования производится в ходе подготовки танка к преодолению водной преграды.

Применение предлагаемого технического решения позволяет увеличить продолжительность нахождения экипажа танка внутри боевого отделения и отделения управления без использования индивидуальных аварийно-спасательных средств (изолирующих противогазов) при возникновении чрезвычайных ситуаций, застревании техники под водой, затоплении и невозможности быстрой эвакуации машины или самостоятельного выхода экипажа через штатные люки, позволяет повысить вероятность спасения людей в критической ситуации.

Полезная модель относится к военной технике, в частности к аварийно-спасательным средствам, предназначенным для жизнеобеспечения экипажа танка при подводном вождении и затоплении танка.

Известны различные индивидуальные аварийно-спасательные средства (спасательные жилеты и изолирующие противогазы), предназначенные для выхода из затонувшей техники методом свободного всплытия или методом постепенного подъема на поверхность воды, входящие в состав оборудования для подводного вождения танков. («Танк Т-72Б. Инструкция по эксплуатации.» Изд. 5/217794р-П97-283 с., http://rusfolder.com/38705227?ints_code=63e6ea73c21504е1b86161bfD7c979ad), «Изолирующий противогаз ИП-5. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.» - М: Воениздат, 1974.).

Недостатком данных средств является то, что их использование, при длительном нахождении людей в затонувшей или остановившейся под водой технике, при задержке быстрой эвакуации машины и личного состава на поверхность, приводит к расходу кислорода, невозможности самостоятельного всплытия членов экипажа на поверхность воды и гибели.

Наиболее близкой к предлагаемой системе относится оборудование для подводного вождения танков (ОПВТ), предназначенное для преодоления танком водных преград, которое конструктивно состоит из: воздухопитающей трубы; выпускных клапанов; уплотнений дульного среза пушки, пулемета, корпуса и башни танка, моторно-трансмиссионного отделения (МТО); откачивающего насоса; лючка перетока воды МТО; клапана ОПВТ на перегородке МТО; индивидуальных аварийно-спасательных средств (спасательных жилетов и изолирующих противогазов на каждого члена экипажа) («Танк Т-72Б. Инструкция по эксплуатации.» Изд. 5/217794р-П97-283 с. http://rusfolder.com/38705227?ints_code=63e6ea73c21504e1b86161bfD7c979ad).

Недостатками прототипа является его низкая эффективность, определяемая техническими возможностями изолирующего противогаза, ввиду ограничения возможности увеличения длительности нахождения экипажа в технике при ее застревании под водой, затоплении и невозможности быстрой эвакуации на поверхность.

Кроме ОПВТ на машине установлены системы гидропревмоочистки (ГПО) прибора наблюдения механика водителя и защитного стекла прицела-дальномера. («Танк Т-72Б. Инструкция по эксплуатации.» Изд. 5/217794р-П97-150 с., вкладыш 1 к изданию, http://rusfolder.com/38705227?ints_code=63е6еа73с21504e1b86161bfD7c979ad). В системе ГПО прибора наблюдения механика водителя, расположенной в отделении управления, имеются два воздушных баллона высокого давления (150 кгс/см2) емкостью по 5 литров каждый, наполняемые воздухом от компрессора при работе силовой установки и от внешнего источника сжатого воздуха. В системе ГПО защитного стекла прицела-дальномера, расположенной в боевом отделении, имеется один баллон высокого давления (150 кгс/см2 ) емкостью 5 литров, заправляемый от внешнего источника сжатого воздуха. Однако, использование запаса воздуха для дыхания экипажа в чрезвычайной ситуации, конструктивно не предусмотрено и не представляется возможным из-за высокого давления воздуха в баллонах.

Полезная модель решает задачу увеличения продолжительности возможного нахождения экипажа танка внутри боевого отделения и отделения управления без использования индивидуальных аварийно-спасательных средств (изолирующих противогазов) при возникновении чрезвычайных ситуаций, застревании техники под водой, затоплении и невозможности быстрой эвакуации машины или самостоятельного выхода экипажа через штатные люки путем обеспечения возможности использования для дыхания экипажа имеющегося запаса сжатого воздуха в баллонах систем ГПО прибора наблюдения механика-водителя и защитного стекла прицела-дальномера.

Техническое решение поясняется схемами, на которых изображена аварийно-спасательная система экипажа танка.

Указанный технический результат достигается следующим:

- система ГПО прибора наблюдения механика-водителя (фигура 1), состоящая из воздушных баллонов (5), сетчатого фильтра (6), манометра (7), крана отбора воздуха (8), дополнительно, через кран отбора воздуха (8), оснащена воздушным редуктором (2) с манометром (1), к которому с использованием гибкого шланга крепится легочный автомат (3) с загубником (4);

- система ГПО защитного стекла прицела-дальномера (фигура 2), состоящая из крана отбора воздуха (1), манометра (2), воздушного баллона (7), воздушного редуктора (3), пневматического клапана (5) с краном, рычага клапана (4), рукоятки крана (6), дополнительно, через кран отбора воздуха (1), оснащена воздушным редуктором (12) с манометром (13), к которому с использованием гибких шлангов крепятся легочные автоматы (9,11) с загубниками (8,10).

Система ГПО прибора наблюдения механика-водителя, конструктивно расположенная в отделении управления танка, с прикрепленным дополнительно оборудованием, предназначена для подачи воздуха в чрезвычайной ситуации из воздушных баллонов к органам дыхания механика-водителя. Работа системы осуществляется следующим образом. При открытии запорных кранов воздушных баллонов (5), сжатый воздух по трубопроводам поступает к крану отбора воздуха (8) и в воздушный редуктор (2), который выравнивает давление воздуха в системе до величины, превышающей давление окружающей среды на пять-десять атмосфер, далее воздух по гибкому шлангу поступает в легочный автомат (3), который выравнивает давление сжатого воздуха до давления окружающей среды, в органы дыхания механика-водителя воздух поступает через загубник (4). Работа легочного автомата обеспечивает подачу воздуха для дыхания только на вдох с выдохом в атмосферу (воду). Манометр (7) предназначен для контроля давления воздуха в баллоне при его заправке. Манометр (1) предназначен для контроля оставшегося для дыхания воздуха.

Система ГПО защитного стекла прицела-дальномера, конструктивно расположенная в боевом отделении танка, с прикрепленным дополнительно оборудованием, предназначена для подачи воздуха в чрезвычайной ситуации из воздушного баллона к органам дыхания командира и наводчика. Работа системы осуществляется следующим образом. При открытии запорного крана воздушного баллона (7) и положении рукоятки (6) крана с клапаном (5), соответствующем перекрытию воздуха, сжатый воздух по трубопроводам поступает к крану отбора воздуха (1) и в воздушный редуктор (12), который выравнивает давление воздуха в системе до величины, превышающей давление окружающей среды на пять-десять атмосфер, далее воздух по гибким шлангам поступает в легочные автоматы (9, 11), которые выравнивают давление сжатого воздуха до давления окружающей среды, в органы дыхания командира и наводчика воздух поступает через загубники (8, 10). Работа легочных автоматов обеспечивает подачу воздуха для дыхания только на вдох с выдохом в атмосферу (воду). Манометр (2) предназначен для контроля давления воздуха в баллоне при его заправке. Манометр (13) предназначен для контроля оставшегося для дыхания воздуха.

Предлагаемое техническое решение не предусматривает изменение конструкции основных узлов и систем танка, используемое оборудование располагается в штатных ящиках для размещения запасных частей, инструмента и принадлежностей. Монтаж оборудования производится в ходе подготовки танка к преодолению водной преграды.

Использование предлагаемого технического решения позволяет увеличить продолжительность возможного нахождения экипажа танка внутри боевого отделения и отделения управления без использования индивидуальных аварийно-спасательных средств (изолирующих противогазов) при возникновении чрезвычайных ситуаций, застревании техники под водой, затоплении и невозможности быстрой эвакуации машины или самостоятельного выхода экипажа через штатные люки путем обеспечения возможности использования для дыхания экипажа имеющегося запаса сжатого воздуха в баллонах систем ГПО прибора наблюдения механика-водителя и защитного стекла прицела-дальномера, позволяет повысить вероятность спасения людей в критической ситуации.

Аварийно-спасательная система экипажа танка, содержащая воздушные баллоны оборудования гидропневмоочистки прибора наблюдения механика-водителя, расположенные в отделении управления, и воздушный баллон оборудования гидропневмоочистки защитного стекла прицела-дальномера, расположенный в боевом отделении танка, причем в каждом из отделений воздушные баллоны соединены с дополнительно установленными краном отбора воздуха и воздушным редуктором с манометром, к которым с использованием гибких шлангов крепятся легочные автоматы с загубниками для подвода воздуха к органам дыхания каждого члена экипажа.



 

Похожие патенты:
Наверх