Устройство для определения твердости лакокрасочного покрытия

Авторы патента:


 

Устройство предназначено для определения твердости лакокрасочного покрытия (ЛКП) без повреждения ЛКП на горизонтальных плоских поверхностях изделий. Технический результат заключается в упрощении конструкции и повышении точности получаемых результатов. Технический результат достигается тем, что устройство выполненное подобно скамейке-качалке устанавливается на испытуемую горизонтальную поверхность, где свободно с затуханием качается. Твердость определяется как отношение времени колебаний (качания) устройства на ЛКП ко времени колебаний на эталонной твердой поверхности. Отличительная особенность устройства состоит в том, что оно содержит одну или несколько половинок, третей или иных параллельно-соединенных между собой частей (долей) круглого колеса (кольца), на которых при отклонении устройства от положения равновесия оно свободно с затуханием качается, перекатываясь сбоку-набок опорной поверхностью обода колеса на поверхности ЛКП по сплошным либо прерывистым линиям, либо по всей площади, заключенной между этими линиями. Предложенное устройство не требует обязательного использования специальных стеклянных подложек для определения твердости ЛКП и может использоваться не только в лабораторных условиях, но и непосредственно в условиях производства, а также в процессе реализации и всего срока эксплуатации изделий с ЛКП.

Устройство относится к приборам для определения твердости лакокрасочных покрытий (ЛКП) деталей и изделий, преимущественно из древесины и древесных материалов.

Известны маятниковые приборы М-3 и МЭ-3 (ГОСТ 5233-89), которыми находят относительную твердость пленки покрытия, составляя отношение времени затухания свободных колебаний маятника прибора на ЛКП ко времени затухания колебаний на стекле.

Основной недостаток приборов М-3 и МЭ-3 в том, что они могут использоваться только в лабораторных условиях и не приспособлены к определению твердости ЛКП непосредственно на изготовленных деталях и изделиях, поскольку при использовании этих приборов испытуемое покрытие наносят на специальную пластинку из фотостекла.

Другой недостаток этих приборов состоит в том, что качающийся маятник опирается на исследуемую поверхность только четырьмя шариками, то есть, только четырьмя фиксированными, случайными точками, что может вносить погрешности в оценку твердости покрытия.

Предлагаемое устройство лишено указанных выше недостатков. Оно не требует обязательного использования специальных стеклянных подложек для определения твердости ЛКП и может использоваться не только в лабораторных условиях, но и непосредственно в условиях производства, а также в процессе реализации и всего срока эксплуатации изделий с ЛКП.

Технический результат заключается в расширении области применения за счет обеспечения возможности использования устройства не только в лабораторных условиях, но и непосредственно на изготовленных деталях и изделиях.

Технический результат достигается тем, что устройство выполненное подобно скамейке-качалке устанавливается на испытуемую горизонтальную поверхность, где свободно с затуханием качается. Твердость определяется как отношение времени колебаний (качания) устройства на ЛКП ко времени колебаний на эталонной твердой поверхности. Отличительная особенность устройства состоит в том, что оно содержит одну или несколько половинок, третей или иных параллельно-соединенных между собой частей (долей) круглого колеса (кольца), на которых при отклонении устройства от положения равновесия оно свободно с затуханием качается, перекатываясь сбоку-набок опорной поверхностью обода колеса на поверхности ЛКП по сплошным либо прерывистым линиям, либо по всей площади, заключенной между этими линиями.

На фиг.1 изображено устройство для определения твердости лакокрасочного покрытия.

Устройство состоит из ручки 1, с упором 4, прикрепленной к колесу (отрезку колеса) 2, на котором сформирован обод 3.

При этом опорная поверхность и сам обод колеса могут изготавливаться разнообразно. Так на рисунке позиция 3 соответствует ободу, имеющему клинообразный либо закругленный профиль его поперечного сечения. А позицией 5 обозначен вариант исполнения обода колеса, когда ему придается желобообразная (как у колеса велосипеда) либо цилиндрическая форма контактной поверхности, которая может быть полированной либо намеренно оставаться шероховатой. Следует отметить, что при использовании в устройстве обода колеса, соответствующего позиции 5, устройство может иметь только одно, а не несколько качающихся колес. Сквозная поперечная выемка 6 на ободе колеса в точке положения его равновесия облегчает установление момента окончания (затухания) качания устройства сбоку-набок. В позиции 7 показан вариант изготовления качалки с использованием зубчатого колеса, либо шипов на ободе колеса. В этом случае повышается уровень и концентрируется область контактных воздействий на исследуемую поверхность.

Устройство работает следующим образом. За ручку 1 устройство отклоняют от положения равновесия на угол а до соприкосновения упора 4 с ЛКП и отпускают свободно качаться, включая отсчет времени колебаний (качаний) до затухания.

Составляя отношение времени колебаний на ЛКП ко времени колебаний на эталонной поверхности, например, стеклянной, определяют твердость исследуемого покрытия.

1. Устройство для определения твердости лакокрасочного покрытия, отличающееся тем, что состоит из ручки с упором, прикрепленной к отрезку колеса, на котором сформирован обод, причем отрезок колеса представляет из себя одну или несколько параллельно соединенных между собой половинок, третей или иных частей круглого колеса.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что контактная поверхность обода колеса выполнена цилиндрической.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что контактная поверхность обода колеса отполирована.

4. Устройство по п.2, отличающееся тем, что контактная поверхность обода колеса выполнена шероховатой.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что обод колеса выполнен желобчатым, как у колеса велосипеда.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что обод колеса имеет клиновидное поперечное сечение.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что контактная поверхность обода колеса в поперечном сечении закруглена.

8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что опорная поверхность обода имеет зубчики либо шипы.

9. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на опорной поверхности обода колеса располагается сквозная поперечная выемка в точке положения равновесия устройства.

10. Устройство по п.1, отличающееся тем, что обод колеса составляет с колесом единое целое.

11. Устройство по п.1, отличающееся тем, что обод колеса выполнен съемным.



 

Похожие патенты:
Наверх