Агрегат питания с функциями энергоагрегата и подогревателя охлаждающей жидкости основного двигателя
Предполагаемая полезная модель относится к области машиностроения и, в частности, к конструкции газотурбинных агрегатов питания изделий (объектов) наземной спецтехники. Для применения агрегата питания для подогрева охлаждающей жидкости основного поршневого двигателя внутреннего сгорания объекта предлагается в состав газотурбинного агрегата питания ввести теплообменник водогазовый, в котором выходными газами газотурбинного двигателя энергоагрегата будет подогреваться охлаждающая жидкость двигателя внутреннего сгорания, а также заслонку для подвода выходных газов или в теплообменник водогазовый, или в патрубок отвода газов в атмосферу, когда надобности в подогреве охлаждающей жидкости нет. Применение теплообменника водогазового позволит использовать тепло выходных газов газотурбинного двигателя энергоагрегата и отказаться от котла-подогревателя для подготовки основного двигателя к запуску.
Предполагаемая полезная модель относится к области машиностроения и, в частности, к конструкции газотурбинных агрегатов питания изделий (объектов) наземной спецтехники.
Известен газотурбинный энергоагрегат танка «Леопард-2» (см. журнал «Двигатели внутреннего сгорания 1, 2008 г., статья «Перспективная вспомогательная силовая установка наземного транспортного средства», авторы С.А. Алехин кандидат технических наук, Г.К. Попов инженер, В.В. Салтовский инженер), обеспечивающий энергообеспечение машины на стоянке, когда основной двигатель (дизель) не работает. Недостатком этого аналога является отвод выходных газов энергоагрегата в атмосферу без использования их тепла.
Наиболее близким, принятым за прототип является газотурбинный агрегата питания АП-18Д, (см. «Годы побед и тревог», авторы Ю.В. Томашов, В.В. Андреев, Г.С. Бобков, А.В. Волкович, г. Екатеринбург, издательство «Чароид», 2002, стр.298), который также обеспечивает энергоснабжение изделия при неработающем основном двигателе (дизеле). Тепло выходящих газов агрегата питания не используется.
Известно, что в последних модификациях изделий спецтехники применяются поршневые двигатели внутреннего сгорания с высоким давлением наддувочного воздуха. Такие двигатели имеют частые незапуски, особенно при пониженной температуре окружающей среды. Для обеспечения надежного запуска таких двигателей внутреннего сгорания необходим предпусковой подогрев охлаждающей жидкости этих двигателей, например с помощью котлов - подогревателей (см. сайт Военное обозрение, статья «В Арктике появится БМП «Рыцарь» с газотурбинным двигателем» автора Юферева Сергея).
Для применения агрегата питания для подогрева охлаждающей жидкости основного поршневого двигателя внутреннего сгорания изделия предлагается в состав газотурбинного агрегата питания ввести теплообменник водогазовый, в котором выходными газами газотурбинного двигателя энергоагрегата будет подогреваться охлаждающая жидкость двигателя внутреннего сгорания, а также заслонку для подвода выходных газов или в теплообменник водогазовый, или в патрубок отвода газов в атмосферу, когда надобности в подогреве охлаждающей жидкости нет. Применение теплообменника водогазового позволит использовать тепло выходных газов газотурбинного двигателя энергоагрегата и отказаться от котла-подогревателя для подготовки основного двигателя к запуску.
При проведении поиска по патентной и научно-технической литературе не выявлено решений, содержащих предлагаемую совокупность существенных признаков, что позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого технического решения критерию «новизна».
Техническое решение на полезную модель поясняется чертежом. Агрегат питания с функциями энергоагрегата обеспечения систем изделия постоянным током при неработающем основном двигателе и функцией подогревателя охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания для его быстрого и надежного запуска, имеет: газотурбинный энергоагрегат 1, теплообменник водогазовый 2, заслонку 3 для изменения подвода газов (или в теплообменник; или в атмосферу), патрубок 4 для отвода газов в атмосферу.
Работа агрегата питания в режиме подогрева охлаждающей жидкости осуществляется следующим образом:
- включается насос изделия для прокачки охлаждающей жидкости через теплообменник водогазовый 2;
- заслонка 3 ставится в положение отвода газов в атмосферу через патрубок 4;
- запускается газотурбинный энергоагрегат 1;
- заслонка 3 ставится в положение подвода выходных газов в теплообменник водогазовый;
- после подогрева охлаждающей жидкости до заданной температуры заслонка 3 ставится оператором в положение отвода в газов в атмосферу через патрубок 4, насос прокачки охлаждающей жидкости через теплообменник водогазовый 2 отключается; переключение заслонки 3 в положение отвода газов в атмосферу может быть произведено автоматизированной системой при достижении заданной температуры охлаждающей жидкости.
«Промышленная применимость» заявленного технического решения видна из описания устройства агрегата питания с функциями энергоагрегата и подогревателя охлаждающей жидкости основного двигателя изделия.
1. Агрегат питания, имеющий газотурбинный энергоагрегат для обеспечения энергоснабжения изделия при неработающем основном двигателе внутреннего сгорания, отличающийся тем, что в состав агрегата питания входит теплообменник водогазовый для подогрева охлаждающей жидкости системы охлаждения основного двигателя изделия и заслонка для подвода выходных газов газотурбинного энергоагрегата или в теплообменник водогазовый, или в патрубок отвода газов в атмосферу.
2. Агрегат питания по п.1, отличающийся тем, что имеется система автоматического переключения заслонки в положение отвода газов в атмосферу при достижении заданной температуры охлаждающей жидкости.
РИСУНКИ