Устройство защиты конфиденциальной акустической информации в салоне автомобиля
Устройство защиты конфиденциальной акустической информации в салоне автомобиля. Система предназначена для защиты конфиденциальной речевой информации при проведении переговоров в салоне автомобиля. Полезная модель относится к технике защиты речевой информации и предназначена для защиты речевой конфиденциальной информации при проведении переговоров в салоне автомобиля. Данная система защиты отличается от используемых отдельно выполненных систем зашумления тем, что для маскировки конфиденциальных речевых переговоров до уровня гарантированной защиты путем передачи зашумляющего сигнала на несущие конструкции автомобиля используются виброакустические излучатели со встроенным генератором помех, установленные на разведоопасные конструкционные элементы автомобиля и подключенные к бортовой системе питания автомобиля. Система маскирует речевой сигнал до уровня, при котором конфиденциальная информация не может быть перехвачена.
Устройство защиты конфиденциальной акустической информации в салоне автомобиля.
Система предназначена для зашиты конфиденциальной акустической информации при проведении переговоров в салоне автомобиля.
Полезная модель относится к технике защиты акустической информации и предназначена для защиты конфиденциальной акустической информации при проведении переговоров в салоне автомобиля.
Известные варианты защиты конфиденциальных переговоров в салоне автомобиля (выполненные в виде отдельных устройств) требуют отдельной достаточно сложной настройки системы по требуемому уровню зашумляющего сигнала, выбора положения зашумляющей системы в салоне автомобиля, применения дополнительных устройств для обеспечения качества переговоров (устройство акустической защиты «Эхо-Кейс», генератор звуковой речеподобной помехи «Шаман», система защиты переговоров «Хаос-», «Устройство зашиты речевой информации в салоне автомобиля» полезная модель
76533 по реестру ПМ ФГУ ФИПС, «Устройство защиты конфиденциальных переговоров в салоне автомобиля» полезная модель
87310 по реестру ПМ ФГУ ФИПС).
«Устройство защиты речевой информации в салоне автомобиля» (полезная модель 76533) предназначено для защиты конфиденциальной речевой информации в салоне автомобиля путем формирования зашумляющей помехи, используя в качестве источника зашумления собственную адаптированную к салону звуковую систему.
«Устройство защиты конфиденциальных переговоров в салоне автомобиля» (полезная модель 87310) предназначено для защиты конфиденциальной речевой информации в салоне автомобиля путем передачи речеподобной помехи на виброакустические излучатели, установленные на разведоопасные конструкционные элементы автомобиля и подключенные к собственной звуковой системе автомобиля, используемой для воспроизведения речеподобной помехи со съемного носителя информации.
Устройство акустической защиты «Эхо-Кейс» (сертификат ГТК 426 от 12.02.01 г.), предназначено для защиты конфиденциальных переговоров в помещениях, на улице и в автомобилях путем формирования акустической речеподобной шумовой помехи.
Генератор звуковой речеподобной помехи «Шаман» применяется для обеспечения конфиденциальности переговоров, проводящихся в замкнутом помещении. В том числе может быть использован для «подавления» информативного речевого сигнала при проведении конфиденциальных переговоров в салоне автомобиля (каталог холдинга «Нелк» http://www.nelk.ru/node/99).
Система защиты переговоров «Хаос-Н» предназначена для предотвращения несанкционированного перехвата акустической информации. Может использоваться как в стационарных, так и в мобильных условиях. Включает прибор создания «речевой помехи», шумопоглощающие гарнитуры и специальные микрофоны. (Каталог «Конфидент», http://analitika.info/catalog.php?category=6&product=3)
Полезная модель 87310 является аналогом, наиболее близким к настоящей полезной модели (прототип).
Все вышеперечисленные системы имеют ряд общих недостатков, обусловленных особенностью использования источников шумовой маскирующей помехи:
- установка не предусмотренных конструкцией салона автономных приборов (типа «Хаос-», «Эхо-Кейс», «Шаман») с несколькими источниками шумовых сигналов (в том числе с мультимедийными колонками) могут привести к интерференции их источников шума и созданию в ряде точек салона автомобиля устойчивой во времени ослабленной амплитуды результирующего сигнала, не обеспечивающей требуемого уровня защиты;
- установка системы критична и при изменениях в положении генератора шумового сигнала в салоне автомобиля - величина зашумляющей помехи может изменяться (все вышеперечисленные системы, кроме ПМ 76533 и ПМ
87310);
- уровень шумового маскирующего сигнала подобных систем сопоставим с уровнем информативного сигнала. Это предполагает использование дополнительного оборудования для обеспечения качества проведения переговоров (телефонно-ларингофонных гарнитур и т.п.), что делает использование таких систем некомфортным и существенно увеличивает их стоимость (относится ко всем вышеперечисленным системам, кроме ПМ 87310).
- эффективное применение ПМ 87310 требует перед использованием подготовки речеподобной помехи, записанной на съемный носитель информации, который воспроизводится собственной акустической автомобильной системой. Перед использованием системы требуется предварительная установка (либо проверка) выходного сигнала (несущего речеподобную помеху) акустической системы на уровень, позволяющий гарантированно маскировать конфиденциальные переговоры.
Указанные недостатки могут серьезно влиять на эффективность использования этих систем для защиты конфиденциальных переговоров в салоне автомобиля.
В предлагаемой полезной модели для защиты конфиденциальных переговоров в салоне автомобиля было предложено подавать зашумляющий маскирующий сигнал, посредством использования виброакустических излучателей со встроенным генератором помехи, на разведоопасные несущие конструкции автомобиля. При этом виброакустические излучатели со встроенным генератором помехи подключаются к штатной бортовой системе питания автомобиля.
Данная полезная модель является перспективной в использовании в связи с отсутствием недостатков систем, представленных выше, и по следующим причинам:
- система настраивается единожды и не требует дополнительной настройки непосредственно перед использованием;
- нет необходимости использования дополнительной аппаратуры для обеспечения качества переговоров, так как зашумляющая помеха подается виброакустическим излучателем со встроенным генератором помехи непосредственно на конкретную разведоопасную несущую конструкцию;
- при защите используется лишь один тип устройств - виброакустические излучатели со встроенным генератором помехи, подключенные к бортовой системе питания автомобиля, что значительно упрощает и удешевляет систему защиты при высокой эффективности системы;
- визульное отсутствие систем зашумления в салоне для участников переговоров, а также отсутствие значительных шумовых помех делает проведение переговоров комфортным и в то же время защищенным.
Согласно проведенным ранее экспериментам анализа наиболее разведоопасных направлений в автомобиле и анализа ее архитектуры, было выяснено, что лобовое стекло, боковые стекла, заднее стекло являются самыми уязвимыми элементами с точки зрения акустической защищенности. Следующими по возможной угрозе возникновения виброакустического канала утечки информации являются капот, боковые двери. Исходя из этого, были выбраны контрольные точки при проведении измерений:
Таблица ![]() | |
Контрольные точки | |
Номер контрольной точки | Описание контрольной точки |
1 | Лобовое стекло. |
2 | Боковое стекло (заднее). |
3 | Заднее стекло. |
4 | Капот. |
5 | Боковая дверь, (передняя) |
6 | Боковая дверь, (задняя) |
Перечень фигур:
- фигура 1. Структурная схема экспериментальной установки.
В соответствии с методикой слухового контроля путем измерения словесной разборчивости был проведен анализ защищенности салона автомобиля Nissan Aimera Classic при использовании метода маскировки информативного сигнала шумовой помехой. Для проведения измерений использовался многофункциональный прибор компании «Смерш Технике» ST031 «Пиранья», предназначенный для обнаружения и локализации специальных технических средств негласного получения информации, а также для решения ряда других задач защиты информации и контроля качества ее осуществления.
Акустический излучатель, имитирующий проведение конфиденциальных переговоров, устанавливался на заднем сидении салона автомобиля. Уровень излучения акустического излучателя составлял 65 Дб и 75 Дб. В качестве имитирующего переговоры сигнала использовался тест Покровского.
Виброакустические излучатели со встроенным генератором помехи, подключенные к бортовой системе питания автомобиля, крепились на конструкционные элементы автомобиля в соответствии с расположением контрольных точек. В качестве виброакустического излучателя со встроенным генератором помехи использовался генератор-виброизлучатель «Соната-СП-45М».
На приемной стороне в контрольных точках устанавливался виброакустический датчик попеременной в каждой. Виброакустический датчик подключался к многофункциональному поисковому прибору ST 031 «Пиранья». «Пиранья» использовался в режиме виброакустического преобразователя, к нему же подключались наушники. Аудитор в реальном времени записывал отдельные слова услышанного теста. После чего производилась обработка полученных результатов.
Структурная схема экспериментальной установки представлена на фигуре 1.
В процессе проведения анализа защищенности салона была определена зависимость дальности установки виброакустического излучателя со встроенным генератором помехи от виброакустического датчика на словесную разборчивость переговоров, производимых в автомобиле.
Были выбраны 3 точки возможной установки виброакустического излучателя со встроенным генератором помехи при неизменной позиции виброакустического датчика. Позиция 1: расстояние «Соната-СП-45М» - виброакустический датчик - 10 см, позиция 2: расстояние «Соната-СП-45М» - виброакустический датчик - 40 см, позиция 3: расстояние «Соната-СП-45М» - виброакустический датчик - 80 см.
Для проверки степени защищенности речевого сигнала использовался метод речевой разборчивости (по W). При различных условиях - отсутствии и присутствии зашумляющего сигнала определялось количество правильно перехваченных слов в передаваемом тесте Покровского.
Практические опыты показывают, что составление подробной справки о содержании перехваченного разговора невозможно при словесной разборчивости менее 60-70%, а краткой справки-аннотации
- при словесной разборчивости менее 40-50%. При словесной разборчивости менее 20-30% значительно затруднено установление даже предмета ведущегося разговора, а при словесной разборчивости менее 10% это практически невозможно.
Таблица ![]() | |||
Речевая разборчивость при выключенном двигателе без применения систем защиты | |||
Номер контрольной точки | Название контрольной точки | Количество правильно принятых слов | Словестная разборчивость в %. |
1 | Лобовое стекло. | 50 | 100 |
2 | Боковое стекло. (заднее) | 50 | 100 |
3 | Заднее стекло. | 50 | 100 |
4 | Капот. | 40 | 80 |
5 | Боковая дверь. (передняя) | 45 | 90 |
6 | Боковая дверь. (задняя) | 40 | 80 |
При включенном двигателе:
Таблица ![]() | |||
Речевая разборчивость при включенном двигателе без применения систем защиты | |||
Номер контрольной точки | Название контрольной точки | Количество правильно принятых слов | Словестная разборчивость в %. |
1 | Лобовое стекло. | 31 | 62 |
2 | Боковое стекло, (заднее) | 43 | 86 |
3 | Заднее стекло. | 46 | 92 |
4 | Капот. | 0 | 0 |
5 | Боковая дверь, (передняя) | 9 | 18 |
6 | Боковая дверь (задняя) | 0 | 0 |
Из вышеперечисленных таблиц видно, что основная угроза акустической информации (конфиденциальным переговорам) в салоне автомобиля исходит от стекол автомобиля (лобового, боковых, заднего). Следующими по разведоопасности идут: боковые передние двери, боковые задние двери, капот.
По полученным результатам можно сделать вывод о необходимости использования средств защиты даже при включенном двигателе.
Таблица ![]() | |||
Речевая разборчивость при выключенном двигателе с применением системы защиты | |||
Номер контрольной точки | Название контрольной точки | Количество правильно принятых слов | Словестная разборчивость в %. |
Расстояние 10 см. | |||
1 | Лобовое стекло. | 0 | 0 |
2 | Боковое стекло, (заднее) | 0 | 0 |
3 | Заднее стекло. | 0 | 0 |
4 | Капот. | 0 | 0 |
5 | Боковая дверь, (передняя) | 0 | 0 |
6 | Боковая дверь, (задняя) | 0 | 0 |
Расстояние 40 см. | |||
1 | Лобовое стекло. | 5 | 10 |
2 | Боковое стекло, (заднее) | 0 | 0 |
3 | Заднее стекло. | 0 | 0 |
4 | Капот. | 0 | 0 |
5 | Боковая дверь, (передняя) | 0 | 0 |
6 | Боковая дверь, (задняя) | 0 | 0 |
Расстояние 80 см. | |||
1 | Лобовое стекло. | 15 | 30 |
2 | Боковое стекло, (заднее) | - | - |
3 | Заднее стекло. | 12 | 24 |
4 | Капот. | 9 | 18 |
5 | Боковая дверь, (передняя) | 11 | 22 |
6 | Боковая дверь (задняя) | 5 | 10 |
В случае использования предлагаемого метода защиты, как показали данные таблицы 4, для эффективного маскирования информативного сигнала на боковые стекла, задние, передние двери необходима установка по одному виброакутстическому излучателю со встроенным генератором помехи; на лобовое, заднее стекло, капот - по два. Подобная установка виброакустических излучателей со встроенным генератором помехи понижает речевую разборчивость до менее чем 10%, при которых практически невозможно установить даже предмет ведущегося разговора.
По результатам измерений был сделан вывод о перспективности использования предложенного метода защиты конфиденциальных переговоров в салоне автомобиля. Наряду с высокой эффективностью использования рассмотренной системы, она также обладает низкой стоимостью, простотой и комфортом использования, отсутствием необходимости прибегать к использованию дополнительных средств обеспечения комфортабельности проведения переговоров, которые используются в большинстве известных средств защиты речевой информации в салоне автомобиля. Кроме того, система не требует настройки перед проведением переговоров и подключается к штатной бортовой системе питания автомобиля.
Устройство защиты конфиденциальной акустической информации в салоне автомобиля, содержащее виброакустические излучатели, размещенные на разведоопасные конструкционные элементы автомобиля, отличающееся тем, что в качестве виброакустических преобразователей используются виброакустические преобразователи со встроенным генератором помех.
РИСУНКИ