Противоослепляющее устройство для водителя транспортного средства
Полезная модель относится к устройствам защиты водителя от ослепления фарами встречного транспортного средства. Целью создания полезной модели является создание светозащитного устройства для водителя транспортного средства, обеспечивающего бинокулярное зрение по своей полосе и эффективную защиту от ослепления на разных дистанциях от встречного транспорта. Противоослепляющее устройство для водителя транспортного средства выполняется как бинокулярное устройство в стационарном варианте с корпусом 1 в виде узкой пластины и в портативном варианте в виде очков-антифар, имеющих светозащитные полупрозрачные, затемняющие, матовые или преломляющие элементы, выполненные в виде двух светозащитных экранов, где у экрана противоположные по линии условной горизонтальной продольной оси 5 боковые стороны представляют собой направленные вниз под любым углом к друг другу, в диапазоне от острого угла до тупого, соответственно, боковую правую 7 и 8 и боковую левую 9 границы экрана, причем одноименные с полосой движения границы экранов или отдельные участки этих границ выполнены с однонаправленным и близким по уровню для обеих границ наклоном в сторону своей полосы 20, границы которых по горизонтали разнесены друг от друга на расстояние, близкое или равное по значению центровочному или межзрачковому расстоянию, сбоку от которых, в пределах проекции корпуса, имеется пространство 4 для свободного бинокулярного зрения, с размерами светозащитных экранов 2 и 3, при которых образуется необходимый защитный сектор 14, в пределах угловых размеров светозащитных экранов при расположении устройства на расстоянии от нескольких миллиметров до нескольких десятков сантиметров от глаз водителя и в вариантах устройств, имеющих подвижные относительно друг друга или корпуса, светозащитные экраны 2 и 3, выполненные как часть корпуса или в виде отдельных, фиксированных или передвижных элементов.
Полезная модель относится к устройствам защиты водителя от ослепления фарами встречного транспортного средства.
Известно устройство защиты глаз водителя от ослепления фарами встречного транспорта в виде противоослепляющих очков для водителей автомобилей, содержащие затемняющие полупрозрачные экраны, закрывающие часть нижней половины стекол очков с расширением книзу и в сторону, при этом затемняющие полупрозрачные экраны расположены на обоих стеклах очков по одну сторону от их оптических центров [патент РФ 2088190, МПК: A61F 9/02, номер заявки: 94036022/14, 27.08.1997 г.]
Известен аналог в виде защитных очков от ослепления, содержащий оправу с закрепленными в ней стеклами, снабженными полупрозрачным покрытием на части стекол, которые имеют определенные углы наклона нижних кромок и определенное расстояние от центра очкового стекла до боковой и нижних кромок экранов [заявка РФ 93037244/28, МПК G02C 7/10, 20.06.1997 г.].
Недостатком вышеперечисленных устройств является использование широких затемняющих зон, экранов и козырьков, ограничивающих зрения водителя из-за отсутствия ограничивающих правых и левых боковых границ, соотнесенных между собой на расстоянии, при котором сохраняется бинокулярное зрение и достаточный обзор по обе стороны экранов, а также необходимость расположения одноименных границ экранов по одну сторону от оптических центров устройства, что исключает использование таких экранов в устройствах, где отсутствуют оптические центры.
Целью полезной модели является создание простого по конструкции светозащитного устройства для водителя транспортного средства, в стационарном и портативном вариантах, обеспечивающих одновременно бинокулярное зрение по своей полосе и защиту от ослепления на разных дистанциях от приближающегося источника света.
Известно, что угол зрения водителя по вертикали крайне ограничен, в связи с чем, имеются ограничения для использования на разных дистанциях непрерывных по горизонтали светозащитных устройств для глаз водителя. Кроме того, известные устройства невозможно использовать в варианте стационарного защитного устройства.
Также известно, что при прохождении света, например, через призму треугольного сечения, свет преломляется и изменяет свое направление, отклоняясь к основанию призмы или отражаясь полностью за счет эффекта полного внутреннего отражения, в случае использования прямоугольной призмы. Соответственно, располагая такие, ограниченные по площади, оптические призматические элементы в поле зрения водителя можно отклонить или отразить направленный прямо в глаза свет от излучаемого объекта определенного размера и предупредить тем самым ослепление водителя.
Для эффективного решения задачи полезной модели существенным является использование бинокулярного устройства с расположенными на определенном расстоянии друг от друга защитными экранами, имеющими наклонные одноименные боковые границы разной длинны, выполненные под углом к друг другу и разнесенные друг от друга на межцентровое расстояние, что обеспечивает образование необходимого и определенной формы защитного сектора при минимальной площади экрана и максимальной возможности использования бинокулярного зрения по своей полосе.
Данная задача решается тем, что противоослепляющее устройство для водителя транспортного средства выполнено как бинокулярное устройство, в стационарном варианте с корпусом в виде, например, узкой прозрачной пластины и в портативном варианте в виде очков-антифар, имеющих светозащитные полупрозрачные, матовые, затемняющие или преломляющие оптические элементы в виде двух светозащитных экранов, где у экрана противоположные по линии горизонтальной продольной оси боковые стороны представляют собой направленные вниз под любым углом к друг другу, в диапазоне от острого угла до тупого, соответственно, боковую правую и боковую левую границы экрана, причем одноименные с полосой движения границы экранов или отдельные участки этих границ выполнены с однонаправленным и близким по уровню для обеих границ наклоном в сторону своей полосы, границы которых по горизонтали разнесены друг от друга на расстояние, близкое или равное по значению центровочному или межзрачковому расстоянию, сбоку от которых, в пределах проекции корпуса, имеется пространство для свободного бинокулярного зрения, где уровень или угол наклона в соответствующую сторону относительно продольной оси одноименных боковых правых и левых границ меньше 90 градусов, оптимально в пределах 30-70 градусов, с углом наклона одноименных с полосой движения границ между собой, при котором общая ширина по горизонтали свободного пространства и экрана или расстояние между одноименными границами находится в пределах центровочного или межзрачкового расстояния, в диапазоне 56-75 мм, а боковые границы экрана имеют разную длину и образуют форму треугольного экрана с углом направленным вниз или форму трапеции с малым основанием снизу в виде нижней границы, с размерами светозащитных экранов, при которых образуется необходимый защитный сектор в пределах угловых размеров светозащитных экранов при расположении устройства на расстоянии от нескольких миллиметров до нескольких десятков сантиметров от глаз водителя, в том числе, в вариантах полезной модели, включающих затемняющие, полупрозрачные, матовые экраны или светозащитные призматические элементы с треугольным и иным сечением и преломляющим углом в пределах от 1 градуса до величины угла, при котором возникает эффект полного внутреннего отражения и в вариантах устройств, имеющих подвижные относительно друг друга или корпуса, светозащитные экраны, выполненные как часть корпуса или в виде отдельных, фиксированных или передвижных элементов.
На фиг. 1 представлен вариант стационарного противоослепляющего устройство для водителя транспортного средства со светозащитными затемняющими или матовыми экранами треугольной формы, общий вид со стороны водителя (сзади).На фиг. 2 представлено стационарное бинокулярное устройство с экранами в форме трапеции, общий вид со стороны водителя (сзади). На фиг. 3 представлено стационарное бинокулярное устройство с оптическими призматическими элементами, общий вид со стороны водителя. На фиг. 4 представлено портативное устройство в виде очков-антифар со светозащитными полупрозрачными экранами треугольной формы, общий вид сзади, со стороны водителя. На фиг. 5 показан принцип работы стационарного устройства, общий вид.
Противоослепляющее устройство для водителя транспортного средства, например, автомобиля, выполняется как в варианте стационарного бинокулярного устройства (фиг. 1, 2, 3), так и в варианте портативного устройства, например, в виде очков-антифар (фиг. 4), как для правостороннего, так и левостороннего движения. В описании полезной модели подробно представлен вариант противоослепляющего устройства для правостороннего движения.
Во всех вариантах полезной модели (фиг. 1, 2) противоослепляющее устройство для водителя транспортного средства состоит из корпуса 1 и двух, соответственно для правого и левого глаза, светозащитных устройств или призматических элементов в виде светозащитных экранов 2 и 3, со свободным пространством 4 для бинокулярного зрения, разнесенных по продольной, горизонтальной оси 5 корпуса, с верхней границей 6, где противоположные по горизонтальной продольной оси боковые стороны экранов представляют собой соответственно, боковую левую 7 и 8 и боковую правую 9 границу каждого экрана.
Корпус 1 стационарного устройства (фиг. 1, 2, 3) представляет собой, как вариант, узкую, протяженную прозрачную пластину или иную основу с условной продольной, горизонтально направленной осью 5, включающую, расположенные на определенном расстоянии друг от друга на корпусе, наклонные с одной или с обеих сторон светозащитные экраны 2 и 3, имеющие отдельные у каждого экрана или общую для экранов, верхнюю 6 границу, боковые правые 7 и 8 границы соответственно для каждого экрана в устройстве для правостороннего движения и боковые левые 9 границы экранов, в том числе, с аналогичными характеристиками в варианте для левостороннего движения.
Светозащитные элементы в первом варианте стационарного устройства выполняются как полупрозрачные или матовые экраны (фиг. 1, 2), во втором варианте (фиг. 3) стационарного устройства светозащитные экраны 2 и 3 представляют собой оптически активные призматические элементы, плоские, не параллельные поверхности которых образуют оптические призмы или призматические элементы с треугольным или иным сечением и с преломляющим ребром, выполненным на одной из сторон призматического элемента. При этом, преломляющий угол треугольных призм выполняется в пределах от малого преломляющего угла, равного 1-15 град, до величины угла, при котором возникает эффект полного внутреннего отражения.
Края корпуса 1 пластины стационарного устройства могут представлять собой соответствующие границы светозащитных экранов, выходить за его пределы или иметь меньшие размеры, чем экраны. Корпус стационарного устройства может представлять собой пластину с подвижными относительно корпуса или относительно друг друга светозащитными экранами для возможности установки необходимого расстояния между ними, а также иметь устройство крепления с поворотным кронштейном или осевым устройством. Одним из вариантов крепления может быть клеевое крепление к лобовому стеклу непосредственно корпуса устройства.
Очки-антифары (фиг. 4) представляют собой стандартную оптическую систему для бинокулярного зрения в виде очков, с выполненными в корпусе или очковых линзах светозащитными экранами 2 и 3 или призматическими элементами. При этом, светозащитные призматические элементы в очках антифарах могут быть выполнены как отдельные элементы, так и как часть прозрачного корпуса устройства или очковых линз, а также как подвижные относительно друг друга или корпуса элементы за счет специальных передвижных устройств в корпусе очков.
Для эффективного решения задачи полезной модели, одноименные с одной из полос движения боковые границы экранов, например правые 7 и 8, или отдельные участки этих границ выполнены в виде непрямых линий с однонаправленным в сторону полосы движения и близким по уровню для обеих границ направлением или наклоном в эту же сторону, или прямых линий, выполненных под углом меньше 90 градусов к продольной оси 5 корпуса. Оптимальным является уровень или угол наклона боковых правых 7 и 8 границ для правостороннего движения в пределах 30-70 градусов. Углы наклона в соответствующую сторону одноименных боковых правых для правостороннего движения и левых границ для левостороннего движения или отдельных их участков, должны быть по возможности близкими или равными по значению, чтобы создавать защитный сектор по одной линии для глаз водителя. Соответственно, диапазон уровней или углов наклона одноименных с полосой движения границ между собой, соответствует величине, при которой общая ширина по горизонтали свободного пространства и экрана или расстояние между одноименными границами будет находиться в пределах центровочного или межзрачкового расстояния, в диапазоне 56-75 мм.
Таким образом, для создания более эффективного защитного экрана оптимальным является однонаправленный наклон одноименных границ или участков границ в сторону своей полосы движения в случае использования непрямых линий границ или выполнение экрана с углом наклона прямых одноименных боковых правых и(или) дополнительно левых границ в соответствующую сторону на угол меньше 90 градусов в диапазоне, при котором сохраняется величина межцентрового расстояния. Использование наклонных боковых границ позволяет сохранять возможность наблюдения за своей полосой движения в пределах угла между наклонными границами и дорожным полотном. Для возможности образования экрана различной формы, боковые правые и левые границы могут выполняться разной длины, что в совокупности с разным углом расположения боковых границ относительно друг друга, делает устройство более универсальным в использовании.
Углы наклона других, противоположных границ, например противоположных левых 9, относительно продольной оси 5 или соответствующих правых границ 7 и 8, а также относительно друг друга у разных экранов могут выполняться в любом диапазоне, от острого угла до тупого. Это позволяет образовывать защитные экраны необходимой ширины по горизонтали на определенных уровнях. Оптимальным являются уровни или углы наклона боковых границ экранов, при которых боковые границы выполняются не параллельными, а направленными вниз друг к другу под тупым углом, образуя суживающийся книзу до точки или плоского основания экран, что позволяет создавать сбоку от боковых границ больше свободного пространства 4 для бинокулярного зрения по своей и противоположной полосе движения. В этом случае нижние части экрана будут представлены в форме тупоугольного треугольника или в форме, близкой к трапеции. При этом светозащитные экраны могут соединяться сверху (фиг. 2) по линии верхних границ, друг с другом с образованием единой для двух экранов верхней границы 6 или продолжающегося кверху, протяженного по горизонтали, общего для двух экранов дополнительного, горизонтально направленного по оси, защитного экрана 12.
Использование направленных вниз и наклонных по отношению к продольной оси 5 или друг к другу боковых правых и (или) левых границ экранов 2 и 3, которые при этом могут иметь разную длину, позволяет сохранять необходимое пространства для свободного бинокулярного зрения, изменять форму экрана и обеспечивать защиту от приближающегося и увеличивающегося в размерах источника света на разных дистанциях при неизбежных колебаниях головы водителя во время движения.
Существенным для решения задачи полезной модели является образование такого светозащитного сектора 14 или полосы преломления по горизонтали и вертикали, который должен восприниматься одновременно двумя глазами водителя как единый непрерывный светозащитный сектор 14 (фиг. 5). Для этого вертикально направленные и наклонные правые границы 7 и 8 обоих светозащитных экранов 2 и 3 или их однонаправленные участки должны проецироваться при взгляде через устройство на дорожное полотно максимально близко друг к другу, образуя (фиг. 5) одни и те же или близкие к друг другу вертикально направленные и наклонные одноименные, например, правые границы сектора 14 ограничения видимости на дороге, что определяется выбором необходимого расстояния между одноименными боковыми правыми границами 7 и 8 (или левыми для левостороннего движения) или однонаправленными участками этих границ.
Для этой цели в рассматриваемом варианте полезной модели для правостороннего движения, расстояние по горизонтали между наклонными правыми границами 7 и 8 экранов или участками этих границ, имеющих близкий или одинаковый угол наклона, должно быть соизмеримым (чуть меньше, больше или равно) с центровочным расстоянием для очков или иных бинокулярных устройств, или расстоянием между зрачками или условными оптическими осями глаз 15, например, оптическими центрами 16 линз, с учетом имеющихся колебаний этих значения в определенных границах. Практически данное расстояние колеблется, в среднем, в пределах 56-68 мм, максимум до 75 мм, для взрослых людей.
Такое расстояние между правыми границами 7 и 8 светозащитных экранов 2 и 3 позволяет располагать обе правые границы экранов близко (фиг. 5) к оптическим осям 15 соответствующего глаза или к оптическим центрам 16 очковых линз (фиг. 4), что обеспечивает защиту от слепящего потока света по определенной границе в правом, наиболее важном секторе обзора водителя. Аналогичные условия применимы и одновременно для боковых левых границ 9, что позволяет создавать единый по границам и минимальный по размерам сектор защиты как по правой, так и левой стороне для обоих глаз. Соответственно, в этом случае устройство может иметь боковые границы, имеющие одинаковый и свой угол или уровень наклона для одноименных границ в соответствующую сторону, границы которых по горизонтали разнесены друг от друга на расстояние, соизмеримое с центровочным расстоянием для очков или иных бинокулярных устройств.
Необходимая форма, ширина и высота защитных секторов 14 или полосы преломления света задаются формой и размерами светозащитных экранов 2 и 3, при которых, расположенные на определенном расстоянии от глаз, светозащитные экраны имеют угловые размеры, при которых частично или полностью блокируется свет от фар 17 движущегося транспортного средства 18 по встречной полосе 19, при этом сохраняется практически неизменным остальное зрительное поле, включая центральную область видения или центральное зрение для обоих глаз по своей полосе 20.
Таким образом, светозащитные элементы в корпусе устройства выполняются в виде двух светозащитных экранов, где одноименные границы экранов или отдельные участки этих границ выполнены с однонаправленным и близким для обоих границ углом наклона в сторону своей полосы движения, между границами которых имеется расстояние, близкое или равное по значению центровочному или межзрачковому расстоянию, что дает возможность ограничивать поля зрения для обоих глаз с одной или более сторонам максимально по одной и той же границе на местности, например, на границе разделения полос движения 19 и 20. Оптимальным углом наклона является угол в пределах 30-70 градусов, а центровочное или межзрачковое расстояние в диапазоне 56-75 мм как для стационарных, так и портативных устройств.
Относительно друг друга, боковые границы экранов могут быть расположены под любым углом, в диапазоне от острого угла до тупого, что определяет форму нижней части экрана, например, форму треугольного экрана с углом направленным вниз или форму трапеции с малым основанием снизу в виде нижней горизонтальной или наклонной границы. Такая форма экрана является существенным для предупреждения ослепления от объектов на различных расстояниях и сохранения видимости по своей полосе при однонаправленном движении головы водителя.
Полупрозрачные, матовые или затемненные полосы и экраны могут выполняться из любого затемненного, непрозрачного стекла, пластика, а призматические элементы могут выполняться из любого прозрачного, оптически активного материала, таких как стекло, прозрачный пластик. В качестве светозащитных призматических элементов возможно применение разных оптических устройств, таких как призмы, полуцилиндры, линзы Френеля, позволяющие изменять первоначальное направление светового луча или отражать направленные световые потоки в заданных сегментах полей зрения водителя.
Для выполнения задачи полезной модели светозащитные экраны 2 и 3 выполняются с теми линейными размерами, которые достаточны для образования необходимого (фиг. 5) по размерам защитного сектора 14 и свободного пространства 4 для возможности бинокулярного зрения при расположении данного бинокулярного устройства от глаз водителя на расстоянии от нескольких миллиметров в очках-антифарах, до десятков сантиметров от глаз водителя в стационарном устройстве. Эти размеры определяют необходимые угловые размеры светозащитных экранов, как по горизонтали, так и по вертикали для ослабления интенсивности света или отклонения света фар при определенной дистанции наблюдения через бинокулярное устройство с преломляющими элементами.
Оптимальной шириной светозащитного экрана 2 или 3 по горизонтали, например, для дистанционного устройства, при средних значениях центровочного расстояния или расстояния между оптическим центрами в 55-68 миллиметров, максимально до 75 миллиметров, является ширина в нижней части его от 20-30 миллиметров и более на уровне верхней границы 6, что достаточно для предупреждения эффекта ослепления при расположении устройства близко у лобового стекла и сохранении достаточной ширины пространства для наблюдения левым глазом. В очках-антифарах ширина светозащитных элементов, например, может составлять от 1-5 миллиметров в нижней части экрана и более, вплоть до 15-20 миллиметров на уровне верхней границы 6. Высота светозащитных экранов, учитывая малый угол обзора по вертикали, будет меньше ширины экрана. Нижняя граница или край светозащитных экранов в стационарном устройстве может быть у края корпуса или ниже, в очках-антифарах нижняя граница экрана может располагаться на любом уровне относительно оптического центра или корпуса устройства.
Для улучшения световой защиты от транспортного средства на дальней дистанции, одноименные, например, правые границы 7 и 8 или левые границы 9 светозащитных элементов могут быть непрямыми, как вариант, дополнительно изогнутыми в ее средней или верхней части с образованием, например, дополнительного тупого угла, открытого в сторону своей полосы, что позволяет увеличить ширину экрана на этом уровне. При этом угол излома правой границы в очках лучше располагать по вертикали в проекции оптического центра. В этом варианте разные, но однонаправленные непрямые линии или наклонные под равными или близкими углами участки одноименных боковых границ также могут быть разнесены на величину, близкую к центровочному или межзрачковому расстоянию, независимо от угла наклона участков границ относительно продольной оси 5 корпуса устройства.
В устройствах с использованием оптически активных призматических элементов как защитных экранов (фиг. 3) определенное значение имеет выбор угла преломления, который может находиться в пределах от малого преломляющего угла, равного, например, 1-15 град, до величины угла, при котором возникает эффект полного внутреннего отражения как в треугольной прямоугольной призме. Для стационарного устройства оптимальным является минимальный угол преломления от 1-25 градусов, в то время как для использования в очках-антифарах требуется больший угол преломления для исключения возникновения эффекта «мнимого изображения» из-за малого расстояния между оптическими элементами и глазами водителя.
В устройствах с отдельным для каждого глаза светозащитными наклонными экранами 2 и 3, справа и слева, соответственно образуются пространства 4 для возможности свободного визуального наблюдения правым и левым глазами за объектами на своей полосе, вне проекции светозащитных устройств. Данное пространство 4 необходимой ширины и площади для бинокулярного зрения образуется в пределах боковых границ разнесенных между собой светозащитных экранов 2 и 3, которые имеют для этого однонаправленные с полосой движения наклоны боковых границ экранов, а именно, одноименных правых 7 и 8 границ в правую сторону и(или) левых 9 границ в левую сторону. В очках-антифарах свободное пространство 4 справа от одноименных правых 7 и 8 или левых 9 границ светозащитных элементов 2 и 3, шириной около половины ширины оптической линзы, образуется за счет преимущественного одностороннего размещения всей или большей части светозащитных экранов слева от вертикальной проекции соответствующих оптических центров 16 линз.
Таким образом, применение ограниченных по площади светозащитных экранов 2 и 3, имеющих наклонные в одну или обе стороны под одним или близким углом наклона боковые границы или отдельные их участки, разнесенные на необходимое расстояние между собой по горизонтали, позволяет располагать светозащитные экраны в стационарном устройстве только исходя их межцентрового расстояния, а в очках-антифарах расположение экранов возможно в любой позиции, как сверху, так и снизу от оптической оси, как вариант, преимущественно в левом секторе поля зрения водителя.
Портативный вариант устройства (фиг. 4), представляет собой очки для водителя или стандартную оптическую систему для бинокулярного зрения в виде очков, с выполненными в корпусе или очковых линзах с вышеуказанными светозащитными полупрозрачными, затемняющими экранами 2 и 3 или светопреломляющими призматическими элементами, выполненными либо как единое целое с прозрачным корпусом 1 очков, прозрачными очковыми линзами, либо представляют собой устройства с фиксированными на корпусе или линзах светозащитными экранами 2 и 3, в том числе, с возможностью их перемещения как отдельно, так и в составе частей корпуса. В корпусе очков светозащитные экраны или призматические элементы могут быть расположены сверху или снизу от линии оптических центров 16, по линии зрачков или преимущественно в левом секторе очковой линзы. При использовании в качестве защитного экрана треугольных призм, основания 13 или преломляющие ребра могут быть на любой стороне призматического элемента, с углом, направленным в одну из сторон, либо по вертикали, например, в сторону от оптического центра или вниз. В очках-антифарах светозащитные экраны 2 и 3 соответствующих размеров более эффективны при расположении их, например, сверху в центре очковой линзы или преимущественно в левой боковой части очковой линзы или ее проекции. Также данные экраны, но выполненные в зеркальной форме, можно располагать и ниже горизонтальной линии зрачков или оптических осей. В любом из вариантов, минимум одноименные правые границы 7 и 8 светозащитных элементов 2 и 3 или однонаправленные участки этих границ разнесены по горизонтали друг от друга на расстоянии, близком или равном расстоянию между зрачками глаз или оптическими центрами 16 очковых линз и наклонены в сторону своей полосы движения, образуя справа острый, меньше 90 градусов, угол с продольной осью 5 корпуса устройства. Оптимальным является угол в 45 градусов между правой 7 или 8 границей и продольной осью 5 корпуса устройства. Для сохранения максимальной ширины свободного пространства, целесообразным является однонаправленный наклон и противоположных левых 9 границ экрана в другую сторону. Ширина верхних границ 6 в очках-антифарах составляет меньше половины ширины очковой линзы. Достаточным является такая площадь светозащитных экранов в очках, которая составляет менее 25% площади очковой линзы. Это позволяет одновременно для обоих глаз изменять интенсивность или направление части светового потока в определенном, ограниченном, правом (или левом) боковом секторе обзора водителя, перекрывать фары 17 удаленного на достаточное расстояние транспортного средства 18, когда исчезают различия в границах полос на дорожном полотне. Для левостороннего движения соответственно светозащитные экраны будут иметь аналогичные характеристики границ для своей полосы движения.
Во всех вариантах портативного устройства ширина по горизонтали или по продольной оси 5 корпуса правого светозащитного элемента 8 с шириной свободного пространства 4 не должна выходить за пределы диапазона значений центровочного или межзрачкового расстояния, чтобы обеспечить единую правую границу защитного сектора 14 и достаточное пространство для бинокулярного зрения. Учитывая разные значения центровочного расстояния, целесообразным является выполнение одноименных границ не параллельными, с близкими по значению углами наклона. Наличие свободного пространства 4 минимум справа от правых границ 7 и 8 или с обеих сторон дает возможность наблюдения обеими глазами за своей полосой движения 20. При этом устройство может быть выполнено с подвижными относительно друг друга или корпуса экранами.
В противоослепляющем стационарном или портативном устройстве с использованием светопреломляющих устройств, таких как призмы треугольного сечения, полуцилиндры, линзы Френеля, может быть любое, однонаправленное или разнонаправленное направлении преломления света в плоскости относительно зрачка или оптической оси, а также под любым углом относительно корпуса. Соответственно, направление и расположение преломляющего угла или основания 13 оптического элемента может быть любым по горизонтали и по вертикали. Наиболее практичным является преломление света в вертикальной плоскости в стационарном устройстве и (или) преломление в горизонтальной плоскости в очках-антифарах, так как в этом случае замещающее изображение не будет контрастным с основным изображением.
Противоослепляющее устройство для водителя транспортного средства в стационарном варианте применяется следующим образом. Стационарное устройство крепится на лобовом стекле автомобиля любым способом, например клеевым, или на поворотном кронштейне, таким образом, при котором правая наклонная граница 8 правого светозащитного элемента 3 располагается выше оптической оси правого глаза водителя, смотрящего вперед, при этом правая наклонная граница 8 правого оптического элемента 3 может устанавливаться с проекцией по вертикали полностью или частично слева от вертикальной проекции правого глаза водителя, смотрящего вперед, а нижние границы экранов располагаются на уровне, ниже или выше линии глаз водителя. При таком положении устройства для водителя практически нет ограничений для обзора дорожного полотна через свободные пространства 4 от правых границ 7 и 8 и левых 9 границ светозащитных экранов 2 и 3. При появлении встречного транспорта 18 водителю достаточно изменить положение головы соответственно в вертикальной и(или) горизонтальной плоскости, чтобы светозащитные экраны 2 и 3 оказались в проекции фар 17 встречного транспорта 18, тем самым предупреждая ослепление водителя за счет снижения интенсивности или отклонения света фар в этом секторе в ту или иную сторону. Наклонные боковые правые 7 и 8 и левые 9 границы светозащитного элемента позволяют создавать защитный, непрерывный по вертикали и наклонный сектор 14, где наклон правых границ экранов обеспечивает защиту от ослепления с сохранением видимости большей части своей полосы 20 даже при расположении ее в проекции глаза водителя или оптического центра линзы.
Принцип работы очков-антифар аналогичен работе стационарного бинокулярного устройства. Во время движения водитель через пространство 4 справа от правых границ 7 и 8 и, например, нижние поля обозревает обе полосы 19 и 20 дорожного полотна. При возникновении встречного транспорта 18 с включенными фарами 17, водитель делает соответствующие движения головой, например, вниз, вверх или вправо одновременно и перемещает светозащитные элементы 2 и 3 в проекцию фар 17, чем самым перекрывая источник ослепления, размещая правые границы перекрытия под углом к направлению оси дороги на границе разделения полос движения. Одновременно с перемещением проекции светозащитных экранов 2 и 3, водитель контролируют через свободный угол обзора не перекрытую светозащитными экранами часть дороги 20. Это обеспечивает водителю более комфортное и безопасное движение при встрече с транспортным средством в ночное время. При расположении светозащитных наклонных экранов по вертикали частично на уровне зрачков, нет необходимости существенно изменять положение головы в двух проекциях.
Таким образом, данное противоослепляющее устройство для водителя транспортного средства эффективно предупреждает ослепление водителя светом фар встречного транспорта и найдет широкое применение в практике.
1. Противоослепляющее устройство для водителя транспортного средства в виде корпуса, включающего светозащитные элементы с горизонтальными и боковыми границами, отличающееся тем, что светозащитные элементы в корпусе устройства выполнены в виде двух светозащитных экранов, где у экрана противоположные по линии условной горизонтальной продольной оси боковые стороны представляют собой направленные вниз под любым углом к друг другу соответственно боковую правую и боковую левую границы экрана, причем одноименные с полосой движения границы экранов или отдельные участки этих границ выполнены с однонаправленным углом наклона в пределах 30°-70° в сторону своей полосы движения, границы которых по горизонтали разнесены друг от друга на расстояние, близкое или равное по значению центровочному или межзрачковому расстоянию.
2. Противоослепляющее устройство по п.1, отличающееся тем, что выполнено как бинокулярное устройство, имеет матовые или затемняющие экраны, сбоку от которых в пределах проекции корпуса имеется пространство для свободного бинокулярного зрения с уровнем или углом наклона одноименных с полосой движения границ между собой, при котором общая ширина по горизонтали свободного пространства и экрана или расстояние между одноименными границами находится в пределах центровочного или межзрачкового расстояния, в диапазоне 56-75 мм, а боковые границы экрана имеют разную длину и образуют форму треугольного экрана с углом, направленным вниз, или форму трапеции с малым основанием снизу в виде нижней границы.
3. Противоослепляющее устройство по п.1, отличающееся тем, что имеет экраны с размерами, при которых образуется необходимый защитный сектор в пределах необходимых угловых размеров светозащитных экранов, при расположении устройства на расстоянии от нескольких миллиметров до нескольких десятков сантиметров от глаз водителя, причем снегозащитные экраны стационарного устройства сверху соединяются по линии верхних границ в один протяженный по горизонтальной оси дополнительный экран.
4. Противоослепляющее устройство по п.1, отличающееся тем, что имеет светозащитные экраны со светопреломляющими элементами, имеющими плоские, непараллельные поверхности, образующие призматические элементы с треугольным сечением, где преломляющий угол треугольных призм выполняется в пределах от малого преломляющего угла, равного 1°-15°, до угла, при котором возникает полное внутреннее отражение.
5. Противоослепляющее устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус устройства выполнен в виде очков с призматическими элементами, расположенными сверху или снизу от линии оптических центров, где линии пересечения преломляющих плоскостей или основания призм могут быть расположены под любым углом по горизонтали и(или) по вертикали.
6. Противоослепляющее устройство по п.1, отличающиеся тем, что корпус выполнен как стационарное устройство в виде прозрачной узкой пластины с подвижными относительно друг друга затемняющими экранами.