Надувная моторная лодка

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к судостроению, в частности к надувным моторным лодкам. Моторная надувная лодка содержит образованный баллонами незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец и надувное днище из эластичного материала, соединенное с бортами по их внутреннему контуру и содержащее верхнюю часть днища, нижнюю часть днища и продольные перегородки внутри днища. Лодка отличается тем, что продольная длина нижней части ее днища больше, чем продольная длина верхней части днища, причем в кормовой части днища его нижняя часть соединена с верхней частью днища в месте крепления транца и выходит за пределы верхней части днища в продольном направлении. Выходящий за пределы верхней части днища сегмент нижней части днища может укрепляться дополнительными слоями эластичного материала или жесткими деталями, наносимыми на него с верхней стороны. На нижней части днища лодки могут устанавливаться продольные отрезки жесткого профиля. В результате в кормовой части лодки обеспечивается горизонтальный срыв водного потока, упрощается конструкция надувного днища, уменьшается вес лодки и повышается ее надежность. Фиг. 1.

Полезная модель относится к области судостроения, в частности к надувным моторным лодкам.

В последнее время все большее распространение получили надувные моторные баллонные лодки с незамкнутым А-образным в плане контуром бортов и надувным днищем, которые отличаются надежностью, высокой грузоподъемностью, малым весом и хорошими судоходными качествами.

В частности, известна моторная надувная лодка, содержащая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец и эластичное днище, присоединенное к бортам в их нижней части, которая описана в патенте РФ на изобретение 2287449 (опубликован 20.11.2006 г.) [1]. Надувное днище лодки [1] состоит из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру. В качестве средства, создающего килеобразную форму днища, используют формообразующие перегородки, которые расположены внутри надувного днища. Нижняя часть днища имеет дополнительный слой из эластичного материала, а транец, установлен в корму лодки на надувное днище. При этом за транцем в корме известной лодки [1] устанавливаются два кармана-держателя из эластичного материала в виде треугольников, одна из сторон которых закреплена в нижней части борта, а другая снаружи надувного днища, в которые вставлены жесткие транцевые плиты в виде трех или четырехугольников.

Указанные транцевые плиты в известной лодке [1] предназначены для улучшения судоходных характеристик лодки, в частности, для борьбы с эффектом срыва воды в кормовой части лодки. Необходимо отметить, что проблема срыва воды в кормовой части лодки в целом характерна для моторных баллонных лодок с надувным днищем и решается различными способами.

Например, известна моторная надувная лодка, содержащая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец и надувное днище с формообразующими перегородками крыловидной формы, которая описана в патенте РФ на полезную модель 109735 (опубликован 27.10.2011 г.) [2]. В моторной надувной лодке [2] за транцем в корме лодки к бортам и нижней части днища могут быть прикреплены косынки или интерцептор, выполненные из эластичного материала или плотной литой детали.

Наиболее близкой к заявленной полезной модели является моторная надувная лодка, включающая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец и надувное днище, присоединенное к бортам в их нижней части, которая описана в патенте РФ на изобретение 2389633 (опубликован 20.05.2010 г.) [3]. Для улучшения характеристик срыва воды в кормовой части надувное днище моторной лодки [3] имеет плоский торец, что достигается закреплением эластичной литой детали в торце днища или прикреплением торца днища к торцам продольных перегородок, расположенных внутри него. Альтернативно, или в дополнении к этому, на нижнюю поверхность надувного днища лодки [3] в кормовой его части устанавливается эластичная или жесткая пластина, имеющая Т или Г-образную форму. Моторная надувная лодка [3] была выбрана в качестве прототипа настоящей полезной модели.

Как описано выше, известные лодки [1, 2, 3] обладают хорошими судоходными характеристиками, однако их недостатками являются конструктивная сложность средств, которыми они оборудованы для борьбы со срывом водного потока в корме лодки, необходимость дополнительных технологических процессов по установке указанных средств и соответственно увеличение стоимости изготовления лодки. Недостатком лодки [3], выбранной прототипом полезной модели, также является поперечный выступ на нижней поверхности днища, образуемый торцом жесткой или эластичной пластиной, установленной с нижней части надувного днища, который увеличивает сопротивление днища водному потоку, а также создает опасность срыва пластины в случае удара о днище в области указанной неровности. Аналогичная неровность, образуемая торцом интерцептора с нижней части днища, присутствует в лодке [2]. Кроме того, и жесткие транцевые плиты в кормовых карманах-держателях лодки [1], и установленные за транцем в корме лодки [2] косынки или интерцептор, и дополнительная пластина и/или литая торцевая деталь днища лодки [3] приводят к увеличению веса лодки, что является крайне нежелательным. Наконец, известные лодки [1, 2, 3] не имеют достаточных средств защиты нижней поверхности надувного днища от внешних механических воздействий, например, ударов и трения, которые весьма вероятны при использовании лодки в мелководных водоемах.

Таким образом, существует необходимость в разработке надувной моторной лодки, лишенной указанных выше недостатков, присущих лодкам, известным из уровня техники.

Задачей настоящей полезной модели является создание надувной моторной лодки с надувным днищем, обладающей высокими ходовыми качествами и надежностью, а также являющейся технологичной и экономичной в производстве. Техническим результатом, достигаемым при осуществлении полезной модели, является обеспечение горизонтального срыва водного потока в кормовой части лодки при одновременном упрощении, конструкции надувного днища и уменьшении веса лодки.

Поставленная задача решается тем, что предложена моторная надувная лодка, содержащая образованный баллонами незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец и надувное днище из эластичного материала, соединенное с бортами по их внутреннему контуру и содержащее верхнюю часть днища, нижнюю часть днища и продольные перегородки внутри днища, которая отличает тем, что продольная длина нижней части днища больше, чем продольная длина верхней части днища, причем в кормовой части днища его нижняя часть соединена с верхней частью днища в месте крепления транца и выходит за пределы верхней части днища в продольном направлении.

В вариантах осуществления полезной модели надувное днище моторной надувной лодки характеризуется тем, что его нижняя и/или верхняя части содержат множество слоев эластичного материала, причем, дополнительно, нижняя часть днище может быть выполнена из более толстого и/или прочного и/или плотного эластичного материала, чем его верхняя часть.

В других вариантах осуществления полезной модели моторная надувная лодка характеризуется тем, что на выходящий за пределы верхней части днища сегмент нижней части днища, с его верхней стороны, нанесен по меньшей мере один дополнительный слой эластичного материала и/или установлена по меньшей мере одна жесткая деталь.

Кроме того, в одном из вариантов осуществления полезной модели, выходящий за пределы верхней части днища сегмент нижней части днища может быть выполнен в плане в виде прямоугольника, две боковые стороны которого примыкают к бортам лодки, или, предпочтительно, выходящий за пределы верхней части днища сегмент нижней части днища может быть выполнен в плане в виде симметричной относительно центральной продольной оси лодки фигуры, боковые стороны которой примыкают к бортам лодки и имеют одинаковую длину, причем высота упомянутой фигуры на центральной продольной оси лодки меньше длины ее боковых сторон, примыкающих к бортам лодки.

В следующем варианте осуществления моторная надувная лодка характеризуется тем, что с нижней стороны нижней части днища лодки, на центральной продольной оси лодки по всей длине днища, установлен жесткий профиль.

В дополнительном варианте осуществления моторная надувная лодка характеризуется тем, что с нижней стороны на нижней части днища лодки установлено множество дополнительных отрезков жесткого профиля, ориентированных параллельно продольной оси лодки и разнесенных в поперечном направлении по площади днища. Длина упомянутых дополнительных отрезков жесткого профиля может быть меньше продольной длины надувного днища, и в этом случае упомянутые дополнительные отрезки жесткого профиля устанавливаются в задней части днища.

В данном варианте осуществления полезной модели надежность лодки существенно повышается за счет защиты нижней поверхности надувного днища указанными профилями.

В следующем варианте осуществления моторная надувная лодка характеризуется тем, что в кормовой части днища его нижняя часть соединена с верхней частью днища посредством поперечной перегородки из эластичного материала, соединенной по своему периметру с верхней и нижней частями днища, соответственно. В этом варианте осуществления упомянутая поперечная перегородка в кормовой части днища может быть дополнительно соединена с торцами продольных перегородок внутри днища.

В еще одном варианте осуществления моторная надувная лодка характеризуется тем, что ее надувное днище соединено с бортами лодки в их нижней части. В альтернативном варианте осуществления верхняя часть надувного днища лодки может быть соединена с бортами в средней части бортов, а нижняя часть днища - в нижней части бортов.

Сущность полезной модели поясняется ниже на примере нескольких вариантов осуществления предлагаемой надувной моторной лодки, поясняемых чертежами, на которых:

фиг. 1 - представлен схематичный вид сверху в плане надувной моторной лодки в варианте осуществления полезной модели;

фиг. 2 - представлен частичный схематичный вид кормовой части надувной моторной лодки в варианте осуществления полезной модели; и

фиг. 3 - представлен схематичный вид снизу в плане надувной моторной лодки в варианте осуществления полезной модели.

Как показано на фиг. 1, моторная надувная лодка в варианте осуществления полезной модели содержит образованный баллонами незамкнутый контур бортов (1) А-образной формы в плане, жесткий транец (2) и надувное днище (3) из эластичного материала, соединенное с бортами по их внутреннему контуру.

Как показано на фиг. 2, надувное днище (3) содержит верхнюю часть (4) днища, нижнюю часть (5) днища и расположенные внутри днища продольные перегородки (6), соединенные с нижней и верхней частями днища, предпочтительно, посредством склеивания. Продольные перегородки (6) являются формообразующими элементами надувного днища, т.е. их форма, которая может быть разной у разных перегородок одной лодки, выбирается такой, чтобы обеспечить необходимую форму поперечного сечения днища, в частности, обеспечить требуемую килеобразную, или, наоборот, по существу плоскую форму днища лодки. Количество продольных перегородок выбирается таким, чтобы придать днищу требуемую жесткость, при этом перегородки располагаются внутри днища симметрично (в равном количестве) относительно центральной оси (X) лодки, преимущественно (но не обязательно), на равном расстоянии друг от друга. Вследствие крепления внутренних поперечных перегородок нижняя и верхняя поверхности надувного днища имеют волнообразный профиль в поперечном сечении, причем минимумы профилей соответствуют точкам крепления (приклеивания) продольных перегородок к верхней и нижней частям днища, соответственно. Полезная модель не ограничена в отношении формы поперечного сечения надувного днища, которая, как известно в данной области техники, может быть разной, и выбирается в зависимости от типа и назначения лодки.

Верхняя (4) и нижняя (5) части днища (3) представляют собой полотнища из эластичного материала, предпочтительно, многослойного эластичного материала, причем продольная длина нижней части (5) днища больше, чем продольная длина верхней части (4) днища. В различных вариантах осуществления лодки нижняя часть днища может быть выполнена из более толстого и/или прочного и/или плотного эластичного материала, чем его верхняя часть.

Как можно видеть на фиг. 1, в кормовой части лодки нижняя часть (5) днища соединена с верхней частью (4) днища в месте крепления транца (2) и выходит за счет большей длины за пределы верхней части (4) днища в продольном направлении. Таким образом, нижняя часть (5) надувного днища (3) лодки включает в себя сегмент (7), выходящий за пределы верхней части (4) днища и находящийся после места установки транца (2). Указанный сегмент (7) нижней части днища исполняет роль пластины, устанавливаемой на нижнюю поверхность кормовой части надувного днища лодки [3], выбранной прототипом полезной модели, обеспечивая оптимальный срыв воды и опору на воду для лодки в режиме глиссирования. При этом в предложенной полезной модели сегмент (7) является неотъемлемой частью полотнища нижней части днища лодки, а не отдельным, дополнительно устанавливаемым на днище элементом.

Более того, сегмент (7) нижней части надувного днища лодки в описанном варианте осуществления полезной модели, форму которого можно просто (в частности, с точки зрения технологического процесса) изменить, может эффективно выполнять все функции как жестких транцевых плит, установленных в карманах-держателях в корме лодки [1], так и интерцептора сложной формы в лодке [2]. На фиг. 1, для примера показан вариант осуществления полезной модели, в котором сегмент (7) нижней части надувного днища выполнен в плане в виде симметричной относительно центральной продольной оси (X) лодки фигуры, боковые стороны которой примыкают и прикреплены (предпочтительно, склеиванием) к бортам лодки и имеют одинаковую длину, причем высота упомянутой фигуры на центральной продольной оси лодки меньше длины ее боковых сторон, примыкающих к бортам лодки. Таким образом, сегмент (7) нижней части надувного днища лодки в этом варианте осуществления включает в себя «крылья», примыкающие к бортам в кормовой части лодки за транцем, которые исполняют роль транцевых плит, широко применяемых в решениях предшествующего уровне техники.

В альтернативном варианте осуществления полезной модели сегмент (7) нижней части (5) надувного днища (3) лодки выполнен в плане в виде прямоугольника, две боковые стороны которого примыкают к бортам лодки. Пример прямоугольной формы сегмента (7) показан на фиг. 1 пунктирной линией.

Для усиления и придания жесткости сегменту (7) нижней части (5) надувного днища (3) лодки, в одном из вариантов осуществления полезной модели на него, с его верхней стороны, наносится по меньшей мере один дополнительный слой эластичного материала. В альтернативном или дополнительном варианте осуществления на сегмент (7) с его верхней стороны может быть установлена по меньшей мере одна жесткая деталь. Поскольку в описанных вариантах осуществления полезной модели нанесение усиливающих сегмент (7) средств (дополнительных слоев эластичного материала и/или жестких деталей) осуществляется с верхней стороны сегмента, это не приводит к формированию поперечной неровности на нижней поверхности надувного днища.

Как показано на фиг. 3, для защиты нижней части (5) надувного днища (3) моторной лодки от внешнего механического воздействия, в частности, ударов и трения, с нижней стороны нижней части днища предложенной моторной надувной лодки может быть установлен жесткий профиль (8), предпочтительно, на центральной продольной оси (X) лодки и по всей длине днища (3). Примерная форма поперечного сечения профиля (8) также показана на фиг. 3. Ширина профиля (8) может быть различной и выбираться в зависимости от типа лодки, в частности, ширина профиля может составлять 45, 60 или 70 мм. Установка указанного жесткого профиля особенна важна для лодок с выраженной килеватостью днища.

Кроме того, в варианте осуществления полезной модели с нижней стороны на нижней части днища лодки установлено множество дополнительных отрезков жесткого профиля (9), ориентированных параллельно продольной оси (X) лодки и разнесенных в поперечном направлении по площади днища, например, как показано на фиг. 3. Профиль (9) предпочтительно идентичен профилю (8), однако полезная модель не ограничена в этом отношении, и профиль (9) может отличаться от профиля (8), в частности, по форме сечения и/или ширине.

Как указывалось выше, нижняя (как, впрочем, и верхняя) поверхность надувного днища (3) обычно имеет волнообразный профиль в поперечном сечении днища. Учитывая это, множество дополнительных отрезков жесткого профиля (9) предпочтительно устанавливаются в местах максимумов профиля нижней поверхности днища, как наиболее подверженных внешним механическим воздействиям. Соответственно, предпочтительным является выбор числа дополнительных отрезков жесткого профиля (9), равного числу максимумов профиля нижней поверхности днища (2) в поперечном сечении. Вместе с тем, полезная модель не ограничена в этом отношении, и учитывает возможность установки меньшего числа отрезков жесткого профиля (9), чем число максимумов профиля нижней поверхности днища. В этом случае отрезки жесткого профиля (9) предпочтительно устанавливаются в места максимумов профиля нижней поверхности днища, ближайших к центральной продольной оси (X) лодки. В одном из вариантов осуществления полезной модели, длина упомянутых дополнительных отрезки жесткого профиля (9) выбирается так, чтобы быть меньше продольной длины надувного днища в месте установки соответствующего профиля (9). В таком варианте осуществления, отрезки профиля (9) устанавливаются в задней части днища, предпочтительно так, что концы отрезков профиля достигали заднего конца нижней части (5) надувного днища, как это показано на фиг. 3.

В одном из вариантов осуществления полезной модели, в кормовой части надувного днища его нижняя часть (5) соединяется с верхней частью (4) посредством поперечной перегородки из эластичного материала, например, как изображено на фиг. 2. При этом упомянутая поперечная перегородка соединяется по своему периметру с верхней и нижней частями днища, предпочтительно, посредством склеивания. В дополнительном варианте осуществления упомянутая поперечная перегородка также соединяется с торцами продольных перегородок внутри днища, что позволяет обеспечить поддержание близкой к плоскости формы наружной поверхности указанной перегородки.

В варианте осуществления полезной модели верхняя (4) и нижняя (5) части надувного днища (3) непосредственно соединены друг с другом (преимущественно, склеиванием) по периметру контура бортов, при этом надувное днище (3) соединено с бортами (1) лодки в их нижней части. В альтернативном варианте осуществления верхняя часть (4) надувного днища (3) соединена с бортами (1) лодки в средней части бортов, а нижняя часть (5) днища - в нижней части бортов.

Описанные выше варианты осуществления полезной модели являются лишь примерными и представлены в целях раскрытия и пояснения сущности полезной модели, но не ограничения ее объема. Объем полезной модели определяется формулой полезной модели и ее эквивалентами, которые станут очевидными для специалистов в данной области техники после ознакомления с настоящим описанием и формулой полезной модели.

1. Моторная надувная лодка, содержащая образованный баллонами незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец и надувное днище из эластичного материала, соединенное с бортами по их внутреннему контуру и содержащее верхнюю часть днища, нижнюю часть днища и продольные перегородки внутри днища, отличающаяся тем, что

продольная длина нижней части днища больше, чем продольная длина верхней части днища, причем в кормовой части днища его нижняя часть соединена с верхней частью днища в месте крепления транца и выходит за пределы верхней части днища в продольном направлении.

2. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что нижняя часть днища выполнена из более толстого, и/или прочного, и/или плотного эластичного материала, чем его верхняя часть.

3. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что нижняя и/или верхняя части надувного днища содержат множество слоев эластичного материала.

4. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что на выходящий за пределы верхней части днища сегмент нижней части днища, с его верхней стороны, нанесен по меньшей мере один дополнительный слой эластичного материала.

5. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что на выходящем за пределы верхней части днища сегменте нижней части днища, с его верхней стороны, установлена по меньшей мере одна жесткая деталь.

6. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что выходящий за пределы верхней части днища сегмент нижней части днища выполнен в плане в виде прямоугольника, две боковые стороны которого примыкают к бортам лодки.

7. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что выходящий за пределы верхней части днища сегмент нижней части днища выполнен в плане в виде симметричной относительно центральной продольной оси лодки фигуры, боковые стороны которой примыкают к бортам лодки и имеют одинаковую длину, причем высота упомянутой фигуры на центральной продольной оси лодки меньше длины ее боковых сторон, примыкающих к бортам лодки.

8. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что с нижней стороны нижней части днища лодки, на центральной продольной оси лодки по всей длине днища установлен жесткий профиль.

9. Моторная надувная лодка по п.8, отличающаяся тем, что с нижней стороны на нижней части днища лодки установлено множество дополнительных отрезков жесткого профиля, ориентированных параллельно продольной оси лодки и разнесенных в поперечном направлении по площади днища.

10. Моторная надувная лодка по п.9, отличающаяся тем, что длина упомянутых дополнительных отрезков жесткого профиля меньше продольной длины надувного днища, причем упомянутые дополнительные отрезки жесткого профиля установлены в задней части днища.

11. Моторная надувная лодка по любому из пп.1-10, отличающаяся тем, что в кормовой части днища его нижняя часть соединена с верхней частью днища посредством поперечной перегородки из эластичного материала, соединенной по своему периметру с верхней и нижней частями днища соответственно.

12. Моторная надувная лодка по п.11, отличающаяся тем, что упомянутая поперечная перегородка в кормовой части днища дополнительно соединена с торцами продольных перегородок внутри днища.

13. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что надувное днище соединено с бортами лодки в их нижней части.

14. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что верхняя часть надувного днища соединена с бортами лодки в средней части бортов, а нижняя часть днища - в нижней части бортов.



 

Похожие патенты:
Наверх