Инвалидное кресло-коляска - тренажер

 

Полезная модель относится к медтехнике и может быть использована для людей, не имеющих возможности двигаться временно из-за болезни или из-за инвалидности, но способных находиться в сидячем положении. Это устройство для людей с ограниченными возможностями в движении. Инвалидное кресло-коляска - тренажер содержит основание, сидение с откидывающимися подлокотниками, ведущие колеса, самоориентирующиеся задние колеса, подножки и ручной привод. Функцию тренажера кресло-коляска имеет за счет блока принудительного поднятия подножек и блока бесконтактного способа приведения колес в движение. Блок принудительного поднятия подножек закрепляется на основании коляски и состоит из эксцентриков, закрепленных на втулках колес, направляющих, по центру которых вверх и вниз двигаются ползуны, вверху ползунов установлены подшипники для взаимодействия с эксцентриками. К нижней части ползунов прикреплены подножки. При движении коляски эксцентрики взаимодействуют с подшипниками, закрепленными на ползуне, и перемещают его по направляющим вместе с подножками вверх-вниз с ходом 120 мм, что равносильно подъему ноги при ходьбе. Блок для бесконтактного способа приведения колес в движение состоит из штанги, которая одним концом свободно закреплена на оси колеса, другой конец штанги соединен с механизмом сцепления с протектором колеса. Механизм сцепления состоит из корпуса, в котором развальцована направляющая втулка, в нее свободно входит металлический стержень. На одной стороне стержня закреплен корпус механизма сцепления с протектором колеса, с другой стороны стержня закреплена ручка. В ручку вставлена пружина, удерживающая основание сцепления в верхнем положении, что позволяет колесу свободно вращаться. При нажатии на ручку пружина сжимается и происходит сцепление корпуса с протектором колеса и последующее движение коляски при перемещении ручки вперед или назад.

Полезная модель относится к медтехнике и может быть использована для людей, не имеющих возможности двигаться временно из-за болезни или из-за инвалидности, но способных находиться в сидячем положении. Это устройство передвижения для людей с ограниченными возможностями в движении. В настоящее время представлено множество моделей инвалидных колясок, отличающихся как дизайном, так и набором технических средств. Инвалидные кресло-коляски делятся на:

- кресло-каталки, если человек сильно ослаблен, и управлять коляской ему не под силу;

- кресло-коляски, если инвалид управляет самостоятельно, используя ручное управление или электропривод;

- коляски с механическим приводом - колеса двигаются силой рук;

- коляски с мотором - электродвигатель или аккумулятор, или топливные элементы.

Известны инвалидные коляски (авт. св. 1785674, 1993 год). Коляска содержит задние ведущие колеса с шестернями и муфтами свободного хода с передним поворотным колесом, шестерни, взаимосвязанные с зубчатыми рейками, жестко закрепленных на нижней поверхности сиденья, с возможностью вращения ведущих колес в противоположные направления.

Недостатками данной коляски является трудоемкое вращение ведущих колес инвалидом, качанием туловища, особенно с большим весом, сложная конструкция.

Известно инвалидное кресло-коляска для помещений, предназначенное для использования в качестве транспортного средства, приводимого вручную, для инвалидов, а также для людей, имеющих ограничения в использовании опорно-двигательного аппарата (RU 5486 U1, МКП A61G 5/00). Эта коляска содержит основание, на котором закреплены ось передних ведущих колес, выполненных с обручем для ручного вращения и связанных с тормозным устройством, одно или два задних опорных самоориентирующихся колеса, подлокотники, подножка, сидение и спинка, рукоятка управления имеет два рычага с левой и правой стороны кресла-коляски. Это устройство принято за прототип.

Основным недостатком данного устройства является невозможность совмещать функции передвижения с функцией реабилитационного устройства - тренажера.

Задача полезной модели - расширить функции коляски, т.е. совместить функцию инвалидной коляски как средства передвижения с функцией реабилитационного тренажера в восстановительный период болезни.

Поставленная задача достигается тем, что в инвалидную коляску, состоящую из основания, двух ведущих и двух самоориентирующихся колес, сидения, подножек, ручки управления для воздействия на ведущие колеса, введен блок для принудительного поднятия подножки во время движения. Для этого к втулкам колес прикреплены эксцентрики, а к раме прикреплены направляющие для подножек. По направляющей для подножки двигается ползун, к которому прикреплен уголок, и при помощи рояльной петли в нижней части ползуна закреплена подножка. В верхней части ползуна закреплены два подшипника и этот ползун посредством эксцентрика и подшипников перемещается по вертикали с ходом 120 мм, что соответствует подъему ноги при ходьбе. Использование предлагаемого блока для принудительного поднятия подножки для каждого колеса позволяет производить принудительное поднятие ног во время движения этой коляски, что необходимо для развития мускульной силы ног. Для обеспечения передвижения коляски введен блок ручного привода для бесконтактного приведения колес в движение: использована штанга нижним концом закрепленная на оси колеса, на верхнем конце штанги закреплена ручка, внутри нее вставлена пружина. Нажимая на ручку вниз, производят сцепление с протектором колеса, двигая этой ручкой вперед или назад производят движение коляски, для остановки движения достаточно прекратить действия с ручками и опустить подлокотники.

Подлокотники выполнены откидывающимися, снабжены фиксаторами, расположенными в передней части подлокотников, состоящими из штанги с вилкой. При опускании подлокотников происходит фиксирование вилки с протектором, тем самым происходит остановка коляски.

Наличие блока бесконтактного способа приведения колес в движение, позволяет свободно передвигаться коляске с помощью самого пользователя, не прибегая к услугам другого человека.

На представленных фотографических материалах показано:

- на фиг. 1 - общий вид инвалидного кресла-коляски - тренажера;

- на фиг. 2 - вид с боку;

- на фиг. 3 - вид под углом 45°;

- на фиг. 4 - блок принудительного поднятия ног;

- на фиг. 5 - блок ручного привода колеса.

На фотографиях приняты следующие обозначения:

1. сиденье;

2. основание;

3. откидывающиеся подлокотники;

4. фиксаторы;

5. ведущие колеса;

6. самоориентирующиеся задние колеса;

7. эксцентрики;

8. подножки;

9. направляющие для механизма подъема подножек;

10. ползуны;

11. подшипники;

12. штанги;

13. корпус механизма сцепления;

14. направляющие втулки;

15. стержни для втулок;

16. пластины с роликовыми подшипниками;

17. ручки для управления движением;

18. пружины возврата механизма сцепления.

На основании 2 предлагаемого инвалидного кресла-коляски - тренажера смонтировано сидение 1 с откидывающимися подлокотниками 3 и фиксаторами 4, два ведущих колеса 5 и два самоориентирующихся задних колеса 6. Два эксцентрика 7 закреплены на втулках ведущих колес, на основании закреплены направляющие 8 для механизма поднятия подножек 9, в направляющих закреплены ползуны 10 таким образом, что они имеют возможность двигаться вверх и вниз по ним. В верхней части ползунов установлены по два подшипника 11 с возможностью взаимодействия с эксцентриками для перемещения подножек вверх и вниз.

Блок ручного привода колеса состоит из штанги 12, один конец которой свободно закреплен на оси переднего колеса, что позволяет ей другим концом, оснащенным механизмом сцепления с протектором колеса, перемещаться по ободу колеса. В корпус механизма сцепления 13 развальцована направляющая втулка 14, в которую свободно входит металлический стержень 15. Один конец стержня соединен с корпусом, на другой конец стержня посажена ручка 17 с пружиной 18, входящей в полость ручки и позволяющей удерживать механизм сцепления в верхнем положении. Пластина с роликовым подшипником 16 предотвращает смещение штанги внутрь.

Инвалидное кресло-коляска - тренажер используется следующим образом. Пользователь садится (или его усаживают) на сиденье коляски, опирается на подлокотники, приводя коляску в неподвижное состояние фиксаторами. После посадки пользователя подлокотники откидываются. При нажатии рук на ручку привода с пружиной стержни по направляющим втулкам опускаются вниз, и корпус механизма сцепления входит в контакт с рисунком протектора колес, ручку отводят вперед, осуществляя тем самым вращение колес и движение коляски вперед. При отпускании ручек пружина возвращает стержни в верхнее положение, корпус выходит из зацепления, ручку отводят назад, вновь повторяют цикл привода коляски в движение.

Чтобы остановить коляску достаточно прекратить действия с ручками для перемещения коляски или опустить подлокотники, или нажать на ручку сцепления. Предлагаемая инвалидная коляска-тренажер обеспечивает следующие преимущества: коляска имеет функцию развивающего средства передвижения - тренажера, для реабилитации больных с различными видами заболеваний; коляска проста по конструкции, технологична и не представляет трудности с промышленным изготовлением.

1. Инвалидное кресло-коляска - тренажер, содержащее основание, сиденье, ведущие колеса, самоориентирующиеся задние колеса, откидывающиеся подлокотники, подножки, привод, отличающееся тем, что кресло-коляска - тренажер снабжено блоком принудительного поднятия подножек и блоком бесконтактного способа приведения колес в движение, подлокотники снабжены фиксаторами стационарного состояния коляски.

2. Инвалидное кресло-коляска - тренажер по п.1, отличающееся тем, что блок принудительного поднятия подножек закреплен на основании коляски и состоит из направляющих для подножек, ползунов, расположенных в центральной части направляющих и имеющих возможность передвижения вверх и вниз по ним, к нижней части ползунов прикреплены подножки, в верхней части ползунов установлены два подшипника для взаимодействия с эксцентриками, установленными на оси ведущих колес.

3. Инвалидное кресло-коляска - тренажер по п.1, отличающееся тем, что блок для бесконтактного способа приведения колес в движение состоит из штанги, один конец которой свободно закреплен на оси переднего колеса, другой конец оснащен механизмом сцепления с протектором колеса, в корпусе механизма сцепления развальцована направляющая втулка, в которую свободно входит металлический стержень, один конец которого соединен с корпусом, на другой конец стержня посажена ручка с пружиной, входящей в полость ручки.



 

Похожие патенты:
Наверх