Система ограничения выброса в окружающую среду радионуклидов при аварии на надводном атомном судне

 

Полезная модель относится к судовой атомной энергетике, в частности, к системам локализации последствий аварии атомной паропроизводящей установки на надводном судне. Техническим результатом является повышение надежности душирующей системы и предотвращение выхода радионуклидов в окружающую среду. Согласно полезной модели система ограничения выброса в окружающую среду радионуклидов на надводном судне снабжена стравливающим клапаном с датчиками его открытия и закрытия, при этом датчик открытия подключен к системе пуска электронасоса душирующей системы, а датчик закрытия соединен с датчиками давления и с системой управления запорной арматурой, причем оба датчика соединены с пультом управления.

Полезная модель относится к системам для защиты окружающей среды атомного надводного судна при разгерметизации первого контура водоводяного реактора паропроизводящей установки.

Известна система для ограничения последствий аварии, связанной с разгерметизацией первого контура реакторной установки. Система предусматривает установку в приямке для сбора воды в реакторном помещении теплообменника-испарителя, соединенного с турбиной и с конденсатором низкокипящей жидкости.

При аварии теплообменник-испаритель получает тепловую энергию аварийного реактора и приводит в действие турбину, которая вращает насос спринклерной воды, насос низкокипящей жидкости и насос охлаждающей воды, благодаря чему обеспечивается отвод тепла из реакторного помещения (Патент RU 2030801 от 10.03.1995 г. МПК6 G21C 13/10, G21C 15/18).

Известна также система снижения аварийного давления с течью первого контура, при которой открываются линии для горячего и охлажденного [А1] теплоносителя от струйных насосов большой и малой производительности. При необходимости ограничения роста давления в защитной оболочке открывается арматура на линии подачи воды к соплам спринклерной системы от струйного насоса большой производительности (патент RU 2102800 [А2] от 20.01.1998 г. МПК6 G21C 15/18) - прототип.

Недостатком такого конструктивного решения является то, что оно не может быть частью судовой конструкции и имеет значительные весогабаритные характеристики из-за толстостенной защитной оболочки и больших запасов воды для системы орошения. Кроме того, утечка растет с увеличением давления и приводит к увеличению радиоактивного загрязнения помещений судна.

Задачей предлагаемой полезной модели является создание системы ограничения выброса радионуклидов в окружающую среду и уменьшение весогабаритных характеристик системы орошения.

Это достигается тем, что система снабжена стравливающим клапаном с датчиками его открытия и закрытия, причем датчик открытия подключен к системе пуска электронасоса системы орошения, а датчик закрытия соединен с датчиком давления на напорном трубопроводе, с системой управления арматурой, причем оба датчика подключены к пульту управления.

Такая система позволяет сбросить за несколько секунд первый пик избыточного давления паровоздушной смеси, которая обладает незначительной активностью примесей, находящихся в теплоносителе контура. Этого времени достаточно для подготовки и пуска системы орошения, при начале работы стравливающий клапан закрывается.

Сущность полезной модели поясняется рисунком, где представлен общий вид системы ограничения выброса в окружающую среду радионуклидов при аварии на атомном надводном судне.

Система является частью судовой конструкции 1, например коффердамом, внутри которого размещена душирующая система 2 с форсунками для разбрызгивания воды в корпусной конструкции, управляемая запорной арматурой 3, напорный трубопровод 4 с датчиком давления 5, с электронасосом 6 и расходной емкостью 7. Корпусная конструкция снабжена стравливающим клапаном 8. Он включает в себя датчик открытия 9 и датчик закрытия 11. Датчик открытия 9 соединен с электронасосом 6 и пультом управления 10. Датчик закрытия 11 соединен с датчиком давления 5, с системой управления запорной арматурой 3 и пультом управления 10. Стравливающий клапан 8 соединен также с вентиляционной мачтой 12.

При разрыве трубопровода первого контура происходит выделение паровоздушной смеси и нарастание избыточного давления в корпусной конструкции. При достижении давления, равного значению уставки, начинает срабатывать стравливающий клапан 8, и паровоздушная смесь выбрасывается в мачту 12. При этом от датчика давления 9 поступают сигналы на запуск электронасоса 6, который берет воду из емкости 7, и на пульт управления 10. Пульт управления 10 дает сигналы на открытие арматуры 3 и на датчик закрытия 11 стравливающего клапана 8. Работа системы орошения 2 подавляет возрастание давления.

Таким образом, повышается надежность душирующей системы и предотвращение загрязнения окружающей среды высокоактивными радионуклидами, которые переходят в воду при действии системы.

Система ограничения выброса в окружающую среду радионуклидов при аварии на надводном атомном судне, включающая часть судовой конструкции с ограниченным объемом с размещенной в нем системой орошения, включающей электронасос, расходную емкость с водой и трубопровод с управляемой запорной арматурой и датчиками давления, отличающаяся тем, что система снабжена стравливающим клапаном с датчиками его открытия и закрытия, при этом датчик открытия подключен к системе пуска электронасоса, а датчик закрытия соединен с датчиком давления, установленным на напорном трубопроводе, системой управления запорной арматурой, причем оба датчика соединены с пультом управления.



 

Наверх