Транспортный контейнер

 

Заявленная конструкция относятся к системам на основе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) одноразового и/или многократного применения, запускаемым с земли в удаленную зону применения. Система доставки содержит транспортный контейнер (ТК) с размещенным в нем, по меньшей мере, одним БПЛА. Последний содержит фюзеляж, размещенную в хвостовой его части с возможностью поворота силовую установку и складное крыло, выполненное натянутым на закрепленный на фюзеляже стержень, в середине которого выполнен пружинный виток. Полезная модель позволяет повысить готовность к применению, скорость и скрытность доставки группы БПЛА и, одновременно, снизить затраты на организацию их доставки ввиду использования стандартных пусковых средств.

Заявленная конструкция относятся к средствам доставки беспилотных летательных аппаратов одноразового и многократного применения, запускаемым с земли в значительно удаленную зону применения.

Из уровня техники известен авиационно-технический комплекс по патенту РФ на полезную модель 97112, размещенный в стандартном носимом контейнере и содержащий два беспилотных летательных аппарата (БПЛА), наземную станцию управления, пусковое устройство и укладку запасных инструментов и приборов. Дополнительно в состав комплекса могут быть также введены: схема зарядки аккумуляторных батарей беспилотных летательных аппаратов и ручного электростартера, источник питания 12 В, зарядные устройства, заправленные топливные баки и ложементы для крепления фюзеляжей летательных аппаратов при транспортировке и хранении и два ложемента для фиксации фюзеляжей при укладке парашютной системы. Размещение известного комплекса в стандартном носимом контейнере существенно упрощает процесс его хранения и транспортировки. Однако, процесс его эксплуатации сопряжен с необходимостью выполнения дополнительных операций, касающихся сборки непосредственно перед запуском как БПЛА, так и систем его запуска/управления, что существенно снижает оперативность разворачивания всей системы в целом.

Частично подобные недостатки устранены размещением БПЛА в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) - см., в частности системы по патентам РФ 2353891, 2315258, в который дополнительно также помещают вышибной заряд и узел инициирования; в дальнейшем, после запуска ТПК, инициируют срабатывание вышибного заряда, как следствие, выброс БПЛА, его раскрытие и полет. Однако, указанные выше системы не универсальны, и предполагают создание и использование специализированных пусковых установок, запускающих БПЛА раздельно, в случае их группового использования.

Задача, решаемая созданием предлагаемой системы, состоит в исключении предполетной подготовки БПЛА, т.е. хранении их полностью готовыми к полету, который может начинаться автоматически, без дополнительных действий, сразу же после доставки БПЛА в зону применения в транспортном контейнере (ТК), и автоматического извлечения из него. Кроме того, в зависимости от калибра стандартной пусковой установки, в качестве которой может быть использован широкий спектр штатных артиллерийских и пехотных вооружений, в ТК может размещаться один или несколько БПЛА. При этом технический результат, достигаемый при решении такой задачи, состоит в повышении готовности к применению, скорости и скрытности доставки группы БПЛА, при одновременном снижении затрат на организацию их доставки ввиду использования стандартных пусковых средств, а также в повышении длительности целевого использования вследствие неиспользования энергии БПЛА для перемещения в зону применения.

Для достижения поставленного результата предлагается транспортный контейнер (ТК), содержащий размещенный в нем, по меньшей мере один снаряженный и готовый к полету БПЛА, при этом ТК выполнен с возможностью размещения в одном из следующих выстрелов: артиллерийский, гранатометный, реактивный, минометный или выполнен разрушаемым или выполнен в виде индивидуального переносного контейнера или выполнен с возможностью перевозки автомобильной и/или бронетехникой или дополнительно оснащен двигателем или метательным зарядом или дополнительно оснащен одной или несколькими секциями для размещения БПЛА или выполнен управляемым.

Возможность достижения поставленного результата, обусловлена, в частности, возможностью использования штатных огневых средств в качестве пусковой установки для доставки ТК в зону применения БПЛА.

Заявленная конструкция иллюстрируется изображениями общего вида БПЛА в предполетном режиме (или режиме транспортировки) (фиг.1) и режиме горизонтального полета (фиг.2).

В общем виде, заявленная конструкция БПЛА характеризуются наличием складного крыла 1, фюзеляжа 2, служащего для размещения, в том числе, полезной нагрузки, аккумулятора (не показан) и силовой установки, расположенной в хвостовой части фюзеляжа с возможностью поворота относительно продольной горизонтальной оси фюзеляжа. Силовая установка в общем виде содержит размещенный в гондоле двигатель и воздушный винт 3.2, лопасти которого выполнены складными в режиме транспортировки. Поворот гондолы относительно продольной горизонтальной оси фюзеляжа посредством тяги (не показана) в режиме полета обеспечивает поворот/подъем/спуск заявленного ЛА. Крыло заявленного ЛА выполнено складным в режиме транспортировки/раскладывающимся в режиме полета, и состоит из треугольного в плане куска гибкого материала, боковыми сторонами (катетами) натянутого (закрепленного) на концах стержня 1.1. Последний выполнен с пружинным витком 1.2 в середине (по аналогии с английской булавкой), что и обеспечивает возможность складывания/раскрытия крыла. Для крепления крыла к фюзеляжу имеется дополнительный стержень 1.3., конец которого закреплен на пружинном витке. К противоположному концу стержня шарнирно крепится гондола двигателя.

В общем виде, функционирование заявленной системы происходит посредством первоначального размещения полностью снаряженного и готового к полету одного или нескольких БПЛА в ТК. В случае использования БПЛА с раскладывающейся конструкцией, они размещаются в ТК в сложенном состоянии. Такое размещение может происходить как в заводских, так и полевых условиях, непосредственно перед выполнением поставленной задачи. В случае размещения нескольких БПЛА в одном ТК, они могут располагаться в едином пространстве или в отдельных секциях, как вокруг продольной оси ТК, так и вдоль нее.

В дальнейшем, производят выстрел или выброс ТК средствами штатного ракетно-артиллерийского (орудие, танк, ракетная пусковая установка и т.п.) или пехотного (гранатомет, противотанковый комплекс, ПЗРК и т.п.) вооружения, например, посредством размещения ТК в штатном выстреле такого вооружения взамен боевой части. После достижения ТК заданной высоты и зоны применения, по сигналу оператора или путем автоматического срабатывания инициирующего устройства происходит раскрытие или разрушение оболочки ТК и, как следствие, попадание БПЛА в открытое пространство при сложенных крыле и лопастях. При переходе в режим полета осуществляется раскрытие последних, например, раскрытие крыла осуществляют благодаря раскручиванию пружинного витка, после расконтривания законцовок крыльев, а раскрытие лопастей винта осуществляется за счет центробежной силы, при вращении винта. Посадка осуществляется с выключенным двигателем в режиме планирования. Сложение лопастей предотвращает их повреждение при касании БПЛА земли, что в совокупности со складным крылом обеспечивает возможность многократного применения БПЛА в составе заявленной системы.

Транспортный контейнер (ТК), содержащий размещенный в нем, по меньшей мере, один снаряженный и готовый к полету БПЛА, при этом ТК выполнен с возможностью размещения в одном из следующих выстрелов: артиллерийском, гранатометном, реактивном, минометном, или выполнен разрушаемым, или выполнен в виде индивидуального переносного контейнера, или выполнен с возможностью перевозки автомобильной и/или бронетехникой, или дополнительно оснащен двигателем или метательным зарядом, или дополнительно оснащен одной или несколькими секциями для размещения БПЛА, или выполнен управляемым.

РИСУНКИ



 

Наверх