Станционный комплекс метрополитена мелкого заложения

 

Полезная модель направлена на создание типовой конструкции станционных комплексов метрополитена мелкого заложения, обеспечивающего уменьшение стоимости, сроков проектирования и строительства. Указанный технический результат достигается тем, что станционный комплекс включает трехпролетную станцию с колоннами,, установленными по обе стороны платформенного участка с шагом в продольном направлении 9000 мм с расстоянием между ними в поперечном направлении 7200 мм, а над поездной зоной платформенного участка размещены пешеходные переходы для пересадки пассажиров на другую станцию, при этом кабельные и вентиляционные коллекторы и тягово-понизительная подстанция размещены над платформенной частью станции в зоне обратной засыпки грунтом. Комплекс оборудован светопрозрачными перегородками с автоматическими платформенными дверями, а в начале и в конце платформенной части расположены лифты для мало мобильных групп пассажиров. 1 з.п.ф., 2 ил.

Предлагаемая полезная модель относится к области строительства, а более конкретно к строительству метрополитена.

Строительство станций такого типа и пристанционных сооружений осуществляется на глубине до 22 м (засыпка до 2 м). Создание таких конструкций экономично и достаточно быстро.

В настоящее время, в связи с необходимостью ускоренного строительства метрополитена возник вопрос создания станций, рассчитанных на поточный метод строительства с соблюдением при этом разнообразия архитектурно-художественного оформления каждой из станций при обеспечении комфортного и безопасного обслуживания пассажиров.

Известен станционный комплекс метрополитена мелкого заложения, включающий станцию с перекрытием, балкой и колоннами, с платформенным участком с поездной и пассажирской зонами и с подплатформенным пространством, подземными вестибюлями с пешеходными переходами и лестничными сходами, лестницами или эскалаторами для спуска на платформу, тягово-понизительную подстанцию, станционную вентиляционную камеру, противодутьевую вентиляционную сбойку и сбойку для прохода, кабельные коллекторы и каналы дымоудаления. (РФ патент на ПМ 103818, опубл. 10.05.2011 Бюл. 13).

Достигаемым при использовании предлагаемой полезной модели техническим результатом является создание типовой конструкции станционных комплексов метрополитена мелкого заложения, обеспечивающего уменьшение стоимости, сроков проектирования и строительства.

Технический результат достигается тем, что в станционном комплексе метрополитена мелкого заложения, включающем станцию с перекрытием, балкой и колоннами, с платформенным участком с поездной и пассажирской зонами и с подплатформенным пространством, подземными вестибюлями с пешеходными переходами и лестничными сходами, лестницами или эскалаторами для спуска на платформу, тягово-понизительную подстанцию, станционную вентиляционную камеру, противодутьевую вентиляционную сбойку и сбойку для прохода, кабельные коллекторы и каналы дымоудаления, станция выполнена трехпролетной с колоннами, установленными по обе стороны платформенного участка с шагом в продольном направлении 9000 мм с расстоянием между ними в поперечном направлении 7200 мм, при этом высота пассажирской зоны платформенной части составляет 7150 мм, расстояние между путями - 14900 мм а над поездной зоной платформенного участка размещены пешеходные переходы для пересадки пассажиров на другую станцию, при этом кабельные и вентиляционные коллекторы и тягово-понизительная подстанция размещены над платформенной частью станции в зоне обратной засыпки грунтом. На платформах установлены светопрозрачные перегородки с автоматическими платформенными дверями, а в начале и в конце платформенной части расположены лифты для мало мобильных групп пассажиров.

Выполнение станции трехпролетной позволяет обеспечить надежность конструкции и безопасность пассажиров. Использование в конструкции станции колонн позволяет осуществить равномерное распределение нагрузки на фундаментную плиту и одновременно снизить объем строительных материалов, что существенно снижает стоимость строительства. Кроме того, увеличивается за счет колонн проходная часть станции, что обеспечивает исключение пересечения пассажирских потов при высадке-посадке и входе-выходе пассажиров.

Выбор приведенных размеров сделан на основе анализа и оптимизации опыта строительства станций мелкого заложения, имеющих свои особенности. Это позволило максимально использовать все имеющееся пространство комплекса и обеспечить комфорт и безопасность пассажиров, а также доставку, передвижение и транспортировку мало мобильных групп пассажиров, так как указанные размеры позволяют разместить специальные лифты.

Установка по краям платформы в пассажирской зоне светопрозрачных перегородок с автоматическими платформенными дверями позволяет обеспечить безопасность посадки- высадки пассажиров. Наличие в начале и в конце платформенной части лифтов для мало мобильных групп пассажиров позволяет обеспечить их комфортное и безопасное передвижение в станционном комплексе.

Вестибюли на станциях мелкого заложения располагаются слева и справа от платформенного участка как его продолжение. Эскалаторы спуска на платформу размещаются в объеме вестибюлей. Пешеходные переходы являются частью вестибюлей, их длина и количество лестничных сходов назначаются в соответствии с градостроительной ситуацией. Размещение кабельных и вентиляционных коллекторов и тягово-понизительной подстанция над платформенной частью станции в зоне обратной засыпки грунтом позволяет рационально использовать весь объем котлована (включая зону обратной засыпки).

Предлагаемое конструктивное решение станционного комплекса позволяет максимально использовать весь полезный объем станции.

Полезная модель поясняется чертежом, где на фиг. 1 представлен поперечный разрез станционного комплекса, на фиг. 2 - продольный разрез станционного комплекса.

Станционный комплекс метрополитена мелкого заложения, включает трехпролетную станцию 1 с перекрытиями 2, 3, 4, колоннами 5, боковыми стенками и основанием (лотком) 6. На станции расположен платформенный участок 7 с поездной 8 и пассажирской 9 зонами, лифты для мало мобильных групп пассажиров и пожарных подразделений 10, пешеходные переходы для пересадки пассажиров 11, эскалаторы 12, ведущие в вестибюль 13 с платформенного участка 7, светопрозрачные перегородки с автоматическими платформенными дверями 14. В подплатформенном пространстве 15 размещены два канала дымоудаления и коммуникационный коллектор (на чертеже не показаны). Над платформенным участком размещены кабельные и вентиляционные коллекторы 17 и тягово-понизительная подстанция 18. На станции также размещены в объеме подземного вестибюля станционная вентиляционная камера (на чертеже не показано). При этом пролет станции равен 22,2 м, высота от уровня платформы до перекрытия пассажирской части платформенного участка равна 7,15 м, ширина платформы равна 12,0 м, а высота станции с учетом подплатформенного пространства, лотка и перекрытий равна 19,640 м.

Предлагаемая полезная модель функционирует следующим образом. Пассажиры с поверхности земли по лестничным спускам и пешеходным переходам входят в кассовый зал станционного комплекса (на чертеже не показано), проходят в вестибюль 13 и по эскалаторам 12 спускаются на платформу 7. Аналогично осуществляется и выход пассажиров со станции: пассажиры выходят на платформенный участок 7 и по эскалаторам 12 поднимаются в вестибюль 13 и далее проходят на выход. Для пересадки на другую станцию пассажиры пользуются переходами 11.

Таким образом, предлагаемая полезная модель позволяет обеспечить возможность компактного размещения необходимого современного технологического оборудования для функционирования метрополитена, удобную коммуникационную связь различных частей станционного комплекса и обеспечивает высокий экономический эффект при строительстве в геологических условиях, характерных для городской застройки, в частности в Москве.

Предлагаемая конструкция обеспечивает комфортное пребывание и передвижение пассажиров и рассчитана на перспективное увеличение пассажиропотоков. Кроме того она позволяет создание различных архитектурных образов, сохраняющих и развивающих традиции метрополитена.

Таким образом, заявленная полезная модель обеспечивает достижение технического результата - создание типовой конструкции станционных комплексов метрополитена мелкого заложения, обеспечивающего уменьшение стоимости, сроков проектирования и строительства.

1. Станционный комплекс метрополитена мелкого заложения, включающий станцию с перекрытием, балкой и колоннами, с платформенным участком с поездной и пассажирской зонами и с подплатформенным пространством, подземными вестибюлями с пешеходными переходами и лестничными сходами, лестницами или эскалаторами для спуска на платформу, тягово-понизительную подстанцию, станционную вентиляционную камеру, противодутьевую вентиляционную сбойку и сбойку для прохода, кабельные коллекторы и каналы дымоудаления, отличающаяся тем, что станция выполнена трехпролетной с колоннами, установленными по обе стороны платформенного участка с шагом в продольном направлении 9000 мм с расстоянием между ними в поперечном направлении 7200 мм, при этом высота пассажирской зоны платформенной части составляет 7150 мм, расстояние между путями - 14900 мм, а над поездной зоной платформенного участка размещены пешеходные переходы для пересадки пассажиров на другую станцию, при этом кабельные и вентиляционные коллекторы и тягово-понизительная подстанция размещены над платформенной частью станции в зоне обратной засыпки грунтом.

2. Станционный комплекс метрополитена мелкого заложения по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен светопрозрачными перегородками с автоматическими платформенными дверями, а в начале и в конце платформенной части расположены лифты для мало мобильных групп пассажиров.



 

Наверх