Центробежный насос с разъемом корпуса в плоскости оси вала

 

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в тех механизмах, где необходимо регулирование положения деталей и торцевых зазоров, например торцевых зазоров между рабочим колесом и корпусом в центробежных насосах.

Центробежный насос содержит разъемный корпус 1, в котором на подшипниках 2 установлен вал 3 с центробежным колесом 4, упирающимся в трубчатую деталь 5 (шнек), через регулировочное кольцо 6, которое в свою очередь упирается в буртик 7, выполненный на валу 3. При этом кольца 6 выполнены разъемными в виде двух или более сегментов 8. Фиксация сегментов 8 от выпадения осуществляется при помощи бандажа 9 Г-образного сечения. Возможен вариант выполнения сегментов 8 с Г-образным сечением (Фиг.3). Возможен также вариант установки сегментов 8 в кольцевой канавке 10 вала 3 (Фиг.3).

Монтаж центробежного насоса осуществляют следующим образом.

При снятой верхней части корпуса 1 устанавливают в нем вал 3 с центробежным колесом 4, подшипниками 2 и трубчатой деталью (шнеком) 5.

Для выравнивания зазоров между колесом 4 и корпусом 1 устанавливают сегменты 8 регулировочного кольца 6 нужной толщины (или набор колец 6) и фиксируют их от выпадения при помощи бандажа 9.

Таким образом, при сборке насоса для настройки зазоров достаточно сдвига Г-образного кольца на незначительную величину (порядка 15 мм) вместе с рядом расположенными другими деталями, то есть нет необходимости для разборки ротора насоса.

Возможен вариант выполнения сегментов 8 регулировочного кольца 6 с Г-образным поперечным сечением (Фиг.3). При этом роль упорного буртика 7 выполняет торец канавки 10. При переустановке кольца 6 Г-образного поперечного сечения на 180° обеспечивается сдвиг центробежного колеса 4 на величину , как показано на Фиг.3.

При этом указанный сдвиг не требует изготовления новых сегментных регулировочных колец 6.

Использование полезной модели обеспечивает достижение следующего технического результата: улучшение эксплуатационных свойств насоса в части обеспечения регулировки осевого положения только той детали, которая в этом нуждается - а именно: колеса насоса- и без демонтажа деталей с вала.

7 З.П. Ф-ЛЫ, 3 ИЛ.

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в тех механизмах, где необходимо регулирование положения деталей и торцевых зазоров, например торцевых зазоров между рабочим колесом и корпусом в центробежных насосах.

При сборке насосов, вследствие допусков на размеры собираемых деталей, возникает необходимость перестановки колеса вдоль оси вала и фиксации его в нужном положении для обеспечения торцовых зазоров между торцами колеса и корпуса насоса.

Известен насос, в котором колесо перемещается относительно корпуса насоса вместе с валом и другими установленными на нем деталями вдоль оси вращения, а регулировочное кольцо устанавливается между корпусом и торцем кольца упорного подшипника [Малюшенко В.В., «Динамические насосы» Атлас. М, Машиностроение, М., 1984 г., стр.54, лист 32].

Известная конструкция позволяет уменьшить количество деталей, демонтируемых с вала, но вносит другой недостаток- вместе с колесом осевое положение относительно корпуса изменится и у других деталей, смонтированных на валу, что не всегда допустимо и не всегда целесообразно.

В качестве прототипа выбран центробежный насос с разъемом корпуса в плоскости оси вала, содержащий установленный в корпусе вал с буртиком, а также закрепленное на валу центробежное колесо, упирающееся своим торцом через трубчатую деталь и регулировочное кольцо в буртик вала [Малюшенко В.В., «Динамические насосы» Атлас. М, Машиностроение, М., 1984 г., стр.63, лист 41].

Известная конструкция имеет следующие существенные недостатки:

- неудобство демонтажа регулировочного кольца, так как для этого требуется снятие с вала колеса и других деталей для доступа к регулировочному кольцу;

- сложность расчета необходимой ширины регулировочного кольца;

- необходимость изготовления нескольких колец разной ширины до сборки насоса или изготовления кольца с нужной шириной непосредственно при сборе насоса.

Целью полезной модели является улучшение эксплуатационных свойств насоса в части обеспечения регулировки осевого положения только той детали, которая в этом нуждается - а именно: колеса насоса- и без демонтажа деталей с вала.

Поставленная цель достигается тем, что в центробежном насосе с разъемом корпуса в плоскости оси вала, содержащем установленный в корпусе вал с буртиком, а также закрепленное на валу центробежное колесо, упирающееся своим торцом через трубчатую деталь и регулировочное кольцо в буртик вала, согласно полезной модели, регулировочное кольцо выполнено в виде двух или более сегментов, а трубчатая деталь снабжена бандажом Г-образного сечения, охватывающим и фиксирующим сегменты от выпадения.

Для обеспечения технологичности изготовления бандаж выполнен в виде отдельной детали.

При этом центробежный насос может быть выполнен с колесом двустороннего входа.

Для повышения точности регулирования положения колеса на валу установлены последовательно несколько регулировочных колец.

С целью обеспечения унификации сегменты каждого регулировочного кольца выполнены с одинаковой толщиной.

Для снижения номенклатуры деталей сегменты имеют Г-образное сечение с возможностью установки их на валу в двух положениях.

С целью упрощения конструкции сегменты установлены в кольцевой канавке, выполненной на валу.

Полезная модель иллюстрирована чертежами: Фиг.1 - продольный разрез фрагмента центробежного насоса двустороннего входа, Фиг.2 - вариант двухслойного регулировочного кольца, Фиг.3 - варианты установки Г-образного регулировочного кольца в проточке вала с разворотом на 180°. Перечень позиций и обозначений на чертежах:

1 - корпус;

2 - подшипник;

3 - вал;

4 - центробежное колесо;

5 - трубчатая деталь (предвключенный шнек центробежного колеса);

6 - регулировочное кольцо;

7 - упорный буртик вала;

8 - сегмент регулировочного кольца;

9 - бандаж Г-образного сечения;

10 - кольцевая канавка на валу;

- торцевой зазор между колесом и корпусом;

- величина смещения колеса при переустановке кольца 6 на 180°.

Центробежный насос содержит разъемный корпус 1, в котором на подшипниках 2 установлен вал 3 с центробежным колесом 4, упирающимся в трубчатую деталь 5 (шнек), через регулировочное кольцо 6, которое в свою очередь упирается в буртик 7, выполненный на валу 3. При этом кольца 6 выполнены разъемными в виде двух или более сегментов 8. Фиксация сегментов 8 от выпадения осуществляется при помощи бандажа 9 Г-образного сечения. Возможен вариант выполнения сегментов 8 с Г-образным сечением (Фиг.3). Возможен также вариант установки сегментов 8 в кольцевой канавке 10 вала 3 (Фиг.3).

Монтаж центробежного насоса осуществляют следующим образом. При снятой верхней части корпуса 1 устанавливают в нем вал 3 с центробежным колесом 4, подшипниками 2 и трубчатой деталью (шнеком) 5.

Для выравнивания зазоров между колесом 4 и корпусом 1 устанавливают сегменты 8 регулировочного кольца 6 нужной толщины (или набор колец 6) и фиксируют их от выпадения при помощи бандажа 9.

Таким образом, при сборке насоса для настройки зазоров достаточно сдвига Г-образного кольца на незначительную величину (порядка 15 мм) вместе с рядом расположенными другими деталями, то есть нет необходимости для разборки ротора насоса.

Возможен вариант выполнения сегментов 8 регулировочного кольца 6 с Г-образным поперечным сечением (Фиг.3). При этом роль упорного буртика 7 выполняет торец канавки 10. При переустановке кольца 6 Г-образного поперечного сечения на 180° обеспечивается сдвиг центробежного колеса 4 на величину , как показано на Фиг.3.

При этом указанный сдвиг не требует изготовления новых сегментных регулировочных колец 6.

Использование полезной модели обеспечивает достижение следующего технического результата: улучшение эксплуатационных свойств насоса в части обеспечения регулировки осевого положения только той детали, которая в этом нуждается - а именно: колеса насоса- и без демонтажа деталей с вала.

1. Центробежный насос с разъемом корпуса в плоскости оси вала, содержащий установленный в корпусе вал с буртиком, а также закрепленное на валу центробежное колесо, упирающееся своим торцом через трубчатую деталь и регулировочное кольцо в буртик вала, отличающийся тем, что регулировочное кольцо выполнено в виде двух или более сегментов, а трубчатая деталь снабжена бандажом Г-образного сечения, охватывающим и фиксирующим сегменты от выпадения.

2. Центробежный насос по п.1, отличающийся тем, что бандаж выполнен в виде отдельной детали.

3. Центробежный насос по п.1, отличающийся тем, что он выполнен с колесом двустороннего входа.

4. Центробежный насос по п.1, отличающийся тем, что на валу установлены последовательно несколько регулировочных колец.

5. Центробежный насос по п.4, отличающийся тем, что сегменты каждого регулировочного кольца выполнены с одинаковой толщиной.

6. Центробежный насос по п.1, отличающийся тем, что сегменты имеют Г-образное сечение.

7. Центробежный насос по п.6, отличающийся тем, что сегменты установлены в кольцевой канавке, выполненной на валу.



 

Похожие патенты:

Устройство относится к классу безмасляных приборов, соответственно, в процессе функционирования к рабочему газу не примешиваются масляные пары и прочие загрязняющие вещества. Изобретение отличается простотой конструкции и возможностью применения в трудоемких процессах перекачки большого температурного диапазона жидкостей, что используется во многих отраслях промышленности.

Устройство относится к классу безмасляных приборов, соответственно, в процессе функционирования к рабочему газу не примешиваются масляные пары и прочие загрязняющие вещества. Изобретение отличается простотой конструкции и возможностью применения в трудоемких процессах перекачки большого температурного диапазона жидкостей, что используется во многих отраслях промышленности.
Наверх