Система видеорегистрации нейро- и патопсихологических обследований пациентов неврологической клиники

 

Полезная модель относится к медицине, в частности, к нейропсихологии и нейрореабилитации больных с нарушениями высших психических функций в результате заболеваний головного мозга различной этиологии. Видеорегистрация процедуры нейро- и патопсихологического обследования осуществляется с помощью системы, содержащей основание, на котором установлены скобы для крепления прозрачных файлов с рабочим тестовым материалом внутри них, и опорную стойку, состоящую из двух кронштейнов, соединенных шарниром, что позволяет за счет изменения угла соединения между ними менять высоту кронштейнов, при этом нижний соединен с основанием шарнирно и расположен под таким углом к основанию, при котором файлы с отработанным материалом лежат на нем, не падая, а верхний кронштейн соединен через шарнир с верхней пластиной округлой формы, в которую вмонтированы портативная видеокамера параллельно основанию на такой высоте, которая позволяет фиксировать только рабочее поле с тестовым материалом и руками пациента, выполняющего пробы, два светодиода для освещения рабочего поля, батарейка и подвижно установленная крышка. Используя предлагаемую систему видеорегистрации можно фиксировать различные нейро- и патопсихологические пробы, и осуществляется архивирование процедур нейро- и патопсихологического обследования пациента в видеоформате для последующего просмотра процедуры и ее анализ без участия больного. Система также обеспечивает более точную постановку клинического диагноза и динамическое наблюдение за больным в процессе проводимого курса медикаментозной терапии и восстановительного обучения за счет возможности фиксирования и сохранения результатов нейро- и патопсихологической диагностики.

Полезная модель относится к медицине, в частности, к нейропсихологии и нейрореабилитации больных с нарушениями высших психических функций в результате заболеваний головного мозга различной этиологии.

Традиционная процедура нейропсихологических обследований, принятая в отечественной клинической психологии (А.Р. Лурия. Высшие корковые функции человека. Санкт-Питербург, 2008) носит качественный характер, заключающийся в том, что специалист анализирует не только результат выполнения больным того или иного задания, но и то, каким образом больной работает над данным заданием: в какой последовательности он действует, какие использует стратегии, какие допускает ошибки, как исправляет их. Результаты проведенного обследования фиксируются в протоколе, а затем в заключении нейропсихологического обследования. Однако, даже при тщательной фиксации, все особенности и всю специфику деятельности больного при вышеозначенных обследованиях в протоколе отразить невозможно. Особенно это касается проб на двигательную сферу (проба на реципрокную координацию, проба кулак-ребро-ладонь и др.).

Данная проблема может быть решена с помощью видеосъемки нейропсихологического, а также и патопсихологического обследования больных, позволяющей фиксировать процедуру выполнения больным всех нейро- и патопсихологических проб.

Однако данный подход не может широко использоваться в клинической практике вследствие того, что для проведения видеосъемки обследования больного необходимо получить его согласие, на что готовы далеко не все больные. И даже, в случае получения согласия, проводимая видеосъемка может отвлекать и смущать больного, внося искажения в результаты обследования. Получаемые при этом видеоматериалы, в случае несанкционированной утечки из медучреждения могут вызвать различные негативные последствия.

Решением данной проблемы является осуществление видеозаписи не самого больного, а фрагмента рабочего стола, на котором больной выполняет различные нейро- или патопсихологические пробы (письмо, графика, двигательные пробы и т.п.).

При использовании предлагаемой нами полезной модели - системы видеорегистрации нейро- и патопсихологических обследований - осуществляется видеозапись процедуры выполнения больным различных нейро- и патопсихологических проб, на которой фиксируется только тестовый материал и руки больного, с последующим сохранением получаемых результатов в форме компьютерного файла. При этом больному сообщают, что будет осуществляться видеозапись выполнения им отдельных проб, на которой будет записана только работа его рук.

Существуют видеорегистраторы, использующиеся в автомобилях для регистрации дорожного движения. Однако они фиксируют события в целом.

Ближайщий аналог не выявлен.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является видеорегистрация процедур нейро- и патопсихологических обследований пациента, на которой видны только его руки и тестовый материал, с последующим архивированием всех процедур, что дает возможность:

1. Ознакомиться с фрагментами нейро- и патопсихологического обследования как лечащему врачу, так и логопеду-афазиологу и другим клиническим психологам при обсуждении результатов обследования больного.

2. При написании клиническим психологом нейро- или патопсихологического заключения, вернуться к любому эпизоду обследования и более тщательно проанализировать его.

3. Определять временные параметры выполнения больным различных проб, используя имеющуюся в каждом компьютерном видеоплеере шкалу времени.

4. Фиксировать стратегии деятельности пациента, например, при перерисовывании фигур, какие элементы перерисовываются в первую очередь.

5. Исследовать динамику изменения состояния больного путем сравнения процесса выполнения больными различных проб до и после проведенного курса лечения или восстановительного обучения.

6. Сравнивать процесс выполнения нейро- и патопсихологических проб больными, имеющими одинаковые заболевания, с целью нахождения общих особенностей.

Технический результат достигается тем, что видеорегистрация процедуры нейро- и патопсихологического обследования осуществляется с помощью системы, содержащей основание, на котором установлены скобы для крепления прозрачных файлов с рабочим тестовым материалом внутри них, и опорную стойку, состоящую из двух кронштейнов, соединенных шарниром, что позволяет за счет изменения угла соединения между ними менять высоту устройства, при этом нижний кронштейн соединен с основанием шарнирно и расположен под таким углом к основанию, при котором файлы с отработанным материалом лежат на нем, не падая, а верхний кронштейн соединен через шарнир с верхней пластиной округлой формы, в которую вмонтированы портативная видеокамера параллельно основанию на такой высоте, которая позволяет фиксировать только рабочее поле с тестовым материалом и руками пациента, выполняющего пробы, два светодиода для освещения рабочего поля, батарейка и подвижно установленная крышка, при этом видеокамера обеспечивает запись всей процедуры в течение длительного времени, обеспечивая тем самым возможность в отсутствие пациента более тщательного анализа выполняемых нейро- и патопсихологических тестов, оценку стратегии их выполнения и сравнительного анализа в динамике до и после проводимого курса лечения и восстановительного обучения.

Предлагаемая система видеорегистрации нейро- и патопсихологических обследований больных неврологической клиники иллюстрируется чертежами, представленными на рисунках 1-3. На рис. 1 показан общий вид системы сбоку. На рис. 2 показан вид системы сверху. На рис. 3 показан вид системы сверху с рабочем полем, расположенном на основании, с тестовым материалом внутри прозрачных файлов, закрепленных на основании скобами.

Система видеорегистрации нейро- и патопсихологических обследований больных неврологической клиники содержит:

1. Основание (1), на котором установлены скобы (2) для крепления прозрачных файлов с рабочим материалом внутри них (3).

2. Опорную стойку, состоящую из двух кронштейнов, соединенных шарниром (5а), что позволяет за счет изменения угла соединения между ними менять высоту опорной стойки, при этом нижний кронштейн (4) соединен с основанием шарниром (4а), что обеспечивает создание наклона кронштейна (4) под таким углом, при котором файлы с отработанным материалом лежат на нем, не падая. (Рис. 1, 2)

3. Верхнюю пластину (6) округлой формы, соединенную с верхним концом кронштейна (5) шарниром (6а), внутри которой установлена портативная видеокамера (7) параллельно основанию (1) на такой высоте, которая позволяет видеть только рабочее пространство с тестовым материалом и руки пациента. (Рис. 1, 2)

4. Внутри верхней пластины (6) (Рис. 2, 3) помимо жестко закрепленной винтом (11) портативной видеокамеры (7), устанавлено два светодиода (8), питающиеся от батарейки (9), предназначенные для освещения рабочего пространства, а сверху подвижно закреплена крышка (10), прикрывающая видеокамеру (7), батарейку (9) и светодиоды (8).

На рис. 3 представлен вид системы видеорегистрации сверху, где показано рабочее поле на основании (1), с тестовым материалом внутри прозрачных файлов (3), закрепленных на основании скобами (2). Кронштейн (5) через шарнир (6а) соединен с верхней пластиной (6), которая располагается над основанием, строго параллельно ему так, чтобы было видно рабочее поле и руки пациента.

Система, состоящая из устройства с установленной на нем портативной видеокамерой, благодаря возможности изменения высоты расположения видеокамеры, позволяет устанавливать на нем видеокамеры различных производителей.

Видеорегистрация нейро- и патопсихологического обследования больных осуществляется следующим образом.

Пациент садится за рабочий стол, на котором расположено данное устройство. После проведения беседы с пациентом, в ходе которой специалист выявляет жалобы пациента и другие вопросы, связанные с патологическими нарушениями, специалист переходит непосредственно к нейропсихологическому обследованию пациента, заключающемуся в предъявлении ему различных диагностических проб.

Специалист информирует пациента, что для эффективности обследования будет осуществляться видеозапись выполнения им отдельных проб, на которой будут фиксироваться только его руки. После этого специалист включает видеокамеру и располагает систему так, чтобы больному было удобно выполнять задания. В ходе проведения обследования, специалист переворачивает страницы с тестовым материалом, усложняя задания. После проведения обследования видеокамера отключается, а полученная видеозапись переносится на компьютер и становится доступной для дальнейшего анализа.

Используя предлагаемую систему видеорегистрации можно фиксировать различные нейропсихологические пробы (Нейропсихологическая диагностика, альбом, под редакцией профессора Е.Д. Хомской. Институт общегуманитарных исследований, Московский психолого-социальный институт, Москва 2004 год.):

Пробы двигательной сферы: реципрокная координация, кулак-ребро-ладонь, пробы на слухомоторную координацию и др.

Пробы на зрительный гнозис: зрительно-предметный, симультанный, символический гнозис и др.

Пробы на акустический (речевой) гнозис: поиск напечатанных букв, предметных и сюжетных изображений и др.

Пробы на пространственный гнозис: определение руки и др.

Любые виды графической деятельности и письма больного.

Различные пробы на внимание: таблицы Шульте и др.

Патопсихологические пробы (С.Я. Рубинштейн Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике, Институт Психотерапии, 2010):

Пробы на исследование сенсомоторной сферы: счет по Крепелину, доски Сегена, методика Коса, куб Линка.

Пробы на исследование мышления: исключение лишнего, существенные признаки, простые и сложные аналогии, соотношение пословиц, метафор и фраз, заполнение пропущенных в тексте слов, установление последовательности событий и др.

Пробы на исследование памяти: пиктограмма.

Таким образом, система видеорегистрации нейро- и пато психологических обследований в неврологической клинике позволяет фиксировать и сохранять результаты нейро- и патопсихологической диагностики с целью более точной постановки клинического диагноза и динамического наблюдения в процессе проводимого курса медикаментозной терапии и восстановительного обучения.

Возможность сохранения результатов обследования обеспечивает также проведение обсуждений этих результатов с различными медицинскими специалистами и позволяет клиническим психологом вернуться к любому эпизоду обследования больного и более тщательно проанализировать его результаты.

Система обеспечивает за счет сохранения результатов обследования больного исследование динамики изменения его состояния путем сравнения процесса выполнения больным различных проб до и после проведенного курса лечения или восстановительного обучения.

Кроме того, при выполнении больным различных заданий, используя имеющуюся в каждом компьютерном видеоплеере шкалу времени, можно определять временные параметры выполнения заданий.

Создание видеоархивов с результатами исследований больных открывает новые возможности для научно-исследовательской деятельности и обучения специалистов в сфере неврологии и нейропсихологии.

Система для видеорегистрации нейро- и патопсихологических обследований пациентов неврологической клиники содержит:

а) основание, на котором установлены скобы для крепления прозрачных файлов с рабочим тестовым материалом внутри них;

б) опорную стойку, состоящую из двух кронштейнов, соединенных шарниром, что позволяет за счет изменения угла соединения между ними менять высоту устройства, при этом нижний кронштейн, соединенный с основанием шарниром, расположен под таким углом к основанию, при котором файлы с отработанным материалом лежат на нем, не падая, а верхний кронштейн через шарнир соединен с верхней пластиной округлой формы, в которую вмонтированы портативная видеокамера, два светодиода для освещения рабочего поля, батарейка и подвижно установленная крышка;

в) портативная видеокамера размещена параллельно основанию на такой высоте, которая позволяет фиксировать только рабочее поле с тестовым материалом и руками пациента, выполняющего пробы;

г) при этом в видеокамере осуществляется архивирование процедур нейро- и патопсихологического обследования пациента в видеоформате для последующего просмотра процедуры и ее анализа без участия больного.



 

Наверх