Аэродромная система электроснабжения летательных аппаратов

 

Заявляемая полезная модель относится к области эксплуатации авиационной техники и электротехники и может быть использована при подготовке летательных аппаратов (ЛА) к полетам от любого наземного источника переменного трехфазного тока напряжением 208 В частотой 400 Гц. Задачей полезной модели является обеспечение возможности одновременной подготовки к полетам нескольких ЛА при использовании одного . Технический результат достигается за счет того, что аэродромную систему электроснабжения ЛА, включающую в себя аэродромный передвижной электроагрегат, имеющий источник переменного трехфазного тока напряжением 208 В и частотой 400 Гц и кабели с разъемами аэродромного питания по переменному и постоянному токам, снабжают удлиненной четырехпроводной кабельной сетью (трехфазной с нулевым проводом) и внешними по отношению к аэродромному передвижному электроагрегату модулями-преобразователями, по одному на каждый летательный аппарат, снабженными выпрямительным устройством для получения постоянного тока необходимой мощности напряжением 27 В, однофазным трансформатором для получения однофазного переменного тока напряжением 115 В и частотой 400 Гц и трехфазным трансформатором для получения трехфазного переменного тока напряжением 36 В и частотой 400 Гц из переменного трехфазного тока напряжением 208 В и частотой 400 Гц; при этом обеспечивают одновременную подготовку к полетам нескольких ЛА специалистами нескольких технических расчетов.

Заявляемая полезная модель относится к области эксплуатации авиационной техники и электротехники и может быть использована при подготовке летательных аппаратов (ЛА) к полетам от любого наземного источника переменного трехфазного тока напряжением 208 В и частотой 400 Гц.

Известны способ и устройство, предназначенные для питания бортовой сети ЛА электрическим током при проверке их оборудования и для одиночного или группового электростартерного запуска авиационных двигателей на земле [см., например: 1) http://lmogenavia.ru/aerodrom-podvizhnoj-elektroagregat-apa-5d; 2) RU 2418721 от 27.09.2006; 3) RU 2232109 от 22.09.2003].

Недостатками существующих наземных систем электроснабжения являются: 1) невозможность осуществления одновременной подготовки к полетам нескольких (более двух) ЛА от одного аэродромного передвижного (подвижного) электроагрегата () или от аэродромного электромотора-генератора (АЭМГ), или от электрогенераторной установки (ЭГУ); 2) необходимость использования нескольких (АЭМГ, ЭГУ) для одновременной подготовки нескольких ЛА к полетам, что является дорогостоящей и затратной по расходу топлива и электроэнергии процедурой; 3) невозможность электроснабжения нескольких ЛА низкими напряжениями: постоянным напряжением 27 В и переменным трехфазным напряжением 36 В 400 Гц, - вследствие значительных электрических потерь в кабелях при передаче на большие расстояния (750-800 м).

Наиболее близким по технической сущности к заявляемой полезной модели является аэродромный передвижной электроагрегат [1].

Задачей полезной модели является обеспечение возможности одновременной подготовки к полетам нескольких ЛА при использовании одного АЛА.

Технический результат достигается за счет того, что аэродромную систему электроснабжения ЛА, включающую в себя аэродромный передвижной электроагрегат, имеющий источник переменного трехфазного тока напряжением 208 В и частотой 400 Гц и кабели с разъемами аэродромного питания по переменному и постоянному токам, снабжают удлиненной четырехпроводной кабельной сетью (трехфазной с нулевым проводом) с отводами, каждый их которых снабжен адаптером типа разъема аэродромного питания на каждый летательный аппарат и внешними по отношению к аэродромному передвижному электроагрегату модулями-преобразователями (МП), по числу одновременно обслуживаемых летательных аппаратов, каждый из которых включает в себя выпрямительное устройство (ВУ) для получения постоянного тока необходимой мощности напряжением 27 В из переменного трехфазного тока напряжением 208 В и частотой 400 Гц, однофазный трансформатор для получения однофазного переменного тока необходимой мощности напряжением 115 В и частотой 400 Гц (Тр208/115) и трехфазный трансформатор для получения трехфазного переменного тока необходимой мощности напряжением 36 В и частотой 400 Гц (Тр208/36) из переменного трехфазного тока напряжением 208 В и частотой 400 Гц; при этом обеспечивают одновременную подготовку к полетам нескольких ЛА специалистами нескольких технических расчетов (бригад).

Заявляемая полезная модель иллюстрируется чертежами:

- фиг. 1 - функциональная схема аэродромной системы электроснабжения летательных аппаратов;

- фиг. 2 - функциональная схема модуля-преобразователя.

Она включает в себя следующие функциональные блоки: 1 - аэродромный передвижной электроагрегат; 2 - удлиненная четырехпроводная трехфазная кабельная сеть; 3 - модули-преобразователи (31, 3 2, , 3N); 4 - летательные аппараты (41 , 42, , 4); - количество модулей-преобразователей и количество одновременно обслуживаемых летательных аппаратов; 5 - выпрямительное устройство; 6 - однофазный трансформатор Тр208/115; 7 - трехфазный трансформатор Тр208/36; 8 - аппаратура коммутации и контроля; 9 - штепсельный разъем аэродромного питания.

Заявляемая система одновременного электроснабжения нескольких ЛА работает следующим образом. Переменное трехфазное напряжение 208 В 400 Гц от 1 через удлиненную трехфазную четырехпроводную кабельную сеть 2 с отводами, снабженными разъемами аэродромного питания 9, через модули-преобразователи 31, 32, , 3N, без преобразования, а также параллельно (одновременно) - через выпрямительное устройство 5 и через однофазный 6 и трехфазный 7 трансформаторы - подключается к летательным аппаратам 41, 42, , 4N. Аппаратура коммутации и контроля 8 обеспечивает защиту бортовой сети от перенапряжения и короткого замыкания источников питающих напряжений 1, 5, 6, 7. От каждой «стрелы» аэродромного источника питания 1 и через модули-преобразователи 3 всеми видами напряжения необходимой мощности может быть одновременно запитано до 7.8 ЛА 41, 42, , 4N, занимающих стоянку размером 750-800 м, с возможностью параллельной (одновременной) проверки бортового оборудования несколькими техническими расчетами специалистов при всех видах подготовки ЛА (предварительной, предполетной, к повторному вылету, послеполетной) и для устранения неисправностей.

Система является мобильной и позволяет при необходимости обеспечить быстрое сворачивание, транспортировку и разворачивание в условиях полевого аэродрома.

Технический результат заключается в возможности выполнения одновременной подготовки к полетам нескольких ЛА при ограниченном количестве аэродромных передвижных электроагрегатов, в значительной экономии их моторесурса, а также топлива и горюче-смазочных материалов, и в мобильности системы.

1. Аэродромная система электроснабжения летательных аппаратов, включающая в себя аэродромный передвижной электроагрегат, имеющий источник переменного трехфазного тока напряжением 208 В и частотой 400 Гц и кабели с разъемами аэродромного питания по переменному и постоянному токам, отличающаяся тем, что она снабжена удлиненной трехфазной четырехпроводной кабельной сетью с отводами, каждый из которых снабжен адаптером типа разъема аэродромного питания на каждый летательный аппарат и внешними по отношению к аэродромному передвижному электроагрегату модулями-преобразователями, каждый из которых включает в себя, по меньшей мере, одно выпрямительное устройство, на каждый летательный аппарат, для получения постоянного тока необходимой мощности напряжением 27 В из переменного трехфазного тока напряжением 208 В и частотой 400 Гц, по меньшей мере, один однофазный трансформатор, на каждый летательный аппарат, для получения однофазного переменного тока необходимой мощности напряжением 115 В и частотой 400 Гц и, по меньшей мере, один трехфазный трансформатор, на каждый летательный аппарат, для получения трехфазного переменного тока необходимой мощности напряжением 36 В и частотой 400 Гц из переменного трехфазного тока напряжением 208 В и частотой 400 Гц.

2. Аэродромная система электроснабжения по п.1, отличающаяся тем, что она обеспечивает одновременную подготовку к полетам нескольких летательных аппаратов специалистами нескольких технических расчетов.



 

Наверх