Спускаемый аппарат
Полезная модель относится к ракетно-космической и авиационной технике и может быть использовано для создания спускаемых аппаратов. Требуемый технический результат, заключающийся в прощении устройства, достигается тем, что спускаемый аппарат содержит грузовой контейнер, помещенный во внешнюю оболочку, которая плотно присоединена к грузовому контейнеру по периметру его жесткой носовой части, дисковое крыло, выполненное в форме круга, охватывающего в плане грузовой контейнер, помещенный во внешнюю оболочку, причем, дисковое крыло горизонтально закреплено на центральной оси вращения, соединенной с грузовым контейнером, и выполнено с ориентированными вниз вертикальными загибами, а во внешней оболочке выполнены сквозные каналы, обеспечивающие прохождение воздушных потоков от поверхности внешней оболочки к грузовому отсеку и к внутренней поверхности дискового крыла. 1 ил.
Полезная модель относится к ракетно-космической и авиационной технике и может быть использовано для создания спускаемых аппаратов.
Известен спускаемый аппарат с несущим корпусом [RU 2214351, C2, B64G 1/62, B64D 17/00, B64G 1/12, 20.10.2003], содержащий несущий теплозащищенный корпус с носовой и кормовой частями, парашютную систему посадки, систему управления спуском, устройство амортизации аппарата, при этом, в нем теплозащищенный корпус выполнен составным в виде герметичного отсека и нижней несущей части, шарнирно закрепленной с носовой частью корпуса и связанной телескопическими штангами-ограничителями с герметичным отсеком с возможностью углового поворота нижней несущей части в плоскости симметрии аппарата относительно носовой части, при этом между нижней несущей частью корпуса и герметичным отсеком размещено устройство амортизации аппарата, причем, на кормовой части корпуса установлен двигатель прижатия. Кроме того, устройство амортизации аппарата может быть выполнено в виде расположенных симметрично относительно плоскости симметрии аппарата надувных емкостей с системой подачи и регулирования давления, а двигатель прижатия выполнен в виде твердотопливного ракетного двигателя.
Недостатком этого технического решения является его относительно высокая сложность.
Наиболее близким по технической сущности к предложенному является спускаемый аппарат [RU 82679, U1, B64G 1/12, 20.05.2009], содержащий грузовой контейнер, размещенный в предназначенном для него отсеке, систему торможения и теплозащиты для обеспечения входа и движения спускаемого аппарата в плотных слоях атмосферы, а также радиосредства для его обнаружения и управляемый источник газа с исполнительным средством для включения наддува, размещенный в том же отсеке, что и грузовой контейнер, который имеет жесткую носовую часть, на которой закреплен управляемый источник газа, а система торможения для обеспечения входа и движения спускаемого аппарата в плотных слоях атмосферы выполнена в виде гибкой герметичной оболочки, которая плотно присоединена к грузовому контейнеру по периметру его жесткой носовой части, полностью охватывает грузовой контейнер и является отсеком для его размещения, при этом, гибкая герметичная оболочка снабжена гибкой теплозащитой и выполнена с возможностью наддува из управляемого источника газа и приобретения сферической формы при заполнении газом.
Недостатком наиболее близкого технического решения является его относительно высокая сложность, вызванная, в частности, наличием управляемого источника газа.
Задача, на решение которой направлена предложенная полезная модель, заключается в упрощении технического решения.
Требуемый технический результат заключается в упрощении устройства.
Поставленная задача решается, а требуемый технический результат достигается тем, что, в спускаемый аппарат, содержащий грузовой контейнер, помещенный во внешнюю оболочку, которая плотно присоединена к грузовому контейнеру по периметру его жесткой носовой части, согласно предложенной полезной модели, введены дисковое крыло, выполненное в форме круга, охватывающего в плане грузовой контейнер, помещенный во внешнюю оболочку, причем, дисковое крыло горизонтально закреплено на центральной оси вращения, соединенной с грузовым контейнером, и выполнено с ориентированными вниз вертикальными загибами, а во внешней оболочке выполнены сквозные каналы, обеспечивающие прохождение воздушных потоков от поверхности внешней оболочки к грузовому отсеку и к внутренней поверхности дискового крыла.
На чертеже представлена конструкция спускаемого аппарата, разрез по вертикали.
На чертеже обозначены: 1 - грузовой контейнер, 2 - внешняя оболочка, 3 - сквозные каналы, 4 - дисковое крыло, 5 - центральная ось вращения, 6 - воздушные потоки.
В спускаемом аппарате, грузовой контейнер 1 помещен во внешнюю оболочку 2, которая плотно присоединена к грузовому контейнеру 1 по периметру его жесткой носовой части.
Кроме того, дисковое крыло 4 выполнено в форме круга, охватывающего в плане грузовой контейнер 1, помещенный во внешнюю оболочку 2, причем, дисковое крыло 4 горизонтально закреплено на центральной оси 5 вращения, соединенной с грузовым контейнером 1, и выполнено с ориентированными вниз вертикальными загибами.
Во внешней оболочке 2 выполнены сквозные каналы 3, обеспечивающие прохождение воздушных потоков 6 встречного воздуха при планировании спускаемого аппарата от поверхности внешней оболочки 2 к грузовому контейнеру 1 и к внутренней поверхности дискового крыла 4.
Используется спускаемый аппарат следующим образом.
При спуске в плотных слоях атмосферы внешняя оболочка 2, выполненная из прочного материала, принимает на себя воздействие воздуха, что приводит к торможению спускаемого аппарата. Кроме того, воздушные потоки 6 встречного воздуха поступают от поверхности внешней оболочки 2 к грузовому контейнеру 1 и к внутренней поверхности дискового крыла 4, что приводит к дополнительному торможению. Эффект торможения усиливается благодаря выполнению вертикальных загибов по краям дискового крыла. При этом дисковое крыло выполнено с возможностью вращения, что стабилизирует вертикальную траекторию полета спускаемого аппарата и сглаживает неравномерность воздействия воздушных потоков.
Таким образом, благодаря усовершенствованию известного технического решения достигается требуемый технический результат, заключающийся в упрощении устройства, поскольку при сохранении эффекта торможения исключается необходимость использования управляемого источника газа.
Спускаемый аппарат, содержащий грузовой контейнер, помещенный во внешнюю оболочку, которая плотно присоединена к грузовому контейнеру по периметру его жесткой носовой части, отличающийся тем, что, введены дисковое крыло, выполненное в форме круга, охватывающего в плане грузовой контейнер, помещенный во внешнюю оболочку, причем, дисковое крыло горизонтально закреплено на центральной оси вращения, соединенной с грузовым контейнером, и выполнено с ориентированными вниз вертикальными загибами, а во внешней оболочке выполнены сквозные каналы, обеспечивающие прохождение воздушных потоков от поверхности внешней оболочки к грузовому отсеку и к внутренней поверхности дискового крыла.