Механизм выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а в частности к дистанционным приводам управления коробок передач транспортных средств.

Механизм выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства включает корпус (1), вал передач (2), рычаг переключения передач (3), рычаг выбора передач (5), закрепленную на вале (2) головку включения передач (6) с передней рабочей частью (7) и задней частью (8), устройство возврата (9) головки включения передач (6), устройство фиксации (10) головки (6), представляющее поперечную ось (11) головки (6) и расположенные на ее задней части (8) профильные элементы (12), предназначенные для взаимодействия с шариком (13) фиксатора (14), устанавливаемом в картере (15) коробки передач.

Корпус (1) механизма выполнен в виде основной части (16) и двух боковых стенок (17) и (18), из которых стенка (18), представляет отдельную деталь, разъемно жестко соединенную частью (16) корпуса (1) и имеющую селекторный паз (19), в котором размещена ось (11) головки (6), и имеющую устройство блокировки (20) от случайного включения передачи заднего хода. Профильные элементы (12) механизма выполнены непосредственно в части (8) головки (6) в виде продольно расположенных относительно оси вращения «L» вала передач (2) одного паза (29) и двух выступов (30), последние из которых образуют с наружных своих сторон две наклонные поверхности (31).

Между стенками (17) и (18) корпуса (1) установлен элемент блокировки (32) от случайного включения двух передач, постоянно взаимодействующий с головкой (6) с возможностью перемещения с ней только вдоль оси вращения «L» вала передач (2).

1 н.п.ф., 8 з.п.ф, 5 ил..

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а в частности к дистанционным приводам управления коробок передач транспортных средств.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, выбран механизм управления для механической коробки передач, патент DE 20122866, МПК 7 B60K 20/02, F16Н 61/24, публ. 11.09.2008 г., включающий корпус и установленный в его втулке вал передач, на котором закреплен рычаг переключения передач с инерционной массой, рычаг выбора передач, подвижно установленный на корпусе и кинематически связанный с валом передач, разъемно жестко закрепленную на вале передач головку включения передач с передней рабочей частью и задней частью, устройство возврата головки включения передач в среднее положение из крайних в направлении вдоль оси вращения вала передач, устройство фиксации головки включения передач во всех ее повернутых положениях относительно оси вращения вала передач, представляющее поперечную ось головки включения передач, предназначенную для взаимодействия с селекторным пазом соответствующей детали коробки передач и представляющее профильные элементы, расположенные на задней части головки включения передач и предназначенные для взаимодействия с шариком фиксатора, устанавливаемом в картере коробки передач.

Рычаг выбора передач установлен через ось на кронштейне, который закреплен на корпусе механизма управления, и имеет на одном конце головку - взаимодействующую с валом передач с возможностью перемещения последнего в направлении вдоль его оси вращения, а на другом шарнир для крепления троса выбора передач привода управления.

Рычаг переключения передач жестко соединен центральной частью с валом передач с возможностью поворота последнего относительно его оси вращения и имеет на одном конце инерционную массу, а на другом конце шарнир для крепления троса переключения передач привода управления.

Устройство возврата головки включения передач в среднее положение из крайних в направлении вдоль оси вращения вала передач выполнено в виде посадочных чашек, установленных на вале передач и корпусе, двух расположенных друг в друге пружин, установленных в чашках и предназначенных для возврата вала передач в среднее положение при отклонении его вдоль оси вращения, и в виде одного (среднего) из профильных элементов, расположенных на задней части головки включения передач и предназначенных для взаимодействия с шариком фиксатора, устанавливаемом в картере коробки передач. Пружины возвращают переднюю рабочую часть головки включения передач в паз головки вилки второй (средней) линии выбора передач.

При установленном механизме управления в коробке передач передняя рабочая часть головки включения передач расположена в пазу головки вилки (или каретки) средней линии выбора передач, при перемещении рычагом выбора передач вала передач вверх или вниз, т.е. в одно из двух крайних положений, передняя рабочая часть головки включения передач будет расположена в пазу головки вилки (или каретки) той или иной крайней линии выбора передач, а в это время будет работать устройство возврата головки включения передач в среднее положение из крайних, а именно при перемещении головки включения передач в одно из двух крайних положений, пружины будут приводится в напряженное состояние, а один из профильных элементов (средний) будет взаимодействовать с шариком фиксатора, установленном в картере коробки передач, при снятии перемещающей нагрузки с вала передач, под воздействием энергии пружин вал передач вместе с головкой включения передач вернется в среднее положение, т.е. передняя рабочая часть головки будет расположена в пазу головки вилки (или каретки) средней линии выбора передач.

При включении механизмом одной из передач переднего хода, например, первой передачи, расположенной на первой линии выбора передач, посредством воздействия с привода управления через трос выбора передач передняя рабочая часть головки включения передач переместится в паз головки вилки (или каретки) первой линии выбора передач (т.е. вилки первой и второй передач), затем посредством воздействия с привода управления через трос выбора передач, на рычаг переключения передач и далее вал передач - передняя рабочая часть головки включения передач воздействует на головку вилки (или каретки) первой и второй передач в определенном направлении, а вилка перемещает детали синхронизатора и тем самым включает первую передачу, а в это время будет работать устройство фиксации головки включения передач, а именно поперечная ось головки включения передач входит в один из (соответствующих выбранной первой передачи) участков селекторного паза, выполненного на соответствующей детали коробки передач, тогда как один из (крайних) профильных элементов, расположенных на задней части головки включения передач будет взаимодействовать с шариком фиксатора, установленном в картере коробки передач, при снятии поворотной (включающей) нагрузки с вала передач под воздействием шарика фиксатора на профильные элементы, вал передач вместе с головкой включения передач вернется в среднее положение, т.е. передняя рабочая часть головки воздействуя на головку включенной передачи выключит ее и будет расположена в пазе головки вилки (или каретки) первой линии выбора передач, а затем, при снятии перемещающей нагрузки с вала передач, под воздействием энергии пружин вал передач, вместе с головкой включения передач, вернется в среднее положение, т.е. передняя рабочая часть головки будет расположена в пазу головки (или каретки) вилки средней линии выбора передач.

При включении механизмом передачи заднего хода (она скорее всего расположена на одной из крайних линий выбора передач) происходят аналогичные последовательности и взаимодействия его деталей и устройств, что описаны и выше на примере включения первой передачи. В данной конструкции механизма управления для механической коробки передач (приведенном в техническом решении, выбранным в качестве прототипа) устройство блокировки от случайного включения передачи заднего хода не показано, вероятнее всего такое устройство выполнено отдельно от данного механизма, на приводе управления.

Недостатками данного технического решения механизма выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства являются:

во-первых, механизм представляет не полностью скомпонованный узел, так как селекторный паз устройства фиксации головки включения передач во всех ее повернутых положениях относительно оси вращения вала передач выполнен на отдельной от механизма соответствующей детали, вероятно отдельно установленной в коробке передач, устройство блокировки от случайного включения передачи заднего хода также отсутствует в данном механизме, а вероятнее всего такое устройство выполнено отдельно, на приводе управления, а расположение отдельно от механизма большего числа взаимосвязанных с ним устройств и каких то элементов этих устройств - приводит к сложности настройки правильной работы механизма в результате отклонений при его монтаже с его устройствами и элементами в одно целое, что может приводить к нечеткости включения передач, к ухудшению в обслуживании, так, например, из-за выполнения селекторного паза устройства фиксации головки включения передач отдельно от механизма может приводить к нечеткому включению передач в результате нечеткого совпадения траектории поперечной оси головки включения передач (траектории зависящей от взаиморасположения передней рабочей части головки включения передач и пазов головок вилок (или кареток) на линиях выбора передач) и селекторного паза на отдельной от механизма соответствующей детали, отдельно установленной в коробке передач;

во-вторых, снижение надежности механизма из-за отсутствия элемента блокировки от случайного включения двух передач и опять же, из-за отсутствия в механизме устройства блокировки от случайного включения передачи заднего хода.

Технический результат, достигаемый заявленной полезной моделью, заключается в получении механизма выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства в виде компактного узла с множеством устройств (включающего в себя, кроме устройства возврата головки включения передач в среднее положение из крайних, и устройство фиксации головки включения передач со всеми его элементами за исключением устанавливаемого в корпусе коробки фиксатора, и устройство блокировки от случайного включения передачи заднего хода, и элемент блокировки от случайного включения двух передач), и как следствие этого, заключается в повышении надежности механизма, четкости включения передач, в исключении случайного включения передачи заднего хода и двух передач, в лучшей технологичности монтажа и демонтажа.

Указанная задача достигается тем, что в механизме выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства, включающем корпус и установленный в нем вал передач, на котором закреплен рычаг переключения передач с инерционной массой, рычаг выбора передач, подвижно установленный на корпусе и кинематически связанный с валом передач, на котором закреплена головка включения передач с передней рабочей частью и задней частью, устройство возврата головки включения передач в среднее положение из крайних в направлении вдоль оси вращения вала передач, устройство фиксации головки включения передач во всех ее повернутых положениях относительно оси вращения вала передач, представляющее поперечную ось головки включения передач и расположенные на ее задней части профильные элементы, предназначенные для взаимодействия с шариком фиксатора, устанавливаемом в картере коробки передач, согласно полезной модели, корпус выполнен в виде основной части и двух продольно расположенных относительно друг друга боковых стенок, по меньшей мере одна из которых представляет отдельную деталь, разъемно жестко соединенную с основной частью корпуса и имеющую селекторный паз, в котором размещена поперечная ось головки включения передач, и имеющую устройство блокировки от случайного включения передачи заднего хода в виде собачки, установленной на этой боковой стенке с возможностью перекрытия участков линии одной из передач и задней передачи ее селекторного паза своим рабочим носиком при повороте на оси, закрепленной в этой боковой стенке, и подпружиненной относительно этой оси с возможностью упора своим выступом в ограничивающий элемент этой боковой стенки, а профильные элементы выполнены по меньшей мере в виде одного паза и двух выступов, продольно расположенных относительно оси вращения вала передач, причем между боковыми стенками корпуса установлен элемент блокировки от случайного включения двух передач, постоянно взаимодействующий с головкой включения передач с возможностью перемещения с ней только вдоль оси вращения вала передач.

В частном случае, собачка устройства блокировки механизма установлена на боковой стенке корпуса с возможностью перекрытия своим рабочим носиком при повороте на оси участков линии пятой и задней передач селекторного паза этой боковой стенки.

В частном случае, собачка устройства блокировки механизма подпружинена относительно своей оси спиральной пружиной.

В частном случае, ограничивающий элемент боковой стенки корпуса для упора выступа собачки устройства блокировки механизма выполнен в виде выступающего штифта.

В частном случае, ограничивающий элемент боковой стенки корпуса для выступа собачки устройства блокировки механизма выполнен в виде образующей кромки выреза этой стенки, в котором и расположен выступ собачки.

В частном случае, профильные элементы механизма выполнены непосредственно в задней части головки включения передач в виде одного паза и двух выступов, последние из которых образуют с наружных своих сторон две наклонные поверхности.

В другом частном случае, профильные элементы механизма могут быть выполнены в виде трех пазов и четырех выступов на отдельной пластине, закрепленной на задней части головки включения передач.

В частном случае, элемент блокировки от случайного включения двух передач механизма выполнен в виде блокирующей скобы с двумя выступами и установлен на валу передач с охватом головки включения передач.

В другом частном случае, элемент блокировки от случайного включения двух передач механизма может быть выполнен в виде блокирующей пластина с тремя выступами и установлен в пазах основной части корпуса у свободной боковой стенки.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Сущность полезной модели поясняется на чертежах:

Фиг.1. - механизме выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства, общий вид спереди;

Фиг.2. - механизме выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства, общий вид сбоку;

Фиг.З. - механизме выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства, общий вид сверху;

Фиг.4. - механизме выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства установленный в коробку передач (вид механизма сбоку);

Фиг.5. - разрез А-А на фиг.4.

Предлагаемый механизм выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства включает корпус 1 и установленный в нем вал передач 2, на котором закреплен рычаг переключения передач 3 с инерционной массой 4, и включает рычаг выбора передач 5, подвижно установленный на корпусе 1 и кинематически связанный с валом передач 2, на котором закреплена головка включения передач 6 с передней рабочей частью 7 и задней частью 8, устройство возврата 9 головки включения передач 6 в среднее положение из крайних в направлении вдоль оси вращения «L» вала передач 2, устройство фиксации 10 головки включения передач 6 во всех ее повернутых положениях относительно оси вращения «L» вала передач 2, представляющее поперечную ось 11 головки включения передач 6 и расположенные на задней части 8 головки включения передач 6 профильные элементы 12, предназначенные для взаимодействия с шариком 13 фиксатора 14, устанавливаемом в картере 15 коробки передач.

Корпус 1 механизма выполнен в виде основной части 16 и двух продольно расположенных относительно друг друга боковых стенок 17 и 18, по меньшей мере одна из которых, в частности боковая стенка 18, представляет отдельную деталь, разъемно жестко соединенную с основной частью 16 корпуса 1 и имеющую селекторный паз 19, в котором размещена поперечная ось 11 головки включения передач 6, и имеющую устройство блокировки 20 от случайного включения передачи заднего хода в виде собачки 21, установленной на этой боковой стенке 18 с возможностью перекрытия участков линии одной из передач и задней передачи ее селекторного паза 19 своим рабочим носиком 22 при повороте на оси 23, закрепленной в этой боковой стенке 18, и подпружиненной относительно этой оси 23 с возможностью упора своим выступом 24 в ограничивающий элемент 25 этой боковой стенки 18.

В частном случае показанном на фигурах, собачка 21 устройства блокировки 20 механизма установлена на боковой стенке 18 корпуса 1 с возможностью перекрытия своим рабочим носиком 22 при повороте на оси 23 участков 26, 27 линии пятой и задней передач селекторного паза 19 этой боковой стенки 18.

В частном случае показанном на фигурах, собачка 21 устройства блокировки 20 механизма подпружинена относительно своей оси 23 спиральной пружиной 28.

В частном случае показанном на фигурах, ограничивающий элемент 25 боковой стенки 18 корпуса 1 для упора выступа 24 собачки 21 устройства блокировки 20 механизма выполнен в виде выступающего штифта.

В другом частном случае (не показан на фигурах), ограничивающий элемент 25 боковой стенки 18 корпуса 1 для выступа 24 собачки 21 устройства блокировки 20 механизма может быть выполнен в виде образующей кромки выреза этой боковой стенки 18, в котором и расположен выступ 24 собачки 21.

Профильные элементы 12 механизма, в частном случае показанном на фигурах, выполнены непосредственно в задней части 8 головки включения передач 6 в виде продольно расположенных относительно оси вращения «L» вала передач 2 одного паза 29 и двух выступов 30, последние из которых образуют с наружных своих сторон две наклонные поверхности 31.

В другом частном случае (не показан на фигурах), профильные элементы 12 механизма могут быть выполнены в виде продольно расположенных относительно оси вращения «L» вала передач 2 трех пазов и четырех выступов на отдельной пластине, закрепленной на задней части 8 головки включения передач 6.

Между боковыми стенками 17 и 18 корпуса 1 механизма установлен элемент блокировки 32 от случайного включения двух передач, постоянно взаимодействующий с головкой включения передач 6 с возможностью перемещения с ней только вдоль оси вращения «L» вала передач 2.

В частном случае, элемент блокировки 32 от случайного включения двух передач механизма выполнен в виде блокирующей скобы с двумя выступами 33, 34 и установлен на валу передач 2 с охватом головки включения передач 6.

В другом частном случае (не показан на фигурах), элемент блокировки 32 от случайного включения двух передач механизма может быть выполнен в виде блокирующей пластина с тремя выступами и установлен в пазах основной части 16 корпуса 1 у свободной боковой стенки 17 - противоположно расположенной к боковой стенки 18.

Рычаг выбора передач 5, в частном случае показанном на фигурах, установлен через ось 35 на кронштейне 36, в частности выполненным за одно целое с основной частью 16 корпуса 1 механизма, и имеет на одном конце головку 37 - взаимодействующую с валом передач 2 с возможностью перемещения последнего в направлении вдоль его оси вращения «L», а на другом шарнир 38 для крепления троса выбора передач привода управления (не показан).

Рычаг переключения передач 3, в частном случае показанном на фигурах, жестко соединен центральной частью с валом передач 2 с возможностью поворота последнего относительно его оси вращения «L» и имеет на одном конце инерционную массу 4, а на другом конце шарнир 39 для крепления троса переключения передач привода управления (не показан).

Устройство возврата 9 головки включения передач 6 в среднее положение из крайних в направлении вдоль оси вращения «L» вала передач 2, в частном случае показанном на фигурах, выполнено в виде посадочных чашек 40, 41, 42, установленных на вале передач 2 и корпусе 1, двух расположенных друг в друге пружин 43, 44, установленных в чашках 40, 41, 42 и предназначенных для возврата вала передач 2 в среднее положение при отклонении его вдоль оси вращения «L» вала передач 2, и в виде одного из профильных элементов 12, а именно среднего - паза 29 в задней части 8 головки включения передач 6, предназначенного для взаимодействия с шариком 13 фиксатора 14, устанавливаемом в картере 15 коробки передач.

Установка механизма выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства.

Механизма выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства устанавливается в верхней части картера 16 коробки передач, что положительно сказывается при эксплуатации транспортного средства в зимних условиях при низких температурах, так как при таком расположении механизма отсутствует влияние на него загустевшего масла при заводки двигателя после длительной стоянки, например, утром после ночи на холоде.

При установленном механизме выбора и переключения передач в коробке передач передняя рабочая часть 7 головки включения передач 6 расположена в пазу головки 45 вилки второй (средней) линии выбора передач (т.е. вилки третьей и четвертой передач), а выступы 33 и 34 блокирующей скобы, в виде которой выполнен элемент блокировки 32 от случайного включения двух передач, соответственно расположены в пазах головки 46 вилки первой линии передач и каретки 47 третьей линии выбора передач, при перемещении рычагом выбора передач 5 вала передач 2 вниз, т.е. из среднего в одно из двух крайних положений, передняя рабочая часть 7 головки включения передач 6 переместится в паз головки 46 вилки первой линии выбора передач (т.е. вилки первой и второй передач), тогда как, выступ 33 блокирующей скобы выйдет из паза головки 46 вилки первой линии выбора передач, а выступ 34 окажется кроме паза каретки 47 третьей линии выбора передач еще и в пазе головки 45 вилки второй линии выбора передач, при перемещении рычагом выбора передач 5 вала передач 2 вверх, т.е. из среднего в одно из двух крайних положений, передняя рабочая часть 7 головки включения передач 6 переместится в паз каретки 47 третьей линии выбора передач (т.е. вилки пятой и задней передач), тогда как, выступ 34 блокирующей скобы выйдет из паза головки вилки третьей линии выбора передач, а выступ 33 окажется кроме паза головки 46 вилки первой линии выбора передач еще и в пазе головки 45 вилки второй линии выбора передач. Во время перемещения передней рабочей части 7 головки включения передач 6 по пазам головок вилок линий выбора передач будет работать устройство возврата 9 головки включения передач 6 в среднее положение из крайних в направлении вдоль оси вращения «L» вала передач 2, а именно при перемещении головки включения передач 6 в одно из двух крайних положений, пружины 43, 44 будут приводится в напряженное состояние, а один из профильных элементов 12, а именно паз 29 в задней части 8 головки включения передач 6 будет взаимодействовать с шариком 13 фиксатора 14, установленном в картере 15 коробки передач, при снятии же перемещающей нагрузки с вала передач 2, под воздействием энергии пружин 43, 44 вал передач 2 вместе с головкой включения передач 6 вернется в среднее положение, т.е. передняя рабочая часть 7 головки 6 будет расположена в пазу головки 45 вилки средней (второй) линии выбора передач (т.е. вилки третьей и четвертой передач).

При включении механизмом одной из передач переднего хода, например, первой передачи, расположенной на первой линии выбора передач, посредством воздействия с привода управления через трос выбора передач (не показаны) и рычаг выбора передач 5 - вала передач 2 переместится вниз, а передняя рабочая часть 7 головки включения передач 6 переместится в паз головки 45 вилки первой линии выбора передач (т.е. вилки первой и второй передач), а выступ 33 блокирующей скобы выйдет из паза головки 46 вилки первой линии выбора передач, тогда как, выступ 34 окажется кроме паза каретки 47 третьей линии выбора передач еще и в пазе головки 46 вилки второй линии выбора передач, затем посредством воздействия с привода управления через трос переключения передач (не показаны), на рычаг переключения передач 4 и далее вал передач 2 - передняя рабочая часть 7 головки включения передач 6 воздействует на головку 46 вилки первой и второй передач в определенном направлении, а уже вилка перемещает детали синхронизатора и тем самым включает первую передачу. Во время перемещения передней рабочей частью 7 головки включения передач 6 головки 46 вилки первой линий выбора передач (т.е. вилки первой и второй передач) будет работать устройство фиксации 10 головки включения передач 6, а именно поперечная ось 11 головки включения передач 6 входит в один из (соответствующих выбранной передачи) участков селекторного паза 19 боковой стенки 18, тогда как один из профильных элементов 12, а именно наклонная поверхность 31 с наружной стороны одного из двух выступов 30 на задней части 8 головки включения передач 6 будет взаимодействовать с шариком 13 фиксатора 14, и тем самым, головка включения передач 6 будет удерживаться в таком положении. При снятии поворотной (включающей) нагрузки с вала передач 2 под воздействием шарика 13 фиксатора 14 на профильные элементы 12, вал передач 2 вместе с головкой включения передач 6 вернется в среднее положение на этой первой линии выбора передач, т.е. передняя рабочая часть 7 головки 6 воздействуя на головку 46 вилки первой и второй передач выключит первую передачу, а затем, при снятии перемещающей нагрузки с вала передач 2, под воздействием энергии пружин 43, 44 вал передач 2 вместе с головкой включения передач 6 вернется в среднее положение, т.е. передняя рабочая часть 7 головки 6 будет расположена в пазу головки 45 вилки второй (средней) линии выбора передач (т.е. вилки третьей и четвертой передач).

При включении других передач переднего хода в механизме происходят аналогичные последовательности и взаимодействия его деталей и устройств, что описаны и выше на примере включения первой передачи, единственно, включение пятой передачи, расположенной на третьей линии выбора передач совместно с передачей заднего хода, несколько отличается тем, что при перемещении поперечной оси 11 головки включения передач 6 из среднего нейтрального участка 48 селекторного паза 19 боковой стенки 18 корпуса 1 механизма в участок 26 этого паза 19, соответствующий включению пятой передачи, эта ось 11 упирается в рабочий носик 22 собачки 21 устройства блокировки 20 от случайного включения передачи заднего хода и поворачивает собачку 21 вокруг оси 23, далее при вхождении в участок 26 селекторного паза 19 боковой стенки 18 оси 11, собачка 21 под воздействием спиральной пружиной 28 возвращаясь в свое среднее положение перекрывает своим рабочим носиком 22 вход в участок 27 селекторного паза 19 боковой стенки 18, соответствующий включению задней передачи, тем самым исключая случайное (несанкционированное) перемещению поперечной оси 11 головки включения передач 6 сразу в участок 27 селекторного паза 19 боковой стенки 18 и тем, самым предотвращая включение задней передачи сразу с (высокоскоростной) пятой передачи, ведь обратное неминуемо приведет к поломке зубьев на шестернях. Поворот рабочего носика 22 собачки 21 устройства блокировки 20 в сторону участка 27 селекторного паза 19 боковой стенки 18 ограничивается за счет упора собачки 21 своим выступом 24 в ограничивающий элемент 25 этой боковой стенки 18.

При включении механизмом передачи заднего хода, расположенной на третьей линии выбора передач (т.е. линии пятой передачи и заднего хода), посредством воздействия с привода управления через трос выбора передач (не показаны) и рычаг выбора передач 5 - вала передач 2 переместится вверх, а передняя рабочая часть 7 головки включения передач 6 переместится в паз каретки 47 третьей линии выбора передач (т.е. вилки пятой и задней передач), выступ же 34 блокирующей скобы выйдет из паза каретки 47 третьей линии выбора передач, а выступ 33 окажется кроме паза головки 46 вилки первой линии выбора передач еще и в пазе головки 47 вилки второй линии выбора передач, затем посредством воздействия с привода управления через трос переключения передач (не показаны), на рычаг переключения передач 3 и далее вал передач 2 - передняя рабочая часть 7 головки включения передач 6 воздействует на каретку 47 пятой и задней передач в определенном направлении, а вилка перемещает шестерню задней передачи и тем самым включает одноименную передачу. Во время перемещения передней рабочей частью 7 головки включения передач 6 каретки 47 третьей линий выбора передач (т.е. вилки пятой и задней передач) будет работать устройство фиксации 10 головки включения передач 6, а именно поперечная ось 11 головки включения передач 6 входит в участок 27 селекторного паза 19 боковой стенки 18, при этом поперечная ось 11 головки включения передач 6 перемещается из среднего нейтрального участка 48 селекторного паза 19 боковой стенки 18 корпуса 1 механизма в участок 27 этого паза 19, соответствующий включению задней передачи, при этом, ось 11 упирается в рабочий носик 22 собачки 21 устройства блокировки 20 от случайного включения передачи заднего хода и несколько поворачивает собачку 21 вокруг оси 23, далее при вхождении оси 11 в участок 27 селекторного паза 19 боковой стенки 18 собачка 21 под воздействием спиральной пружины 28 возвращается в свое среднее положение, тогда как один из профильных элементов 12, а именно наклонная поверхность 31 с наружной стороны одного из двух выступов 30 на задней части 8 головки включения передач 6 будет взаимодействовать с шариком 13 фиксатора 14, и тем самым, головка включения передач 6 будет удерживаться в таком положении. При снятии поворотной (включающей) нагрузки с вала передач 2 под воздействием шарика 13 фиксатора 14 на профильные элементы 12, вал передач 2 вместе с головкой включения передач 6 вернется в среднее положение на этой первой линии выбора передач, т.е. передняя рабочая часть 7 головки 6 воздействуя на каретку 47 вилки пятой и задней передач выключит заднюю передачу, а затем, при снятии перемещающей нагрузки с вала передач 2, под воздействием энергии пружин 43, 44 вал передач 2 вместе с головкой включения передач 6 вернется в среднее положение, т.е. передняя рабочая часть 7 головки 6 будет расположена в пазу головки 45 вилки второй (средней) линии выбора передач (т.е. вилки третьей и четвертой передач).

Таким образом, за счет выполнения корпуса механизма в виде основной части и двух продольно расположенных относительно друг друга боковых стенок, по меньшей мере одна из которых представляет отдельную деталь, разъемно жестко соединенную с основной частью корпуса и имеющую селекторный паз, в котором размещена поперечная ось головки включения передач, и имеющую устройство блокировки от случайного включения передачи заднего хода, и за счет выполнения профильных элементов по меньшей мере в виде одного паза и двух выступов, продольно расположенных относительно оси вращения вала передач, а также за счет установки между боковыми стенками корпуса элемента блокировки от случайного включения двух передач, -технический результат, заключающийся в получении механизма выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства в виде компактного узла с множеством устройств (включающего в себя, кроме устройства возврата головки включения передач в среднее положение из крайних, и устройство фиксации головки включения передач со всеми его элементами за исключением устанавливаемого в корпусе коробки фиксатора, и устройство блокировки от случайного включения передачи заднего хода, и элемент блокировки от случайного включения двух передач), и как следствие этого, заключающийся в повышении надежности механизма, четкости включения передач, в исключении случайного включения передачи заднего хода и двух передач, в лучшей технологичности монтажа и демонтажа, в заявляемом техническом решении достигается.

1. Механизм выбора и переключения передач коробки передач транспортного средства, включающий корпус и установленный в нем вал передач, на котором закреплен рычаг переключения передач с инерционной массой, рычаг выбора передач, подвижно установленный на корпусе и кинематически связанный с валом передач, на котором закреплена головка включения передач с передней рабочей частью и задней частью, устройство возврата головки включения передач в среднее положение из крайних в направлении вдоль оси вращения вала передач, устройство фиксации головки включения передач во всех ее повернутых положениях относительно оси вращения вала передач, представляющее поперечную ось головки включения передач и расположенные на ее задней части профильные элементы, предназначенные для взаимодействия с шариком фиксатора, устанавливаемом в картере коробки передач,

отличающийся тем, что корпус выполнен в виде основной части и двух продольно расположенных относительно друг друга боковых стенок, по меньшей мере одна из которых представляет отдельную деталь, разъемно жестко соединенную с основной частью корпуса и имеющую селекторный паз, в котором размещена поперечная ось головки включения передач, и имеющую устройство блокировки от случайного включения передачи заднего хода в виде собачки, установленной на этой боковой стенке с возможностью перекрытия участков линии одной из передач и задней передачи ее селекторного паза своим рабочим носиком при повороте на оси, закрепленной в этой боковой стенке, и подпружиненной относительно этой оси с возможностью упора своим выступом в ограничивающий элемент этой боковой стенки, а профильные элементы выполнены по меньшей мере в виде одного паза и двух выступов, продольно расположенных относительно оси вращения вала передач, причем между боковыми стенками корпуса установлен элемент блокировки от случайного включения двух передач, постоянно взаимодействующий с головкой включения передач с возможностью перемещения с ней только вдоль оси вращения вала передач.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что собачка установлена на боковой стенке корпуса с возможностью перекрытия своим рабочим носиком при повороте на оси участков линии пятой и задней передач селекторного паза этой боковой стенки.

3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что собачка подпружинена относительно своей оси спиральной пружиной.

4. Механизм по п.1, отличающийся тем, что ограничивающий элемент боковой стенки корпуса для упора выступа собачки выполнен в виде выступающего штифта.

5. Механизм по п.1, отличающийся тем, что ограничивающий элемент боковой стенки корпуса для выступа собачки выполнен в виде образующей кромки выреза этой стенки, в котором и расположен выступ собачки.

6. Механизм по п.1, отличающийся тем, что профильные элементы выполнены непосредственно в задней части головки включения передач в виде одного паза и двух выступов, последние из которых образуют с наружных своих сторон две наклонные поверхности.

7. Механизм по п.1, отличающийся тем, что профильные элементы выполнены в виде трех пазов и четырех выступов на отдельной пластине, закрепленной на задней части головки включения передач.

8. Механизм по п.1, отличающийся тем, что элемент блокировки от случайного включения двух передач выполнен в виде блокирующей скобы с двумя выступами и установлен на валу передач с охватом головки включения передач.

9. Механизм по п.1, отличающийся тем, что элемент блокировки от случайного включения двух передач выполнен в виде блокирующей пластины с тремя выступами и установлен в пазах основной части корпуса у свободной боковой стенки.



 

Наверх