Раздвижной карданный вал

 

Раздвижной карданный вал (1) содержит шарниры (2) с крестовинами (3) и подшипниками (4), фланец-вилки (5), размещенное между ними подвижное в осевом направлении шлицевое соединение (6), кольцо уплотнения (7) и стопорные кольца (8) крепления подшипников, заглушки (9). Фланцы (10) и (11) фланец-вилок (5) выполнены разной размерностью, и имеют на своих торцах шлицы (12) для присоединения к агрегатам. Шлицевое соединение (6) состоит из вилки скользящей (13), имеющей шлицы (14) на наружной поверхности, и вилки-вала (15) со шлицами (16) на внутренней поверхности, которые разнесены в радиальном направлении до размеров, превышающих радиальные размеры шарниров. Кольцо уплотнения (7) соединено неподвижно с вилкой скользящей (13), а его длина больше или равна размеру диаметра наружного кольца 17 подшипника. Раздвижной карданный вал может быть выполнен литым или сварным. Была решена задача создания улучшения эксплуатационных характеристик карданного вала за счет обеспечения удобства монтажа и демонтажа вала на автомобиль 1 з.п.ф., 4 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам транспортных машин и стационарных установок, где между ведущими и ведомыми агрегатами возможны относительные перемещения.

Известен раздвижной карданный вал, содержащий два шарнира с крестовинами и подшипниками, две фланец-вилки, подвижное шлицевое соединение, телескопическую защиту с уплотнением, которое состоит из двух частей: уплотнительного кольца и выполненного из износостойкого материала скребка с рабочей кромкой и выступом, при этом телескопическая защита в месте размещения уплотнения снабжена обоймой, отогнутый конец которой контактирует с выступом скребка, выполненного с рабочей кромкой, выступающей за обойму (патент RU 37339, МПК В60К 17/22 (2006.01), опубл. 20.04.2004).

Из-за последовательного расположения шарниров и шлицевого соединения карданный вал имеет большие осевые размеры, что не позволяет располагать ведущие и ведомые агрегаты на относительно небольших расстояниях друг к другу.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является укороченный раздвижной карданный вал с двумя шарнирными соединениями и подвижным шлицевым соединением, который передает крутящий момент между ведущим и ведомым валами под углом друг к другу, при этом подвижное шлицевое соединение обеспечивает перемещение валов друг относительно друга в осевом направлении, а шлицы разнесены в радиальном направлении до размеров, превышающих радиальные размеры шарниров, обеспечивая возможность сближения шарниров (патент RU 2180291, МПК В60К 17/22 (2006.01), опубл. 10.03.2002).

Недостатками данной конструкции является то, что она не обеспечивают достаточного осевого перемещения (ход шлицевого соединения), что делает проблематичным установку данного вала на автомобиль на производстве и при его демонтаже в процессе эксплуатации, кроме того, присоединение такого вала невозможно без внесения дополнительных изменений в смежные (присоединяемые) агрегаты, имеющие другую размерность фланца.

Была поставлена задача улучшить эксплуатационные характеристики карданного вала за счет обеспечения удобства монтажа и демонтажа вала на автомобиль.

Для решения поставленной задачи в раздвижном карданном вале, содержащем два шарнира с крестовинами и подшипниками, две фланец-вилки, выполненные с торцевыми шлицами на фланцах, подвижное в осевом направлении шлицевое соединение, состоящее из вилки скользящей, имеющей шлицы на наружной поверхности, и вилки-вала со шлицами на внутренней поверхности, которые разнесены в радиальном направлении до размеров, превышающих радиальные размеры шарниров, кольцо уплотнения, соединенное неподвижно с вилкой скользящей, фланцы выполнены разной размерностью, а длина уплотнительного кольца больше или равна размеру диаметра наружного кольца подшипника. Кроме того, карданный вал может быть выполнен литым или сварным.

Совокупность отличительных признаков, заключающаяся в том, что фланцы вала выполнены разной размерностью, а длина уплотнительного кольца больше или равна размеру диаметра наружного кольца подшипника, позволяет улучшить удобство установки вала при монтаже и демонтаже на автомобиль, что положительно влияет на эксплуатационные характеристики вала.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг. 1 - раздвижной карданный вал, вид сбоку (литая конструкция);

фиг. 2 - то же, (сварная конструкция);

фиг. 3 - вид А на фиг. 1 и 2;

фиг. 4 - вид Б на фиг 1 и 2.

Раздвижной карданный вал 1 содержит шарниры 2 с крестовинами 3 и подшипниками 4, фланец-вилки 5, размещенное между ними подвижное в осевом направлении шлицевое соединение 6, кольцо уплотнения 7 и стопорные кольца 8 крепления подшипников, заглушки 9.

Фланцы 10 и 11 фланец-вилок 5 выполнены разной размерностью, например KV/XS180 и KV/XS150, и имеют на своих торцах шлицы 12 для присоединения к агрегатам. Выполнение фланцев разной размерностью позволяет также применять данный вал в более широкой номенклатуре автомобилей.

Шлицевое соединение 6 состоит из вилки скользящей 13, имеющей шлицы 14 на наружной поверхности, и вилки-вала 15 со шлицами 16 на внутренней поверхности, которые разнесены в радиальном направлении до размеров, превышающих радиальные размеры шарниров.

Кольцо уплотнения 7 соединено неподвижно с вилкой скользящей 13, а его длина больше или равна размеру диаметра наружного кольца 17 подшипника 4, что позволяет увеличить ход сжатия карданного вала, улучшить удобство монтажа и демонтажа вала.

Раздвижной карданный вал может быть выполнен литым или сварным.

При работе карданного вала крутящий момент от ведущего вала (не показан) через фланец 10, крестовину 3 с подшипником 4, шлицевое соединение 6, вторую крестовину с подшипником, фланец 11 передается на ведомый вал ведомого агрегата (не показан).

Два шарнирных соединения и подвижное шлицевое соединение позволяют ведущему и ведомому агрегатам перемещаться относительно друг друга как в осевом, так и в радиальном направлениях.

Заявляемое техническое решение имеет надежную и простую конструкцию, позволяет улучшить эксплуатационные характеристики карданного вала за счет обеспечения удобства монтажа и демонтажа вала на автомобиль.

Техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Раздвижной карданный вал, содержащий два шарнира с крестовинами и подшипниками, две фланец-вилки, выполненные с торцевыми шлицами на фланцах, подвижное в осевом направлении шлицевое соединение, состоящее из вилки скользящей, имеющей шлицы на наружной поверхности, и вилки-вала со шлицами на внутренней поверхности, которые разнесены в радиальном направлении до размеров, превышающих радиальные размеры шарниров, кольцо уплотнения, соединенное неподвижно с вилкой скользящей, отличающийся тем, что фланцы выполнены разной размерностью, а длина уплотнительного кольца больше или равна размеру диаметра наружного кольца подшипника.

2. Раздвижной карданный вал по п.1, отличающийся тем, что выполнен литым или сварным.



 

Похожие патенты:
Наверх